Научный журнал «Экономика и управление на транспорте» Выпуск 1, 2015 г.

Название статьи

Автор (авторы)

Аннотация

Страницы

Синергетическая интерпретация модели Кернера динамики транспортного потока

Н.Ф. Дмитриченко, Е.А. Бакулич

В работе предложена, в рамках адиабатического приближения модели Лоренца, синергетическая интерпретация модели Кернера динамики транспортного потока при переходе от свободной к плотной фазы, базирующаяся на анализе экспериментальных данных.

Объект исследования - процессы в транспортных потоках дорожной городской сети.

Цель работы - аналитическое описание перехода типа транспортного затора в результате самоорганизации системы.

Методы исследования - аналитическое описание переходов между состояниями транспортного потока.

Впервые в рамках адиабатического приближения модели Лоренца, получена синергетическая интерпретация фазовой диаграммы Кернера перехода от свободного к плотному транспортному потоку, базирующаяся на анализе экспериментальных данных. Согласно трудов Кернера, теоретически подтверждено наличие трех фаз в транспортном потоке: свободного, синхронизированного и широко движущегося кластера. Получены аналитические зависимости скорости движения транспортного потока от характерного времени  и плотности загрузки транспортной сети , которые указывают на наличие четких пределов перехода между фазами транспортного потока.

Результаты работы могут быть использованы при исследовании транспортных сетей городов, в которых наблюдаются транспортные пробки.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - использование аналитического описания перехода между состояниями транспортного потока даст возможность в будущем дальнейшее развитие теоретических представлений о динамике транспортных потоков, усовершенствование методов моделирования процессов, что в них происходят.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛОРЕНЦА, ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТОК, ТЕОРИЯ ТРЕХ ФАЗ КЕРНЕРА, РЕЖИМИ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА, ТРАНСПОРТНАЯ ПРОБКА.

003-009

Коммуникативно-метрическая сущность денег

А.В. Базилюк

В статье раскрывается авторское видение сущности денег, как элемента коммуникативной системы по обмену результатами труда и составляющей метрической системы, которая измеряет и количественно оценивает ценность материальных и нематериальных активов и обеспечивает учет их движения.

Цель работы - определить ранее неисследованные аспекты сущности денег.

Метод исследования - логический анализ субъектно-причинных обстоятельств возникновения денег в исторической ретроспективе.

Считается, что деньги возникли при зарождении товарного производства и были натуральными. Но выражая мнение о том, что обмениваются не товарами, а воплощенными в них результатами труда, в работе утверждается, что деньги по сути имеют учетный характер независимо от того, какой форме они представлены, и выражаются числом знаков оценки стоимости материальных и нематериальных активов, осуществляется для формализации взаимоотношений.

В работе выдвигается гипотеза, что деньги появились с появлением человека для коммуникации отношений по поводу обмена и имели четко определенную процедуру оценки ценностей и перевода их в цифровой эквивалент. В статье приводятся лишь некоторые морально-этические нормы использования денежных отношений и количественные параметры оценки стоимости земли и человека в 50-ти летнем цикле, содержащиеся в Библии, которые по мнению автора, были первой, определяющей инструкцией использования денег для взаимопогашение долгов. Исходя из этих установок в работе сформулированы критерии перевода ценностей в денежный эквивалент и приводятся последствия отклонения от них. Высказывается необходимость использования фрактального анализа для оценки адекватности денежных измерителей и выявления критических точек структурных деформаций для предупреждении кризисов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДЕНЕГ, СУЩНОСТЬ ДЕНЕГ, ПРЯМОЙ НАТУРАЛЬНЫЙ ОБМЕН, ФОРМЫ ДЕНЕГ.

010-018

Инклюзивный рост как основа социально-экономического развития

А.В. Базилюк., О.В. Жулын

В статье исследованы типы социально-экономического развития, сформирована модель инклюзивного развития и проанализированы перспективы внедрения в Украине, разработаны методические рекомендации по расчету индекса инклюзивного роста и определены факторы влияния на него.

Объект исследования - процессы социально-экономического развития и инклюзивного роста.

Цель работы - обоснование важности инклюзивного роста как основы социально-экономического развития страны при условии инклюзии всех членов общества и разработка методических рекомендаций расчета индекса инклюзивного развития.

Метод исследования - методы экономического, системного, сравнительного анализа, интегральной оценки и метод индексов.

Результаты и их новизна - в статье исследованы типы социально-экономического развития, а именно: интеграцию, сегрегацию, экстракцию и инклюзию. Проанализированы американская и западноевропейская модели инклюзивного развития, выделены их преимущества и недостатки и предложено комплексная модель инклюзивного развития, которая соединит преимущества каждой из них, путем создания в стране равного доступа к возможностям и результатам труда. В работе предложено два методические подходы к определению индекса инклюзивного роста (IIG). Первый метод расчета индекса инклюзивного роста показывает сколько государство недополучает ВВП из-за бедности, безработицы и долгового финансирования экономики, а второй определяет интегральный показатель инклюзивного развития посредством расчета уровня доступа к возможностям и результатам труда с помощью социально-экономических индикаторов и параметров. Результаты расчетов показали, что в 2009 году в Украине недополучено 28% ВВП, а в 2014 году - 45%. Инклюзивное развитие в Украине имеет негативную тенденцию, поэтому разработаны рекомендации по его повышению.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - снижение инклюзивности развития экономики свидетельствует о неиспользованном потенциале государства, поэтому расширение методических рекомендаций по определению интегрального показателя инклюзивного развития будет способствовать учету большего числа факторов влияния на развитие, а именно: экономических, социальных, экологических, гуманистических и других.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РАЗВИТИЕ, ИНКЛЮЗИВНЫЙ РОСТ, БЕДНОСТЬ, БЕЗРАБОТИЦА, ДОЛГОВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ.

019-029

Сущность механизма государственно-частного партнерства и его место в поддержке развития туризма в Украине

Н.Н. Бондарь, В.А. Кошарный

Целью исследования является выяснение места государственно-частного партнерства в обеспечении инвестиционной политики развития туристической инфраструктуры.

Объектом теоретических исследований является развитие туристической инфраструктуры.

Предметом исследования является инструменты инвестиционной поддержки развития.

Сегодня для обеспечения развития туризма в Украине остро стоят вопросы создания и поддержки туристической инфраструктуры, решение которых не только реализует международный конкурентоспособный потенциал Украины как объекта туризма, но и обеспечит рабочими местами населения регионов, создаст условия для сохранения природных ресурсов и защиты окружающей среды, улучшит социально-экономическое положение территорий.

В то же время ограниченность бюджетных средств и высокие риски соответствующих инвестиционных проектов для частных инвесторов сдерживает развитие туристической инфраструктуры. Одним из путей стимулирования развития туристической инфраструктуры является использование механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).

В статье рассмотрены определения ГЧП, выявлены их общие черты. Предложено собственное определение Государственно-частного партнерства и сформулированы направления создания институциональной среды реализации проектов развития туристической инфраструктуры на условиях ГЧП.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО, ИНВЕСТИЦИИ, ТУРИЗМ, ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ.

030-034

Особенности стратегического планирования круизного судоходства в черноморском регионе

И.А. Голубкова

Цель работы - обоснование актуальности разработки методов и показателей стратегического планирования инфраструктурного потенциала круизного судоходства в условиях роста провозной способности флота ведущих компаний мира. С учетом устойчиво растущего спроса на стандартные морские круизы, следует обратить внимание на альтернативность подхода к выбору классического типа круизного судна, в наибольшей степени отвечающего социально-экономическому назначению круизного бизнеса.

В  условиях  расширения спроса на круизный вид отдыха и формирования  значительных инвестиционных и денежных потоков внимание акцентируется на социально-экономической роли отрасли. Соответственно, возникает необходимость совершенствования методов управления результатами деятельности круизного судоходства. Требуют обоснования проблемы интенсивности и особенностей развития локальных круизных зон, а также принципы перспективного планирования провозной способности пассажирского флота.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КРУИЗНОЕ СУДОХОДСТВО, ЛОКАЛЬНЫЕ КРУИЗНЫЕ ЗОНЫ, КРУИЗНЫЕ ТУРИСТЫ, ИНВЕСТИЦИИ, СТРАТЕГИЯ, КРУИЗНЫЕ ТАРИФЫ.

035-039

Инновационное партнерство как фактор развития национальной инновационной инфраструктуры

А.П. Гречан

Статья посвящена обоснованию путей активизации инновационной деятельности за счет создания среды, основанной на принципах инновационного партнерства.

Объект исследования-процессы формирования и развития инновационного партнерства.

Цель работы - определение влияния инновационного партнерства на развитие национальной инновационной инфраструктуры.

Методы исследования - теоретическое обобщение и системный анализ развития инновационной инфраструктуры.

Развитие национальной инновационной инфраструктуры в Украине предусматривает активного распространения традиционных типов инновационных структур (технопарков, бизнес-инкубаторов, специальных экономических зон). Их эффективная деятельность невозможна без объединения усилий всех участников этого процесса на основе принципа инновационного партнерства. Партнерские обязательства позволят создать гармоничную систему управления и регулирования инновационного развития на региональном, местном уровнях, а также на уровне отдельных отраслей и всех взаимосвязанных производств.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИННОВАЦИИ, ПАРТНЕРСТВО, НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА.

040-044

Обоснование использования инновационных маркетинговых инструментов в сфере автомобильного туризма

А.К. Грищук, А.Н. Тищенко

В статье предложены мобильные приложения, которые помогут самостоятельно спланировать автомобильное путешествие. А также приведены проблемы и пути решения введение инновационных технологий и дальнейшего развития автотуризма в Украине.

Объектом исследования является рынок автотуризма Украины.

Предмет исследования:

-Технология предоставления туристских услуг в сфере автомобильного туризма.

-Методика экспертного исследования введение мобильных приложений в сферу развития автомобильного транспорта.

Практическая ценность: предложенные мобильные приложения дают возможность делать предварительные выводы по развитию автомобильного транспорта.

Методы исследования: сравнение и эксперимент.

Результаты статьи могут быть использованы для самостоятельного формирования автомобильного тура и для дальнейшего внедрения инноваций в туристическую сферу Украины.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТУРИЗМ, ИННОВАЦИИ, мобильные приложения.

045-057

Оценка рисков предпринимательской  деятельности в условиях синергетического характера развития экономики

В.Д. Данчук, Л.С. Козак, М.В. Данчук

В рамках методологии VaR предложен оригинальный метод оценки предпринимательских рисков, который может быть применим не только для описания стабильных рынков, но и нелинейно динамических (синергетических) экономических процессов, кризисных явлений. Этот метод базируется на проведении численных имитационных исследований эволюции предпринимательской деятельности согласно синергетической модели системы Лоренца. Представленный метод позволяет осуществлять адекватные оценки величины VaR, семиквадратических отклонений от моды с учетом асимметрии и степени "тяжести" хвостов кривых риска в режиме реального времени без использования исторических сведений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕТОЛОГИЯ VALUE-at-RISK, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК, КРИВАЯ РИСКА, СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛОРЕНЦА.

058-064

Формирование современного концептуального подхода к определению сущности новых макроэкономических показателей

Л.С. Козак, Ю.А. Уласенко, О.В. Федорук

В статье исследованы теоретико-методические основы формирования современного концептуального подхода к определению сущности новых макроэкономических показателей; выяснено значение новых макроэкономических показателей, в частности индекса человеческого развития, уровня глобализации, индекса экономической свободы, в условиях распространения процессов глобализации мирового хозяйства; определена роль стратегических инструментов концепции человеческого развития в регулировании мировых экономических процессов.

Объект исследования - процесс обеспечения экономической безопасности международного сотрудничества.

Цель исследования - усовершенствование механизма формирования современного концептуального подхода к определению сущности новых макроэкономических показателей в условиях усиления интеграционных и глобализационных процессов.

Методы исследования - абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход.

В современных условиях развития глобальной экономической системы широко используются новые макроэкономические показатели, в частности индекс человеческого развития, индекс экономической свободы, уровень глобализации, предназначены для отображения новых ценностных характеристик экономического бытия. Концепция развития человеческого потенциала является одним из наиболее известных интеллектуальных продуктов, разработанных экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций. Страны с одинаковым уровнем ВВП на душу населения могут иметь разный уровень общественного благосостояния, поскольку он характеризуется, кроме ВВП в расчете на одного человека, еще продолжительностью жизни, уровнем образования, сбалансированностью питания, уровнем законопослушности и т. п. Эти показатели в значительной степени зависят не только от объема ВВП, но и от степени дифференциации доходов в обществе, социальной политики государства, уровня открытости и конкурентоспособности национальной экономики. Сегодня наряду с показателями системы национальных счетов следует использовать новые макроэкономические показатели для точного и объективного отражения экономических процессов.

Концепция человеческого развития создавалась ПРООН именно для содействия социально-экономическому развитию на международном уровне. Стоит отметить, что методология расчета индекса человеческого развития ПРООН основывается на минимальном наборе показателей, для вычисления которых можно собрать достоверные сравнительные данные практически во всех странах мира. Новые макроэкономические показатели призваны количественно отразить ключевые измерения экономического развития, анализ этих показателей позволит определить первоочередные потребности общества, выделить основные группы стран, на опыт которых следует ориентироваться при принятии управленческих решений на национальном, международном и глобальном уровнях.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - усовершенствование механизма обеспечения экономической безопасности международного сотрудничества.

Ключевые слова: новые макроэкономические показатели, индекс человеческого развития, индекс ожидаемой продолжительности жизни, индекс уровня образования, индекс уровня жизни, индекс экономической свободы, уровень глобализации, индекс гендерного неравенства, индекс многомерной бедности, Программа развития Организации Объединенных Наций.

065-078

Учет расходов производства: проблемы и перспективы развития

О.И. Королёва

В статье исследованы преимущества и недостатки использования методов учета расходов и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг): нормативного, АВС - костинга и директ-костинга. Доказана целесообразность внедрения на предприятиях Украины метода производственного (управленческого) учета «стандарт-костинг», что даст возможность получать оперативную, аналитическую информацию и поспособствует упрощению процесса учета расходов.

Объект исследования - организация учета производственных расходов.

Цель работы - определение проблемных вопросов организации управленческого учёта расходов на отечественных предприятиях и разработка предложений по их решению.

Методы исследования - общенаучные эмпирические и теоретические.

В последнее время некоторые предприятия начали отказываться от планирования себестоимости продукции и от ее калькулирования. Это приводит к многочисленным нарушениям в учете. Отсутствие у предприятия бухгалтерского учета производственных расходов и калькулирования себестоимости продукции нарушает принцип начисления и соответствия доходов и расходов. Без калькуляции фактической себестоимости выпущенной продукции невозможно: во-первых, вести аналитический складской учет готовой продукции; во-вторых, определять фактическую себестоимость реализованной продукции и определять финансовый результат; в-третьих, осуществлять анализ себестоимости продукции по статьям, видам, определять причины допущенных перерасходов; в-четвертых, отражать имеющиеся у предприятия внутренние резервы.

Следует также помнить, что учет расходов производства осуществляется с целью составления различных видов отчетности. Поэтому отказ от учета производственных расходов нарушает и другие принципы бухгалтерского учета - принцип исторической (фактической) себестоимости, согласно которому приоритетной есть оценка активов предприятия, исходя из расходов на их производство и приобретение.

В статье привлекается внимание к неудовлетворительному состоянию внедрения прогрессивных методов учета расходов и калькулирования себестоимости продукции на отечественных предприятиях. Проблема состоит в том, что в условиях нестабильной экономической среды большая часть информации о производственных расходах, которая отражается в учете, не используется для эффективного управления производством, поскольку отсутствуют стимулы к снижению себестоимости продукции. Именно поэтому не находят внедрения в отечественной практике современные методы учета расходов и калькулирования себестоимости продукции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА, РАСХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА, НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД, СТАНДАРТ-КОСТИНГ, АВС-КОСТИНГ, ДИРЕКТ-КОСТИНГ, ОБЩЕПРОИВОДСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ, БАЗА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ.

079-090

Проблема сбалансированного госбюджета

Н.Н. Левчук, Т.В. Дудка, Т.Н. Пересада, А.Г. Гайдай

Сбалансирование бюджета принадлежит к ключевым проблемам бюджетной системы. Сбалансированность бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины, является необходимым условием финансово-бюджетной политики. Соответствующие правовые решения по этому вопросу не только обеспечивают четкое и эффективное функционирование бюджетной системы, но и определяют фактические возможности деятельности различных органов власти. Если бюджетные расходы превышают доходы, то это значит, что существует бюджетный дефицит. В этом случае равновесия нет. Если же доходы выше налогов, существует профицит бюджета, или бюджетный излишек. Бюджет находится в состоянии равновесия, когда доходы равны расходам.  Целью данного исследования является обоснование проблемы существования бюджетного дефицита, изучение возможностей предотвращения этой проблемы.

 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ, СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА.

091-095

Методические подходы по проведению диагностики потенциала развития автотранспортного предприятия

Е.Г. Парфентьева

В статье предложено и обосновано применение экономической диагностики, как инструмента, с помощью которого можно выявить оптимальные пропорции устойчивого развития автотранспортного предприятия, обоснована экономическая категория «потенциал развития предприятия», представлена содержательная характеристика диагностики потенциала развития автомобильного предприятия и приемов по ее проведению.

Потенциал - это ресурсы производства, количественные и качественные их параметры, определяющие максимальные возможности общества по производству материальных благ в данный момент.

Потенциал развития — свойство подвергаться изменениям, которые обеспечат усиление существующих, либо появление новых свойств, которые могут быть дополнительно созданы в размерах, ограниченных естественными, организационно-техническими и общеэкономическими условиями.

Традиционные подходы в комплексной экономической диагностике, преимущественно, основываются на рейтинговом анализе и предполагают использование разнообразных методов и методик к анализу деятельности предприятия.

Учитывая динамичность и изменчивость влияния факторов внутренней и внешней среды при формировании модели диагностики потенциала развития предприятия, следует придерживаться принципа многомерности, благодаря которому объект этого моделирования рассматривается в нескольких плоскостях, но с разными координатами и векторами развития.

При разработке модели диагностики потенциала развития предприятия необходимо использовать подходы, основанные на теории множественности, а выбор стратегии развития предприятия следует рассматривать как процесс управления различными видами ресурсов и определенных возможностей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДИАГНОСТИКА, АВТОМОБИЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ.

096-103

Сущностная характеристика понятия «логистический менеджмент»

К. Розенталь

Глобализация способствует переходу от традиционных к антисипативным подходам в логистике. Это означает, что логистика становится частью управленческой науки.

Дистрибутивная функция логистики заменена на антисипативную функцию. Начав с организации экономически эффективных дистрибутивных процессов, теперь эволюционирует в сторону новой концепции управления «Logistik der Distributionspotentiale», основанной на улучшении предыдущего инструмента путем добавления стратегического измерения. Таким образом, логистический менеджмент также генерирует потенциал для управления будущими маркетинговыми возможностями.

Логистический менеджмент берет начало от исторической концепции логистики, а именно - найти эффективное решение для заданной задачи.

Термин «логистический менеджмент» ориентируется на новый способ мышления, сосредоточен на выделении логистики как таковой.

Ключевые слова: логистический менеджмент, глобализация, «Logistik der Distributionspotentiale», бизнес-экономика, дистрибутивная функция логистики, логистические задачи, оптимизация логистических процессов.

104-108

Исследование современного состояния туристической деятельности Украины

Н.А. Щербакова

В статье рассмотрено современное состояние туристической деятельности Украины за последние годы. Проведен анализ статистических данных по количеству субъектов туристической деятельности (турагентов, туроператоров, субъектов, осуществляющих экскурсионную деятельность); присвоен рейтинг десяти самых популярных туроператоров; исследованы чистый доход от предоставления туристических услуг и распределение затрат, используется при производстве туристского продукта; исследована структура расходов по видам транспорта, которыми чаще всего пользуются туристы во время путешествия; проведен анализ количества действующих коллективных средств размещения, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений; приведено  распределение туристов обслуженных по цели поездки и видами туризма.

Объектом исследования является процесс предоставления туристических услуг субъектами туристической деятельности.

Цель работы заключается в анализе туристического положения и разработке мероприятий по увеличению количества въездных и выездных туристов за счет повышения качества предоставления туристических услуг и проведения маркетинговых мероприятий, направленных на информирование потенциальных клиентов.

На основе проведенных исследований выявлены предпосылки для формирования туристических кластеров, которые позволят более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, восстанавливать и расширять туристическую инфраструктуру области, региона, страны.

Прогнозные предположения по развитию объекта исследования - повышение качества туристических услуг на основе создания туристических кластеров.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Туристическая деятельность, ТУРИСТ, ТУРАГЕНТ, Туроператоры, туристические ПРОДУКТ, ТРАНСФЕР, кластеры.

109-115

Профессиональный практически ориентированный мониторинг качества подготовки специалистов в области профессионального образования

Х.Ш. Бахтиярова

В статье рассматриваются вопросы сущности профессиографического мониторинга качества образования в инженерно-педагогическом высшем учебном заведении; проанализированы изменения, которые произошли в последнее время в Национальном транспортном университете по созданию современной эффективной системы подготовки инженерно-педагогических кадров.

Ключевые слова: мониторинг, профессиональный практически ориентированный мониторинг, качество образования, инженерно-педагогическое образование, подготовка инженеров-педагогов в Национальном транспортном университете.

116-122

Бытие средством познания становится правовым (гносеологическая онтология права)

А.А. Козловский

Гносеологическая онтология права выполняет функцию взаимосвязи между определенной правовой теорией, ее методом и фундаментальными философско-онтологическими принципами, на которых они основываются. Одной из задач гносеологической онтологии права является выявление онтологических основ того или иного правового метода и обоснование таким образом его реального эвристического потенциала.

Выявлено, что право обусловливается не только бытием, но и познанием. Поэтому оно является двойной нормативностью. Любой метод или методология как система методов должны быть онтологически и гносеологически обоснованными. Законы бытия обусловливают нормативность познания, а нормативность права предопределяется как законами бытия, так и нормативностью познания. Любой гносеологии соответствует определенная онтология и, наоборот, каждая онтология предусматривает особенности своего самопознания, самоопределения и самореализации, то есть становится гносеологической онтологией права.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гносеология права, онтология права, методология права, бытие права, модели права.

123-129

Потребительское право и потребительское законодательство Украины

Е.Н. Язвинская

В статье освещенные основы правового регулирования защиты прав потребителей в Украине. Объектом исследования выступает анализ концептуальных проблем защиты прав потребителей. Предметом исследования является правовое обеспечение защиты прав потребителей в Украине.

Актуальность статьи детерминирована необходимостью анализа специфики правового регулирования в области защиты прав потребителей, что фактически выразилось в создании института потребительского права в Украине. Научная новизна полученных результатов заключается в обобщении концептуальных проблем законодательного обеспечения защиты прав потребителей в Украине.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПОТРЕБИТЕЛЬ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ, ПРОДАВЕЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН, КОНСЮМЕРИЗМ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПРАВО, ИНСТИТУТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПРАВА, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ЗАЩИТУ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

130-135

Водитель автотранспортного средства как специальный субъект административной ответственности

Р.В. Яровая

Цель работы - исследовать признаки водителя автотранспортного средства как специального субъекта административной ответственности.

Констатировано, что в науке административного права принято выделять общие и специальные признаки субъекта административной ответственности. Общими признаками субъекта административной ответственности является возраст и вменяемость. Но для того чтобы лицо привлекли к административной ответственности в некоторых случаях таких признаков недостаточно.

Обосновано, что водитель автотранспортного средства является специальным субъектом административной ответственности, которому присущи свои особенности. Такими особенностями, в частности, является возраст, наличие специальных знаний, которые подтверждается удостоверением водителя транспортного средства, наличие разрешительной системы, которая регулирует порядок выдачи указанного удостоверения, особая процедура привлечения к ответственности и определения состояния невменяемости.

Обоснована необходимость на законодательном уровне детализировать признаки водителя автотранспортного средства как специального субъекта административной ответственности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВМЕНЯЕМОСТЬ, ВОДИТЕЛЬ, проступок, разрешительноя система, права на управление транспортным средством.

136-143