Вісник Національного транспортного університету, Науково-технічний збірник,

Випуск 29, 2014, Частина 2: Серія «Економічні науки»

Название статьи

Автор(ы)

Аннотация

Стр.

Проблема достоверности финансовой отчетности

Н.В. Антоненко,
Ю.И. Безрук

В статье исследованы методы манипулирования данными финансовой отчетности предприятий и организаций Украины.

Объект исследования – принципы бухучета хозяйственных операций.

Цель работы – определение условий обеспечения и причин недостоверности финансовой отчетности и исследование способов искажения отчетных данных в современных условиях хозяйствования.

Метод исследования – общенаучный метод теоретического обобщения, наблюдения, абстрагирования, формализации, анализа.

По разным причинам финансовая отчетность может недостаточно точно отражать финансовое состояние или результат деятельности предприятия. Вероятность возникновения непреднамеренных ошибок увеличивается в условиях изменения законодательных актов, касающихся бухгалтерского учета и налогообложения. Непреднамеренные ошибки возникают вследствие использования неправильных ставок при определении суммы налога, ложного отражения на счетах учета хозяйственных операций и переноса данных учета в налоговые декларации, формы бухгалтерской отчетности и др. К искажению данных финансовой отчетности в отечественной практике можно отнести вуалирование отчетности и ее фальсификацию. Выделяют два подхода при определении достоверности бухгалтерской отчетности: применением профессионального суждения и нормативно – регулируемый подход. В статье доказано, что манипулирование данным финансовой отчетности приводит к таким негативным последствиям, как снижение доверия всех участников фондового рынка и общества в целом к финансовым отчетам, снижение производительности труда, повышение расходов на страхование, обесценение деловой репутации, спад моральных качеств работников.

Результаты статьи могут быть использованы при определении степени достоверности финансовой отчетности предприятий.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования заключаются в том, что путями решения проблемы достоверности финансовой отчетности могут стать меры по совершенствованию и устранению противоречий в законодательной базе Украины, а также развитие системы высококачественных услуг аудиторов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДОСТОВЕРНОСТЬ, ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, ФАЛЬСИФИКАЦИЯ, ВУАЛИРОВАНИЕ, МОШЕННИЧЕСТВО, КРАЖА.

3-10

Автоматизированное трассирование автомобильной дороги на основе «денежной» модели местности

В.Г. Асатрян

В статье предложен подход к совершенствованию методов автоматизированного трассирования автомобильных дорог.

Объект исследования – автомобильная дорога.

Метод исследования – аналитический.

Трассирование является комплексной задачей, при решении которой конкурирующие варианты автомобильной дороги подробно рассматриваются по основным показателям: строительная и приведенная стоимость, транспортно-эксплуатационные расходы, материалоемкость, уровень удобства и безопасности движения, влияние на окружающую среду и т. д.

На сегодняшний день большое внимание уделяют именно строительным затратам, к которым также относят: переустройство коммуникаций, возмещения за изъятые земли, сооружения, подлежащие сносу, увеличение стоимости, связанное со сложными условиями рельефа.

Предлагается построение определенной «денежной» модели местности, с помощью которой система автоматизированного проектирования сможет выполнять трассирование не только на основе определенных ограничений, но и пытаясь обойти более «дорогие» участки местности тем самым уменьшая стоимость будущей автомобильной дороги.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТРАССА, СТРОИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ, ПРИНЦИП «ГИБКОЙ ЛИНЕЙКИ», СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, «ДЕНЕЖНАЯ» МОДЕЛЬ МЕСТНОСТИ.

11-15

Методологические основы моделирования стратегии развития организационно-экономических систем

М.Н. Бедняк

В статье рассматриваются вопросы методологических основ моделирования стратегий развития производственных систем. Методом исследований предлагается метод имитационного моделирования. Объектом исследования является организационно-экономические системы производственного характера.

Предложенный алгоритм моделирования стратегии развития организационно-экономических систем, который позволяет по выбранным критериям эффективно выбирать наиболее оптимальную стратегию развития. Разработка стратегии развития базируется на комплексе исходных данных, характеризующих производственную базу, экономико-финансовые характеристики и конкурентоспособность предприятия.

Ключевые слова: организационно экономическая система, внешняя среда, внутренняя среда, динамические способности, стратегическое управление, стратегии развития.

16-24

Методологический подход к определению уровня тарифов на проезд платными автомобильными дорогами для перевозчиков

Н.Н. Бондарь

Одной из важнейших предпосылок обеспечения благосостояния населения и социально-экономического развития регионов и страны в целом является комплексное и пропорциональное развитие отраслей производственной сферы и транспортной инфраструктуры. Инвестиции, вложенные в развитие транспортной инфраструктуры, приводят к увеличению объемов инвестирования и в области производства. Увеличение же объемов производства продукции (ВВП) обеспечивает увеличение объемов общественного и индивидуального потребления, улучшает благосостояние страны. Ограниченность же бюджетных средств не позволяет правительству не только строить новые магистрали, но и просто поддерживать в надлежащем состоянии существующие дорожные объекты. Это обусловливает необходимость тщательного обоснования любых составляющих затрат, формирующих себестоимость продукции для конечных потребителей. Это же касается и установления тарифов на перевозку продукции платными автомагистралями.

Экспериментальные исследования проводились на основе разработанной аналитической модели по фактическим и проектным данным, предоставленным Государственным агентством автомобильных дорог Украины «Укравтодор».

На основе поведенческих принципов пользователей транспортной сети, сформулированных Дж. Вардропом, предложена модель, учитывающая стремление пользователей минимизировать свои расходы на проезд до места назначения. Функция общих затрат, на которой базируется разработаная модель, учитывает: стоимость затрат времени, связанного с временем пребывания на маршруте, потреблением топливно-смазочных материалов и с проездом по маршруту по установленным тарифам. На примере маршрута по проекту строительства Киевской большой кольцевой дороги на основе концессии и фактического маршрута, объединяет с. Калиновка Броварского района и с. Березовка Макаровского района Киевской области представлено использование модели. Полученные величины максимальных тарифов, которые могут взиматься, в частности, с перевозчиков продуктов, исходя из грузоподъемности рефрижераторов. Выяснено, что с увеличением грузоподъемности уровень тарифа должен снижаться, поскольку возрастают расходы на горюче-смазочные материалы перевозчиков.

Разработанная модель позволяет определять максимально допустимые уровни тарифов, которые могут взиматься с перевозчиков продуктов питания, не увеличивая стоимости продукции для потребителей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТРАНСПОРТ; ТАРИФЫ; ПЕРЕВОЗКИ, КОНЦЕССИЯ.

25-31

Моделирование информационно-коммуникационных потоков в программах развития транспортно-логистических систем

Ю.С. Грисюк, А.В. Лабута

В статье предлагается построение информационной модели управления целевыми программами в области транспорта и логистики с использованием методологии IDEF.

Объект исследования – информационные потоки целевых программ.

Цель работы – разработка модели движения информационных потоков программы, которая обеспечивала бы эффективную координацию всех ее участников и процессов.

Методы исследования – графический, системный подход, структурный анализ.

Для эффективного моделирования и получения результатов в соответствии со сроками и ресурсами, управления целевой программой должно представлять собой процесс, в ходе которого координируется работа руководителей, исполнителей и экспертов. Это должен быть процесс, в полной мере использует возможности методологии, основанной на разделении функций участников проекта и итеративном характере рецензирования, в ходе которого проверяется корректность диаграмм или моделей, а также соответствие их поставленным целям.

Результаты статьи могут быть использованы руководителями проектов при построении коммуникационного и информационного среды проектов и программ в качестве инструмента визуализации и оптимизации движения информационных потоков.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования – возможность детальной построения движения информационных потоков отдельных процессов и работ в проектиах и программах развития транспортной отрасли.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ, ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА, ТРАНСПОРТ, МЕТОДОЛОГИЯ IDEF.

32-38

Исследование основных форм угроз международной экономической безопасности в условиях усиления интеграционных и глобализационных процессов

Л.С. Козак, О.В. Федорук

В статье исследованы основные формы угроз международной экономической безопасности, определена организационная структура современной теневой экономки, выявлены причины распространения и наиболее весомые негативные последствия теневой экономики, исследована взаимосвязь теневой экономики и коррупции, обоснованы негативные последствия влияния коррупции на национальную экономику, выявлены основные причины возникновения и распространения коррупции в Украине, проанализированы направления реализации Национальной антикоррупционной стратегии, исследованы основные проявления недобросовестной конкуренции.

Объект исследования – процесс обеспечения экономической безопасности международного сотрудничества.

Цель исследования – усовершенствование механизма выявления и преодоления основных форм угроз международной экономической безопасности в условиях усиления интеграционных и глобализационных процессов.

Методы исследования – абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход.

В современных условиях развития глобальной экономической системы теневая экономика, коррупция, недобросовестная конкуренция, экономические преступления являются основными формами угроз международной экономической безопасности. Теневая экономика, имея объективный характер, существует в любых экономических системах. Неучитывание объема теневой экономики приводит к значительным ошибкам при определении макроэкономических показателей, экономических и финансовых пропорций, реализации экономической политики в целом. Следует отметить, что с теневой экономикой тесно связана коррупция, которая представляет собой неправомерную деятельность в сфере политики и государственного управления, заключается в использовании должностными лицами их прав и властных возможностей для личного обогащения. В Украине, как и во всем мире, коррупция является глобальным негативным феноменом, который представляет реальную угрозу социально-экономическому развитию общества, экономической безопасности государства.

В условиях глобализации стремительно растут криминогенные составляющие теневых экономических отношений. Ситуация в стране осложняется из-за просчетов в налоговой, кредитной, монетарной, внешнеэкономической политике государства, а также в процессе социально-экономических преобразований. Теневая экономика наносит государству значительный ущерб: существенно уменьшает доходную часть бюджета страны, снижает инвестиционную привлекательность, способствует оттоку отечественного капитала за границу, становится реальной угрозой национальной и международной экономической безопасности. Процесс тенизации экономики тормозит процессы демократизации и построения гражданского общества, интеграции Украины в мировое сообщество. Именно поэтому сегодня детенизация экономики является приоритетной задачей для Украины. Детенизация экономики предусматривает применение государством стимулирующих методов, которые не имея репрессивного характера относительно субъектов теневой экономики, создают условия для эффективной деятельности в легальной экономике.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования – усовершенствование механизма обеспечения экономической безопасности международного сотрудничества.

Ключевые слова: международная экономическая безопасность, теневая экономика, коррупция, недобросовестная конкуренция, экономические преступления, неформальная экономика, скрытая экономика, подпольная экономика, коррупционное правонарушение, Национальная антикоррупционная стратегия, злоупотребление монопольным положением, тенизация международных экономических отношений

39-50

Усовершенствование методов расчета производственной мощности предприятий автотранспорта для формирования условий повышения лояльности потребителей к услугам автосервиса

А.А. Лудченко, Я.А. Лудченко, Д.С. Примак

В работе проанализированы существующие методы определения производственной мощности в различных отраслях народного хозяйства: метод ключевого оборудования, метод основных производственных фондов, экономико-математические методы. Предложены основные направления к усовершенствованию рассмотренных методов.

Объект исследования – предприятия автомобильного транспорта.

Предмет исследования – технологический процессы технического обслуживания автомобилей.

Цель работы – формирование производственной мощности предприятий автотранспорта.

Метод исследования – системный анализ.

Рассмотренные методы наиболее перспективные, хотя на сегодняшний день еще мало разработаны. Проведенный анализ позволяет заключить, что решение задачи повышения эффективности использования ПМ РОП АТП должно быть комплексным, состоящим из следующих этапов: расчет ПМ РОП АТП, оптимизация ПМ РОП АТП действующего АТП, расчет экономического эффекта от повышения эффективности использования ПМ РОП АТП.

Результаты статьи могут быть внедрены на предприятиях автосервиса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА, АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, АВТОСЕРВИС.

51-59

Измерение латентной переменной «креативная самодостаточность» на линейной шкале

А.А. Маслак, Д.В. Дорошкевич

В статье описаны процес измерения креативной самодостаточности в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша.

Объект исследования – креативная самодостаточность студентов.

Цель работы – формирование и измерение интегрального показателя «креативная самодостаточность» на линейной шкале..

Метод исследования – теория латентних переменных на основе модели Раша.

Творческий потенциал, более чем когда-либо, является конкурентным преимуществом человека. Распространение компьютеров и современных информационных технологий, в том числе интернета, приводит к тому, что многие виды работ остались в прошлом, а другие постепенно исчезают. Многие задачи в этих областях, которые были когда-то жизненно важными для успеха, сейчас более быстро и с меньшими затратами выполняются компьютерами. Эта автоматизация становится еще более актуальной в контексте продолжающихся тенденций по оцениванию эффективности человеческой деятельности во всех областях и, особенно, в образовании. Компьютеры и интернет быстро изменяют образовательную систему. Преподаватели и студенты без креативной самодостаточности, которые не умеют думать или поступать творчески, вряд ли построят карьеру. Индивиды без креативного потенциала будут оставлены за бортом в мире, в котором нетворческие подходы могут быть автоматизированы, творческие же решения будут пользоваться большим спросом. Поэтому творческий потенциал приобретает особое значение.

Результаты статьи могут быть использованы преподавателями различных высших учебных учереждений Украины и России.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования – изучение влияния окружения на креативную самодостаточность студентов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КРЕАТИВНАЯ САМОДОСТАТОЧНОСТЬ, ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, ТЕОРИЯ ЛАТЕНТНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ, МОДЕЛЬ РАША.

60-69

Современные проблемы социальной защиты населения в Украине

И.М. Носаченко, Ю.С. Носаченко

В работе рассматриваются вопросы социального неравенства и бедности, анализируется эффективность системы социальной защиты населения в Украине и преодоления бедности.

Целью работы является исследование неравенства и бедности населения в мире и в Украине, в частности, а также определение путей улучшения современной системы социальной защиты и социальной безопасности населения, усовершенствования государственной экономической политики по преодолению бедности в Украине.

Для надлежащего оценки эффективности действий власти в достижении поставленных стратегических задач по системе социальной защиты населения, важное место должно занимать мониторинг с помощью разработанных критериев и подходов к оценке эффективности выполнения этой стратегии, что позволит выявить слабые места и неэффективные меры в решении проблем в стране и своевременного устранения их.

Проблема социальной защиты Украины требует системного подхода для учета экономических, социальных и правовых механизмов, а также рассмотрение ее в широком гуманитарном контексте, как явление присуще экономике каждой страны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО, БЕДНОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.

70-76

Терминологическая лексика в профессиональном общении

В.В. Панченко

В статье говориться о том, что в связи с употреблением украинского языка на предприятиях и в учреждениях заметно обогащается словарь профессиональной терминологии новой научно-технической, общественно-политической лексикой. Знание языка профессии – это свободное владение лексикой своей профессии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТЕРМИНОЛОГИЯ, ОБЩЕНАУЧНЫЕ ТЕРМИНЫ, МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ТЕРМИНЫ, УЗКОСПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ.

77-84

Маркетинговая компонента в оценивании имиджа специализированных СМИ

Т.А. Примак

Рынок специализированных СМИ значительно отличается от рынка СМИ, ориентированных на широкую аудиторию. Немногочисленные целевые аудитории из специалистов узкого профиля, малые тиражи, ограниченные возможности подачи информации, небольшие объемы рекламных средств, жесткая конкуренция и др. делают его непривлекательным для крупных исследовательских компаний, которые занимаются мониторингом СМИ. Вместе с тем оценка имиджа таких изданий является очень актуальной, т.к. издателям, рекламодателям, авторам и читателям важно понимание того, какие из изданий наиболее востребованы, значимы и привлекательны.

Существующие подходы в оценке имиджа специализированных СМИ значительно упрощают этот процесс, но при этом не дают полноценной и объективной картины ситуации на рынке. Этим вводятся в заблуждение участники рынка, что приводит к принятию ними не правильных и не эффективных решений.

Целью статьи является презентация авторской системы оценки ценности специализированных СМИ, которая на протяжении уже нескольких лет успешно применяется в Украине.

In the paper are:

- обзор рынка специализированных медицинских СМИ Украины, выделены основные черты и тенденции развития;

- основные положения оценки ценности специализированных СМИ и авторская система оценивания;

- результат применения системы оценивания в Украине.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МАРКЕТИНГ, РЫНОК, ИМИДЖ, СМИ, СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ.

85-92

Структура системы економинои безопасности предприятия

А.В. Рудковский

В статье предложен подход, по определению структуры системы безопасности и усовершенствована методика исследования процессов связанных с определением факторов, влияющих на экономическую безопасность.

Объект исследования – структура системы экономической безопасности.
Цель работы – рассмотреть подходы к определению структуры экономической безопасности. Систематизировать эти подходы, выявить положительные и отрицательные стороны каждого из этих подходов и предложить свое видение структуры экономической безопасности. Рассмотреть теоретико-методологические и методические основы совершенствования управления экономической безопасностью.

Метод исследования – в основу методологии положен системный подход, в рамках которого применены методы: индукции и дедукции, сравнения и систематизации. С помощью системного подхода исследовано состояние экономической безопасности в Украине и выявлены особенности ее функционирования.

Результаты статьи могут быть внедрены при формирования прогнозов, стратегий и программ долгосрочного развития деятельности предприятий.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования – поиск оптимальной технологии производства пластин без дефектов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

93-99

Анализ нормативно-правовых актов, определяющих работу с скоропортящимися грузами на различных видах транспорта

О.Ю. Сопоцько

В статье проведен анализ нормативно-правовых актов железнодорожного, авиационного и автомобильного транспорта.

Объект исследования − нормативно-правовые акты железнодорожного, авиационного и автомобильного транспорта.

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов железнодорожного, авиационного и автомобильного транспорта. Исследовать, как определяют понятие «скоропортящийся груз» нормативно-правовые акты железнодорожного, авиационного и автомобильного транспорта.

Методы исследования − сравнение, анализ и синтез.

Проведенный анализ нормативно-правовых актов показал отсутствие единой трактовки понятия скоропортящийся груз. Определение понятия скоропортящийся груз содержится во многих документах, но все они имеют разное формулировки, о чем собственно речь шла выше. Эти формулировки можно охарактеризовать как две философские категории такие как форма и содержание, так как они имеют разное словесную формулировку, но смысл и смысл их тождественно и требует соблюдения температурного режима при транспортировке и хранении.

Результаты статьи могут применяться при разработке эффективной модели управления логистическими системами в цепях поставок скоропортящихся грузов.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования − сближение национального законодательства с международным относительно определения понятия «скоропортящийся груз».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: «ГРУЗ», «СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ГРУЗ».

100-105

Метод оперативного управления в дорожном строительстве

В.В. Сохань

В статье рассмотрен метод оперативного управления в дорожном строительстве.

Объект исследования – метод оперативного управления в дорожном строительстве.

Цель работы – рассмотреть метод оперативного управления с учетом специфики дорожного строительства.

Метод исследования – методика освоенного объема.

Одной из важных задач руководителя проекта является отслеживание работ по программе. Именно результаты являются основанием для корректировки принятых ранее решений, если отклонения в ходе реализации проекта является значительным. Для мониторинга статуса проекта используются достаточно простые средства визуализации, такие, как диаграмма точек, диаграмма Ганта и метод освоенного объема. Несмотря на широкое использование данного метода, существуют проблемы его применения при мониторинге хода выполнения проектных действий, и требуют дальнейшего исследования.

Любой руководитель проекта может использовать эти данные для прогноза затрат, необходимых для завершения работ по проекту с минимальной вероятностью ошибки. Если на ранней стадии выполнения проекта руководитель получает данные по фактическому исполнению проекта, неприемлемым по ряду показателей, это может послужить предупредительным сигналом и позволит принять меры для предотвращения нежелательных последствий.

Результаты статьи позволяют показать полное описание проекта и детальный график его реализации еще на начальной стадии, контролировать эффективность осуществленных расходов, прогнозировать окончательные затраты на основе фактического выполнения проекта, управлять изменениями директивного графика проекта.

Прогнозные предположения о развитии объектов исследования – поиск оптимального метода оперативного управления в дорожном строительстве.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕТОД, ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, САР-ПЛАН, ДИАГРАММА ГАНТА, РАСХОДЫ.

106-112

Формирование основ управления экологическими проектами и программами для обеспечения устойчивого развития транспортно-дорожного комплекса

В.А. Хрутьба

В статье представлены подходы формирования критериев оценки экологических проектов обеспечения устойчивого развития транспортно – дорожного комплекса. Существующие методы оценки проектов зачастую не учитывают критерии воздействия проектной деятельности на состояние окружающей среды. Одновременно с увеличением техногенного воздействия на окружающую среду все большее количество как отечественных, так и международных исследований направлена ​​на решение проблем сохранения состояния окружающей среды на основе проектного подхода и поиска критериев оценки эффективности экологического проекта.

Целью работы является разработка системы критериев оценки успешности экологических проектов обеспечения устойчивого развития транспортно – дорожного комплекса.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

-     провести анализ опыта формирования системы показателей оценки успешности проектов и программ.

-     Разработать алгоритм оценки проекта по определенным критериям приемлемости, оптимальности и преимущества.

-     Сформировать функцию целевой эффективности проекта и построить структурную модель оценки целевой эффективности проекта.

-     Разработать систему критериев оценки эффективности внедрения экологических проектов.

-     Применить разработаны показатели к оценке эффективности внедрения программы экологического менеджмента транспортного предприятия.

Проведенный анализ опыта формирования системы показателей оценки успешности проектов и программ позволил определить основные типы критериев оценки проектов и классифицировать их по критериям приемлемости, оптимальности и преимущества. Разработан алгоритм, который позволяет осуществлять оценку проекта по выбранным критериям. Сложившаяся функция целевой эффективности проекта, которая формируется на основе критериев приемлемости, оптимальности и преимущества ), включает критерии эколого-экономической оценки проекта и показатели эффективности процесса управления проектом степень достижения экологической эффективности проекта (Eeколог), степень достижения экономической эффективности проекта (Eeконом), эффективность процесса управления проектом (Eменедж). Построена структурная модель оценки целевой эффективности проекта. Разработана система критериев оценки эффективности внедрения экологических проектов на основе системы сбалансированных показателей. Система сбалансированных показателей позволила применить разработанные показатели к оценке эффективности внедрения программы экологического менеджмента транспортного предприятия и разработать карту сбалансированных показателей проекта.

Результаты статьи могут быть использованы при реализации проектов программы устойчивого развития транспортной отрасли.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ.

113-123

Облачные технологии как средства открытого образования

Т.И. Червякова

Статья посвящена исследованию применения облачных информационно-коммуникационных технологий в обучении по открытой концептуальной модели образования.

Объект исследования – облачные технологии.

Цель работы – разработать архитектуру облака для университетов.

Методы исследования – анализ, синтез, обобщение, систематизация.

Интеграция в европейское образовательное пространство требует внедрения в учебный процесс высшей школы новейших методов обучения, основанных на использовании инновационных информационно-коммуникационных технологий. Использование инновационных технологий, в том числе облачных, в различных сферах образовательной деятельности способствует модернизации образования в целом, его перехода на качественно новый уровень. Облачные сервисы побуждают ученых и практиков переосмыслить применение Интернета и ИКТ в целом в образовании: от доступа к учебным материалам до выполнения проектных работ совместно с преподавателем или группой, в частности научно-исследовательских.

Основными характеристиками, определяющими ключевые различия облачных сервисов от других, является самообслуживание по необходимости, универсальный доступ к сети, группировки ресурсов, гибкость и др. Эти характеристики значительно разнообразят возможности пользователей за счет поддержки данных сервисов различными по классу устройствами: от персональных компьютеров до мобильных телефонов, что согласуется с главными принципами открытого образования: свободы выбора, инвариантности обучения, независимости во времени, экстерриториальности, гуманизации, интернационализации, экономичности, мобильности, равенства в доступе.

В результате анализа современных возможностей, предоставляемых облачными технологиями для высшего образования, вариантов виртуализации ИТ-инфраструктуры учебных лабораторий и особенностей использования облачных приложений в студенческих проектах предложена модель выбора облачного провайдера в виде облачного стека в зависимости от уровня абстрагирования облачных услуг, а также архитектура облака для университетов, которые в своей деятельности используют облачные технологии.

Использование облачных технологий является перспективным для высших учебных заведений, особенно на современном этапе экономического развития. Одним из наиболее весомых экономических эффектов является существенное уменьшение расходов на программное обеспечение, серверное оборудование и обслуживающий персонал.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ), облачные технологии, облачные вычисления, УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, ОБРАЗОВАНИЕ.

124-131