Научный журнал «Экономика и управление на транспорте»

Выпуск 2, 2016 г.

Название статьи

Автор (авторы)

Аннотация

Страницы

Использование концепции эффективного автомобиля для моделирования динамики транспортных потоков в уличной сети города

Н.Ф. Дмитриченко, Е.А. Бакулич

В работе предложена концепция эффективного автомобиля и разработана, на основании метода анализа иерархий Саати, методика определения его технико-эксплуатационных показателей.

Объект исследования - процессы в транспортных потоках уличной сети города.

Цель исследования - разработка метода определения модельной характеристики транспортного потока участка транспортной сети на основе концепции эффективного автомобилю с использованием метода анализа иерархий Саати.

В рамках предложенной концепции эффективный автомобиль рассматривается как модельное транспортное средство, что является одной из характеристик транспортного потока на определенном участке транспортной сети. Технико-эксплуатационные параметры эффективного автомобиля имеют такие значения, которые с одной стороны, характеризуют стан транспортного потока в целом на определенном участке транспортной сети, а с другой - приближенные к соответствующим параметрам транспортных средств, что движутся по указанному участку дороги.

Результаты статьи могут быть использованы при исследовании транспортной сети города Киева.

Прогнозные предложения о развитии объекта исследования - использование концепции эффективного автомобиля дает возможность осуществить в будущем развитие теоретических представлений о динамике транспортных потоков, усовершенствовать методы моделирования процессов, что происходят в них.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭФФЕКТИВНЫЙ АВТОМОБИЛЬ, ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТОК, МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ СААТИ, ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

003-008

Приоритеты усовершенствования инвестиционной политики в Украине

Н.К. Амелина, Д.И. Емельянцева

В статье приведены приоритетные направления развития та усовершенствования инвестиционной политики. Рассмотрены основы государственной поддержки инвестиционной деятельности. Приведены основные инновации Налогового кодекса, которые касаются инвестиционной деятельности в Украине. Определено, что актуальным заданием для развития экономики Украины есть повышение роли государства в улучшении инвестиционной политики и, соответственно, увеличению потоков иностранных инвестиций с помощью создания благоприятного инвестиционного климата для инвесторов, как отечественных, так и зарубежных.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ, ИНВЕСТОР, ПРИОРИТЕТЫ, УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.

009-013

Преимущества и недостатки использования бухгалтерского аутсорсинга

Н.В. Антоненко, В.А. Царенко

В данной статье рассмотрены особенности использования аутсорсинга бухгалтерского учёта, раскрыты его преимущества и недостатки, а также определены основные направления их устранения. Проведен анализ современного состояния аутсорсинговых услуг в Украине. Выявлены перспективы дальнейшего развития данного вида услуг.

Метод исследования - общенаучный метод теоретического обобщения, наблюдения, абстрагирования, формализации, анализа.

Объектом исследования выступает бухгалтерский аутсорсинг как модель организации бизнеса.

Предметом исследования являются особенности применения бухгалтерского аутсорсинга в процессе деятельности украинских предприятий.

Цель данного исследования состоит в выявлении преимуществ и недостатков аутсорсинга бухгалтерского учёта, а также оценка развития аутсорсинговых процессов в современной украинской экономике.

В статье доказано, что, несмотря на все преимущества и возможности, аутсорсинг является эффективным способом ведения бизнеса. Предприятие-заказчик аутсорсинговых услуг имеет возможность сэкономить на своих ресурсах, благодаря передаче выполнения учётно-расчетных операций сторонней организации. Экономия на зарплате бухгалтера, снижение затрат на обустройство и обслуживание рабочего места учётного работника - эти и другие факторы обуславливают эффективность применения аутсорсинга. Не менее важной проблемой, которая раскрывается в статье, является выбор ответственного поставщика аутсорсинговых услуг, относящаяся в настоящее время к сложным процессам из-за недостаточного развития рынка таких услуг.

В статье обоснованы и рассмотрены внутренние и внешние риски, связанные с использованием аутсорсинга, требующие от предприятия-заказчика аутсорсинговых услуг обоснованного и взвешенного подхода к применению в своей деятельности этих услуг. Важность дальнейших исследований данной проблемы обуславливает актуальность вопроса использования в деятельности предприятий аутсорсинговых услуг.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: БУХГАЛТЕРСКИЙ АУТСОРСИНГ, АУДИТОРСКАЯ КОМПАНИЯ, БУХГАЛТЕР, КОНСАЛТИНГОВАЯ ФИРМА.

014-017

Особенности выбора критериев формирования стратегий развития предприятий автомобильного транспорта

В.В. Бойко, А.В. Кириченко

В статье рассмотрена проблема выбора оптимальных критериев формирования стратегий развития предприятий автомобильного транспорта и уделено внимание вопросам целесообразности выбора и обоснования тех или др. критериев для соответствующих отечественных предприятий, в частности автотранспортных.

Объект исследования - критерии формирования стратегий развития предприятия.

Цель работы - определение влияния количественных и качественных критериев в формировании и выборе стратегии развития предприятия.

Методы исследования - методы оценки, анализа и синтеза.

Выбор стратегических альтернатив развития предприятия осуществляется с использованием различных критериев, к которым в современной экономической литературе относят: максимизацию прибыли или выручки от реализации продукции, показатели рентабельности; рост рыночной доли предприятия; рост денежного потока или стоимости предприятия; обеспечение определенного уровня коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятия.

Разработка стратегии развития предприятия предусматривает решение проблемы выбора критериев, принятия решений из различных систем, моделей и подходов оценки эффективности деятельности предприятия.

Результаты статьи могут быть использованы для оптимального выбора стратегии развития предприятия, акцентируя внимание на росте стоимости предприятия - одном из важнейших критериев современного эффективного управления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ, АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ, РОСТ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

018-022

Механизм реализации концепции клиентоориентированного управления процессами и системами перевозок в условиях развития партнерств

Т.А. Воркут, Е.А. Карпенко, С.А. Ковальчук

Предложенная концепция клиентоориентированного управления процессами и системами перевозок с учетом риска и неопределенности - как таковая, что предусматривает управление процессами и системами перевозок в ПАТ во взаимосвязи с формированием в предприятиях их клиентов критериев эффективности транспортного обслуживания в условиях реализации интеграционных принципов в межорганизационных отношениях.

Объект исследования - процессы выбора поставщиков транспортных услуг и управления процессами и системами перевозок.

Цель работы - разработка механизма реализации концепции управления процессами и системами перевозок во взаимосвязи с условиями выбора потенциальными клиентами поставщиков услуг из перевозки при целесообразности реализации интеграционных принципов в межорганизационных отношениях. 

Методы исследования - теория вероятностей и математическая статистика, метод стохастического программирования, методы теории транспортных процессов и систем.

В рамках данной концепции предложенная модель выбора поставщиков услуг из перевозки на основе метода стохастического программирования и методика формирования ПАТ предложения клиентам относительно обеспечиваемого уровня допустимых отклонений времени прибытия АТЗ в пункты завоза (вывоз) грузов и соответствующей цены.

Результаты статьи создают научно - теоретическую базу для выбора поставщиков товаров (услуг) общеметодологического характера, с одной стороны, и управления процессами и системами перевозок по эффективному обеспечению параметров перевозок, позволяющие достичь ключевых для клиентов элементов ценности услуги по перевозке грузов, с другой.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК.

023-029

Методические подходы к оценке эффективности инноваций

А.П. Гречан, Е.Г. Парфентьева

Статья посвящена обоснованию подходов к оценке эффективности инноваций в условиях динамичной внешней среды.

Объект исследования - процессы оценки эффективности инноваций.

Цель работы - исследование теоретических и практических аспектов оценки эффективности инноваций.

Методы исследования - теоретическое обобщение и системный анализ инновационной деятельности и эффективности инноваций.

Активизация инновационной деятельности на отечественных предприятиях предусматривает обязательную оценку эффективности инноваций. В статье обобщены проблемы оценки эффективности инноваций в условиях динамичной внешней среды, предложено использование целостной модели оценки эффективности инноваций та определены основные принципы такой оценки, обоснованы особенности эффективности отдельных направлений инновационной деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИННОВАЦИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ.

030-034

«Точки роста» экономики Гомельской области

Н.П. Драгун, И.В. Ивановская

В статье представлены методика определения потенциальных региональных «точек роста» и результаты ее апробации на примере Гомельской области Республики Беларусь.

Объект исследования - потенциальные региональные «точки роста».

Цель работы - разработать методику определения потенциальных региональных «точек роста» и апробировать ее на примере Гомельской области Республики Беларусь.

Метод исследования - монографический, логическое моделирование, анализ статистических данных.

Разработана методика определения потенциальных региональных точек роста (ПРТР), отличие которой от существующих заключается, во-первых, в разработке системы количественных и качественных критериев выбора ПРТР, во-вторых, в определении пороговых значений количественных критериев отнесения анализируемого объекта к ПРТР, позволяющая объективно оценить возможности вида экономической деятельности (предприятия, проекта) как «точки роста» и разрабатывать на этой основе региональные программы развития. В результате апробации методики на примере Гомельской области определены потенциальные региональные точки роста, классифицированные на три группы: точки направления роста - «новая индустриализация» экономики региона, повышение эффективности использования ресурсно-сырьевого потенциала области и развитие сферы услуг.

Результаты статьи могут быть использованы органами государственного управления для решения актуальных задач, возникающих в процессе определения «точек роста» экономики региона, разработки региональных программ развития, активизации создания в отраслях экономики интегрированных производственных структур и др.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - определение региональных «точек роста» Гомельской области и механизмов их активизации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, КРИТЕРИЙ, МЕТОДИКА, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, ТОЧКА РОСТА.

035-044

Экспортная и импортная безопасность как важная составляющая внешнеэкономической безопасности

Н.В. Дулеба, Я.И. Базилевская

В статье рассматривается экономическая безопасность государства как подсистема внешнеэкономической безопасности.

Объект исследования - внешнеэкономическая безопасность государства как составляющая экономической безопасности.

Цель работы - исследование надлежащего уровня экономической безопасности, в том числе внешнеэкономической, что достигается созданием единой государственной политики, усиленной системой скоординированных мер, адекватных внутренним и внешним угрозам.

Методы исследования - экономические методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях исследований.

Рассмотрев состояние экспортной и импортной безопасности Украины, можно утверждать, что в контексте мировой глобализации и роста интенсивности интеграционных процессов национальная экономика Украины недостаточно защищена от воздействия негативных внешнеэкономических факторов. В условиях, когда показатели открытости национальной экономики Украины больше чем вдвое выше аналогичных показателей развитых стран, проблема внешнеэкономической безопасности приобретает все большую актуальность.

На современном этапе развития для Украины крайне важным является обеспечение ВЭБ как решающего звена экономической безопасности и важного индикатора экспортной и импортной безопасности государства.

Основным достижением реформ во внешнеэкономической политике должно стать выравнивание условий конкуренции для отечественных товаров на внешних рынках. Сложившаяся ситуация во внешней торговле Украины, свидетельствует о необходимости внедрения новых подходов внешнеэкономической политики, главным результатом которых должны стать создание эффективного механизма функционирования сферы внешнеэкономической деятельности, преодоление негативного сальдо внешней торговли и диверсификации рынков сбыта отечественной продукции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ИМПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, Внешнеэкономическая БЕЗОПАСНОСТЬ, ВНЕШНЕТОРГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

045-050

Налоги - фактор финансовой и экономической безопасности государства

Н.В. Дулеба, Т.В. Лутай

В статье рассмотрены основные угрозы налоговой безопасности государства, а именно: состояние экономики; состояние государственных финансов; особенности действующих институтов; социальные характеристики общества. За большого количества факторов, которую порождает каждое из приведенных источников налоговых угроз, возникает необходимость выделить те дестабилизируя факторы, степень влияния которых на налоговую безопасность наиболее весомый.

Объект исследования - наиболее важные показатели, характеризующие состояние национальной экономики - показатели уровня и динамики валового внутреннего продукта (ВВП).

Цель работы - исследование степени влияния дестабилизирующих факторов на налоговую безопасность Украины в контексте ее экономической безопасности.

Методы исследования - экономические методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях исследований.

Значительный государственный долг приводит к увеличению расходов на его обслуживание (уплаты процентов, или определенной его части), обусловливает дополнительную потребность в налоговых поступлениях, а затем может представлять угрозу налоговой безопасности.

По данным Министерства финансов Украины 2010-2014 гг., Государственный долг страны пока еще далеко не дотягивает до годового ВВП, оставаясь в диапазоне 30-40%. Однако, несмотря на этот факт отметим, что Украина все же достаточно быстро наращивает долги, и в основном эти средства используются не на инвестиции, а на цели текущего потребления. В случае роста государственного долга увеличиваются расходы следующих бюджетов на их обслуживание и погашение и, соответственно, сужаются финансовые возможности правительства и ухудшается уровень налоговой безопасности государства.

Анализ налоговой безопасности свидетельствуют о высоком уровне налоговой нагрузки в Украине. Выход есть из этой ситуации. Налоговая нагрузка имеет оптимально снизиться как для налогоплательщиков, так и для государства. Снижение налоговой нагрузки на плательщика освободит финансовые ресурсы, которые он сможет использовать в производственных процессах, обеспечит увеличение инвестиционных средств и повысит деловую активность предприятия, что будет способствовать росту объемов налоговых поступлений в бюджеты. Кроме этого, оптимизация налоговой нагрузки будет способствовать росту реальных доходов населения, сбережений домохозяйств, платежеспособного спроса населения, что приведет к экономическому росту в стране.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, состояния государственных финансов, состояние национальной экономики, валовой внутренний продукт, дефицит государственного бюджета, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.

051-055

Стимулирование инновационной деятельности на предприятии

В.П. Зюзина, Е.В. Комчатных, Н.А. Редько

В статье выделены  проблемы  и  направления  стимулирования  инновационной  деятельности  предприятий.  На  основе  рассмотренных  методов  стимулирования  инновационной  деятельности  предложен механизм стимулирования  инновационной деятельности предприятия.

Объект исследования - инновационная деятельность предприятий.

Цель работы - разработка мер для усовершенствования механизмов стимулирования инновационной деятельности предприятий.

Метод исследования - метод синтеза и анализа, логико-теоретического обобщения.

В  данной  статье  основное  внимание  уделено  подходам  к стимулированию  инновационной активности персонала  предприятий. 

Представлены теоретические взгляды на методы  активизации  инновационной  деятельности  предприятий.  Выделены  ключевые  факторы  активизации  труда  в инновационном  процессе. 

Рассмотрен  и проанализирован зарубежный опыт побуждения к инновационной деятельности работников. Обоснована целесообразность применения морального  и  материального  стимулирования  персонала  предприятия. Определено значение мотивации для развития инновационной деятельности предприятий.   

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИННОВАЦИОННАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,  ПЕРСОНАЛ,  МЕТОДЫ, МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

056-062

К эколого-экономической эффективности усовершенствования пассажироперевозок на городском маршруте

В.И. Зюзюн, В.С. Сабибина

В статье рассмотрена проблема функционирования городского автомобильного пассажирского транспорта на этапе изменения экономической системы страны. Исследована пассажиропоток, проанализированы расходы, доход, выбросы и штрафы за сверхнормированного выбросы на всех маршрутах с выбранным транспортным средством. Предложен автобус более экономичный (большая пассажировместимость) и экологический (класса Евро 5).

Объект исследования - процесс перевозки пассажиров в городских транспортных системах

Целью работы является разработка предложений по порядку оценки экономической и экологической эффективности функционирования городского пассажирского транспорта.

Метод исследования - наблюдение за пассажиропотоками и экономико-математический метод.

Проведено обследование пассажиропотоков, осуществлен анализ результатов, определены ожидаемые суточные, годовые объемы перевозок на маршруте, выполнено нормирование скоростей движения.

Осуществлено определение необходимого количества транспортных средств. Главным критерием выбора транспортного средства являются условия наиболее полного удовлетворения потребностей населения в перевозках, эффективная работа автобусов и повышения уровня качества обслуживания пассажиров.

Выбор типа автобуса для городских перевозок проводим по максимальной мощности пассажиропотока в часы "пик".

В связи с постоянным изменением пассажиропотоков в течение суток, необходимо, чтобы количество автобусов в каждый час суток отвечала величине пассажиропотока. Определены режимы работы транспортных средств. Рассчитаны показатели производственной программы.

Рассчитано себестоимость перевозок и финансово-экономические показатели маршрута.

На основе полученных данных, их анализа предложены мероприятия по улучшению качества перевозок, повышение экономической и экологической эффективности. Исследование выявило слабые и сильные стороны пассажироперевозок на городских маршрутах, основные статьи расходов, в дальнейшем поможет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Результаты статьи могут быть применены при формировании маршрута и его реорганизации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ, ГОРОДСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, МАРШРУТКИ, АВТОБУСЫ.

063-070

Платежный баланс как важный инструмент обобщающей оценки состояния национальной экономики

Л.С. Козак, О.В. Федорук

В статье исследованы теоретико-методические основы формирования платежного баланса; изучены концепции и модели регулирования платежного баланса страны; определены структурные элементы и выяснено макроэкономическое значение платежного баланса; обоснованы направления уравновешивания баланса международных расчетов; исследовано влияние макроэкономической политики на состояние платежного баланса страны; сформирована стратегия уменьшения дефицита платежного баланса.

Объект исследования - процесс обеспечения экономической безопасности международного сотрудничества.

Цель исследования - усовершенствование механизма формирования современного концептуального подхода к определению сущности платежного баланса как важного инструмента обобщающей оценки состояния национальной экономики.

Методы исследования - абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход.

В современных условиях повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Уравновешивание платежного баланса является первоочередной задачей экономической политики государства наряду с обеспечением высоких темпов экономического развития, сдерживанием инфляции и безработицы. Наличие устойчивой несбалансированности внешних платежей является признаком появления кризисных явлений в экономике страны, устранение которых требует корректирования платежного баланса путем проведения соответствующей денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Макроэкономическое значение платежного баланса заключается в отображении состояния международных экономических отношений данной страны с ее зарубежными партнерами.

Платежный баланс играет роль макроэкономической модели, которая систематически отражает экономические операции, осуществленные между национальной экономикой и экономиками других стран мира; такая модель составляется с целью разработки и внедрения обоснованной внешнеэкономической политики государства, анализа состояния товарного и финансового рынков, двусторонних и многосторонних сопоставлений, научных исследований и т. п. На основе фактических данных о состоянии платежного баланса международными финансовыми организациями, в частности Международным валютным фондом, принимаются решения о предоставлении конкретным странам финансовой помощи для стабилизации платежного баланса и преодоления его дефицита. Разработка и составление платежного баланса является обязательным условием для всех стран - членов Международного валютного фонда, базируется на единой методологии в соответствии со стандартной классификацией компонентов и структуры сводной информации.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - усовершенствование механизма обеспечения экономической безопасности международного сотрудничества.

Ключевые слова: национальная экономика, платежный баланс, экономическое развитие, несбалансированность внешних платежей, международные экономические отношения, макроэкономическая модель, Международный валютный фонд, Руководство по платежному балансу и международной инвестиционной позиции, текущий счет, капитальный счет, финансовый счет, система учета операций с нерезидентами.

071-084

Инвестиционная политика автотранспортного предприятия

Л.С. Козак, Д.В. Цветков

В работе рассмотрены аспекты инвестиционной политики АТП, анализ подходов к оценке инвестиционных проектов, разработанный и предложенный инвестиционный проект для Черкасского АТП, рассмотрены направления приоритетного инвестирования.

Объект исследования - инвестиционная политика АТП.

Цель работы - анализ инвестиционной политики, разработка инвестиционного проекта, пример его реализации.

Инвестиции предприятия обеспечивают простое и расширенное воспроизводство капитала, создание новых рабочих мест, прирост заработной платы и покупательной способности населения, приток налогов в государственный и местный бюджеты. Эффективность инвестиционной политики оценивается в соответствии с тем, насколько она отражает интересы различных слоев общества и насколько способствует достижению поставленных стратегических целей и решению конкретных задач.

Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта, количество доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, риск, связанный с принятием того или иного решения и др.

Результаты пола могут быть использованы при разработке инвестиционных проектов на предприятиях, имеющих похожую деятельность.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА автотранспортное предприятие, РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, ИНВЕСТИРОВАНИЕ В СФЕРЕ АВТОТРАНСПОРТА.

085-089

Современное состояние информационной экономики в Украине

С.В. Кривошеева, И.С. Клименко, Е.Н. Тарануха

В статье рассмотрено понятие информационной экономики. Определено место информации и функционирования информационного рынка в условиях постиндустриальной экономики. Исследуется роль информационного обеспечения экономической сферы.

Объект исследования - информационный рынок

Цель исследования - анализ информационного рынка Украины в условиях ускорения интеграционных процессов.

Методы исследования - абстрагирование, общенаучные эмпирические и теоретические.

Современный этап развития экономики характеризуется структурными изменениями, которые связаны с возникновением и активным продвижением на рынок определенных форматов, которые используют прогрессивные производственные технологии и современные информационные системы. информатизация общества как закономерный, глобальный процесс развития цивилизации становится предпосылкой формирования информационного общества и развитого информационного рынка. На современном этапе фактором, гарантирует стабильную предпочтение определенной страны на мировом рынке, является владение новейшими технологиями, то есть системой инновационно-ресурсных процедур создания новых продуктов и процессов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ЭКОНОМИКА, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ, ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС, ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК.

090-097

Методические основы оценки стоимости предприятий автомобильного транспорта

Н.В. Любарская

В статье проведен анализ методических подходов к оценке стоимости предприятия с выделением положительных и отрицательных сторон, а также особенностей их применения в современных условиях хозяйствования, также определен оптимальный подход и метод оценки стоимости автотранспортных предприятий.

Объект исследования - методические подходы оценки стоимости предприятия.

Цель исследования - определение оптимального подхода и метода оценки стоимости автотранспортных предприятий в современных условиях хозяйствования.

Метод исследования - метод анализа и синтеза - при исследовании подходов и методов оценки стоимости предприятий и обосновании оптимального выбора.

В статье проведен анализ законодательной базы по вопросам оценки стоимости предприятий, в частности проведен анализ методического инструментария. Представлена ​​характеристика доходного (имущественного), затратного и сравнительного (рыночного), опционного подходов и подхода, основанного на модели Ольсона, подхода, основанного на модели «экономической прибыли», выделены положительные и отрицательные стороны каждого из них. Для оценки стоимости предприятий автомобильного транспорта выбран оптимальный подход и метод оценки.

Результаты статьи направленные на оптимизацию процесса оценки стоимости предприятия и могут быть внедрены для управления предприятиями автомобильного транспорта.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оценка стоимости, стоимость предприятия, подход, метод.

098-103

Направления партнерских взаимодействий государства и бизнеса в обеспечении развития транспорта

Н.А. Малыш, Н.М. Бондарь

В статье предложены обобщение и систематизация направлений и форм партнерского взаимодействия государства и бизнеса в развитии транспорта.

Объект исследования - партнерские взаимодействия в развитии транспорта.

Цель работы - систематизация направлений партнерских взаимодействий государства и бизнеса в разрезе отдельных видов транспорта, определение содержания и форм такого партнерства.

Метод исследования - монографический.

В разрезе видов транспортной отрасли - автомобильно-дорожный комплекс, железнодорожный транспорт, городской транспорт, порты и морской транспорт, порты и речной транспорт, аэропорты и речной транспорт, мультимодальные (смешанные) перевозки выявлены направления партнерских взаимодействий: развитие транспортной инфраструктуры, обеспечение услуг перевозок, предоставление вспомогательных услуг. Определены формы партнерства, целесообразные видам транспорта и направления партнерских взаимодействий.

Результаты статьи могут быть использованы при разработке государственной стратегии развития транспорта Украины.

Прогнозные предположения по развитию объекта исследования - изучение особенностей применения форм партнерских взаимодействий в развитии отдельных видов транспорта.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственно-частное партнерство, транспорт, транспортная инфраструктура, концессии.

104-109

Направления усовершенствования результативных показателей эффективности путем улучшения функционирования транспортной системы

А.П. Процик, С.В. Корчменюк

В статье рассмотрен комплекс факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность отечественного бизнеса и предложены пути его улучшения.

Объект исследования - влияние транспортной  и таможенной составляющей на международные индексы.

Цель работы - определение основных мер для улучшения главных факторов влияния на результирующие показатели индексов деловой активности в Украине

Научной новизной в работе является применение комплексного подхода для определения мер по повышению привлекательности и улучшение деловой активности бизнеса в Украине через призму мировых показателей эффективности функционирования экономики.

В работе были использованы множественный корреляционный анализ, метод Делфи, статистический анализ, прогнозирование.

В современных условиях роста конкуренции на международном рынке возникает проблема низкой эффективности предоставляемых услуг. Важным критерием в мировом сообществе является Индекс логистической эффективности (LPI), который дает всестороннюю характеристику уровня торговли более чем 155 стран. Для повышения показателей Украины в мировых рейтингах был проведен анализ существенных индексов и предложены пути их улучшения с помощью влияния на транспортную и таможенную составляющую.

Результаты статьи создают научно-методологическую базу для стабилизации рейтинга Украины на рынке транспортных услуг.

Прогнозные предположения по развитию объекта исследования - поиск механизмов совершенствования индексов эффективности отечественного бизнеса, которые минимизируют расходы и улучшат надежность предоставляемых услуг.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТАМОЖЕННЫЙ ИНДЕКС, ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ, КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ, ИНДЕКС ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИКИ, ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА, МНОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ.

110-114

Использование нейронных сетей для моделирования и прогнозирования финансовой деятельности транспортного предприятия

А.В. Седая

В статье доказывается целесообразность и эффективность использования нейронных сетей для установления существования связей между финансовыми показателями и для улучшения точности прогнозирования финансовых показателей.

Объект исследования - модель нейронной сети и ее алгоритмы.

Цель работы - определить преимущества использования нейронной сети при прогнозировании значений финансовых показателей и определения связей между ними.

На сегодняшнее время на автотранспортных предприятиях Украины, которые занимаются грузовыми перевозками, использования нейронных сетей для принятия управленческих решений и проведения прогнозирования основных финансовых показателей не получило распространения.

Внедрение использования нейрон моделирования позволяет предприятиям сократить время на принятие управленческих решений, например, посредством использования прогнозирования в нейронной сети. Одним ее (нейронной сети) преимуществом, является то, что она проходит обучение, в ней можно использовать различные типы данных (числовые, текстовые и др.).

Нейронные сети ускоряют процесс нахождения зависимости за счет одновременного обработки данных всеми нейронами.

Итак, с помощью нейронных сетей можно сократить время принятия управленческих решений, уменьшить количество экспертов компании, которые ранее были задействованы при принятии решений, и самое главное прогнозирования по сравнению с традиционными методами является более точными.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НЕЙРОННЫЕ СЕТИ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, СВЯЗЬ, НЕЙРОН, автотранспортное предприятие, ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

115-120

Методические принципы диагностирования движения денежных средств предприятия

Л.С. Чеснакова

В статье предложены методические подходы к диагностированию движения денежных средств предприятия для обеспечения его платежеспособности, как в текущем периоде, так и в перспективе.

Объект исследования - процесс движения денежных средств предприятия.

Цель работы - определение возможностей обеспечения денежными средствами бесперебойного финансирования операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Метод исследования - балансовый, коэффициентный анализ.

Эффективная диагностика движения денежных средств создает предпосылки для принятия обоснованных решений по управлению платежеспособностью предприятия, реальными и финансовыми инвестициями, структурой капитала, запасами, дебиторско-кредиторской задолженностью. Базой для диагностики может быть отчетный баланс предприятия. Он, в отличие от отчета о движении денежных средств, который сегодня предприятия составляют прямым методом, позволяет выяснить факторы влияющие на чистое движение денежных средств по видам хозяйственной деятельности. Разработан алгоритм построения баланса источников и направлений использования денежных средств, согласно которому к увеличению чистого денежного потока приводят уменьшения статей актива отчетного баланса и увеличение статей пассива, а к уменьшению - рост статей актива и уменьшение статей пассива. На базе баланса источников и направлений использования денежных средств предложена совокупность коэффициентов, которые позволяют оценить движение денег по видам деятельности, денежную независимость предприятия от внешних привлеченных и заимствованных поступлений, степень их использования.

Результаты статьи могут стать составной методики анализа платежеспособности предприятия.

Прогнозные предположения по развитию объекта исследования - поиск оптимальной системы управления движением денежных средств.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, ЧИСТЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК, БАЛАНС, КОЭФФИЦИЕНТНЫЙ АНАЛИЗ, ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ.

121-125

Развитие персонала как основная предпосылка  развития предприятия

Л.В. Швец, А.Г. Гайдай

В условиях усиления конкуренции и глобализации приоритетом экономической стратегии страны в целом и отдельных предприятий в частности должно стать накопление интеллектуального потенциала, которое происходит, прежде всего, путем непрерывного развития персонала предприятий и организаций.

Существует взаимосвязь между стратегией развития персонала и общей стратегией развития предприятия в направлении повышения  эффективности, гибкости, конкурентоспособности.

В статье исследуются современные тенденции в процессах развития персонала отечественных предприятий и формулируются направления совершенствования  управления этими процессами.

Несовершенство нормативно-правовой базы  сферы образования, недостаточность финансовых ресурсов в целом и в частности государственных ресурсов - для  обеспечения высшего образования, тем более, учитывая  его возрастающую роль в инновационном развитии общества, - сдерживают  проведение начавшейся реформы сферы образования. Необходимо адаптировать опыт, накопившийся в других странах  относительно  формирования правовой основы а также менеджмента в образовательной  и  исследовательской деятельности вузов. Следует также  активизировать участие  бизнеса  в финансировании указанной сферы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА, СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ, РЕФОРМА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

126-130

Миграционный кризис в Европе и проблемы межрелигиозных отношений

А.В. Аристова

В работе определены и систематизированы особенности нынешней миграционной волны из стран Ближнего Востока и Африки в страны Европы, ее отличия от предыдущих миграционных притоков последнего столетия и потенциальное влияние на межрелигиозные отношения и социорелигиозные процессы в европейском социуме.

Объект исследования - современный миграционный кризис в Европе.

Цель исследования - определение специфики новейшей иммиграционной волны как фактора изменений в сфере межрелигиозных (прежде всего, христианско-мусульманских) отношений и вызовов для сферы государственного управления.

Методы исследования - системного подхода, структурно-функционального анализа, компаративного анализа, ретроспективного и перспективного анализа религиозных процессов, дескриптивно-аналитический методы.

В статье на основе обобщения и анализа широкого теоретического и эмпирического материала, автор выделяет специфику новой иммиграционной волны в Европе по ряду параметров: по объему миграционного потока, его составу, векторам распространения, характеру, экономическим и социально-культурным последствиям. Определено, что на волне миграционного кризиса, параллельно с интенсивным и слабо контролируемым ростом мусульманских анклавов в Европе, растет также отчужденность и конфронтация между европейским обществом и мусульманскими меньшинствами, взаимная клаузация и европейского социума и диаспор, распространение и слияние различных форм ксенофобии (исламофобии, христианофобии, мигрантофобии и др.), радикализация идеологии и практики мусульманских меньшинств, изменение их институционального оформления, обострение различных форм межрелигиозных и внутренне-религиозных конфликтов.

Результаты статьи могут быть использованы в религиоведческих и правоведческих исследования, а также органами государственной власти, общественными организациями, научно-образовательными учреждениями при выработке стратегии толерантизации межрелигиозных отношений, оптимизации модели государственно-конфессиональных отношений, разработке стабилизационных программ.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - поиск и апробация путей модернизации государственно-религиозной политики как компонента иммиграционной и интеграционной политики Евросоюза.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС, МИГРАЦИОННАЯ ВОЛНА, МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, КСЕНОФОБИЯ, ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, МУСУЛЬМАНСКИЕ МЕНЬШИНСТВА, ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО.

131-138

Сущность дидактичного проектирования: принципы, структура, уровни, этапы и действия

Х.Ш. Бахтиярова

В статье рассматриваются вопросы сущности дидактичного проектирования учебных материалов как обязанностей этап деятельности преподавателя. Доказано, что проектирование педагогической подготовки будущих инженеров-педагогов основывается на принципах проектирования, имеет определенную структуру, ровные этапы, методы и средства проектирования. Результатом педагогического проектирования являются опытные достижения относительно выполнения этой деятельности.

Ключевые слова: дидактическое проектирование, цель, процесс, средства, этапы, результат, продукт, подготовка будущих инженеров-педагогов в Национальном транспортном университете.

139-142

Социальные трансформации в процессе информационной деятельности

И.В. Богачевская

В статье анализируются различные аспекты информационной деятельности во всех социальных сферах, в частности в образовании и экономике, их влияние на мировоззрение и психо-эмоциональную сферу современного человека.

Объектом исследования в данной статье является информационная деятельность современного социума.

Цель работы - интегрирование гетерогенного знания об информационной деятельности как социотрансформирующем факторе, ее системная характеристика.

Методы исследования - аналитическое описание общественных трансформаций, которые происходят вследствие информационной деятельности.

Отмечается, что новейшие информационно-коммуникационные технологии, развитые трансграничные глобальные информационно-телекоммуникационные сети трансформировали современное общественное бытие путем медиации, виртуализировали общество и создали гиперреальность, основали новые знаковые системы и схемы понимания, общения и усвоения информации, сформировали новую компьютерную культуру, изменили механизмы социальной памяти, превратив ее в глобальную информационную систему.

Результаты статьи могут быть использованы при анализе современных общественных трансформаций и прогнозировании их последствий как для общества, так и для отдельных индивидов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ, СЕТЬ ИНТЕРНЕТ, СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ, ТОВАРЫ, СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА, ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ.

143-150

Философская рефлексия права в антропоцентричной концепции П.Д.Юркевича

П.Г. Давидов, И.А. Хримли

Цель работы - обоснование наработок собственно  философско-правовой антропологии на основе отечественных философских, правовых и педагогических традиций, в частности, взглядов Памфила Даниловича Юркевича.

Обосновано, что особенно актуальным является познание философско-правовой антропологии П. Юркевича сегодня, когда человек стоит перед проблемой своего выживания в условиях процессов глобализации современного мира, в масштабах которого часто отдельная личность нивелируется или становится незаметной на теле общественных разрушений.

Обосновано, что философско-антропологическая концепция права Памфила Юркевича строится на философской концепции кордоцентризма и философии сердца. По его мысли, именно путем духовного развития (усовершенствования) личности и социума на основе национальной идеи и педагогики в соответствии с согласованием стремлений отдельной личности, так и социума не путем закона ( принуждения государства), а с помощью «религиозно-морального закона» - отработанного с применением  «религии гуманности» (христианских и общечеловеческих  ценностей) и вековых моральных принципов, свойственных народу - видит Юркевич путь построения гармоничного государства. То есть, Юркевич видит основу в традиционной украинской громаде - как прообразе гражданского общества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КОРДОЦЕНТРИЗМ, ГУМАННОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ВЫЖИВАНИЕ, ГРОМАДА.

151-159

Инновационная политика в решении проблемы уровня громкости шума дорожного движения в Украине

М.К. Жижома, Е.С. Левищенко, Д.К. Левищенко

В статье рассмотрены проблемы инновационной политики в Украине относительно путей решения дорожного шума, проанализированы основные факторы и особенности воздействия шума транспортного потока на окружающую среду.

Шумовое загрязнение является одним из самых распространенных источников экологических жалоб в Европейском Союзе (ЕС). Шумовое загрязнение не только вызывает раздражение, но также может быть значительно опасным для здоровья в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

До сих пор осведомленность о шумовом загрязнении среди политиков, а также общественности слишком низкая. Важными техническими инновациями, нацеленными на уменьшение шума часто пренебрегают из-за значительных затрат, однако дальнейшие инвестиции в использование и развитие экономически эффективной технологии могут принести дополнительные преимущества для здоровья.

Объект исследования - инновационная политика в сфере шумового загрязнения окружающей среды от транспортных потоков.

Цель статьи - исследовать влияние инновационной политики страны на уменьшение шумового загрязнения окружающей среды.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, УРОВЕНЬ ШУМА ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА, ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

160-164

Развитие туристических предприятий в условиях конкуренции

С.И. Иванчук

В статье проведено исследование возможностей развития туристских предприятий мира и Украины в частности в условиях конкуренции.

Объект исследования - конкуренция на рынке туризма.

Цель работы - исследовать особенности туристской конкуренции и ее влияния на развитие предприятий отрасли.

Метод исследования - анализ и обобщение.

В условиях рыночной экономики конкуренция является главным регулятором общественного производства. Она подчиняет и направляет деятельность всех субъектов рынка, выступает естественным регулятором спроса и предложения на товары и услуги и является объективным законом, который заставляет эффективно использовать в производственном процессе экономические ресурсы, которые формирует владелец, и предлагать на рынке более дешевые и качественные по сравнению с конкурентами товары и услуги.

Известно, что конкуренция возможна там, где существует значительное превышение предложения над спросом и главным субъектом является покупатель. На таких рынках предлагают товары высокого качества, обеспечен высокий уровень обслуживания. В этом случае на победу может рассчитывать только то предприятие, которое будет иметь достаточно прочное положение на рынке по сравнению с конкурентами.

С развитием рыночных реформ и интеграцией Украины в мировое экономическое пространство, выходом предприятий туристической индустрии на международный рынок и увеличением количества потенциальных конкурентов, усиливается конкуренция между субъектами хозяйствования, которые предлагают туристические услуги. Чтобы обеспечить успех на рынке, туристическое предприятие, как и любое другое, должно стремиться к улучшению качества обслуживания при умеренных ценах, повышении производительности труда, совершенствовании форм организации обслуживания потребителей и увеличении на этой основе прибыли.

Результаты статьи могут быть использованы при проведении лекционных и практических занятий, а также предприятиями туристской отрасли.

Прогнозные предположения по развитию объекта исследования - разработка классификации видов конкуренции в туристической отрасли.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТУРИЗМ, ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК, КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНЦИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА, ВНУТРЕННЯЯ КОНКУРЕНЦИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ КОНКУРЕНЦИИ.

165-170

Вопросы разграничения административной и гражданской ответственности в сфере автотранспорта

Л.Д. Ковенко

Цель работы - исследовать вопросы разграничения административной и гражданской ответственности в сфере автотранспорта.

Вопрос разграничения административной и гражданской ответственности в сфере автотранспортного комплекса является  недостаточно исследованным.

Отношения административной ответственности за нарушение норм, регулирующих деятельность транспорта урегулирован Кодексом об административных правонарушениях Украины.

Но правовая природа некоторых правоотношений в транспортной сфере - частная и, имеет гражданско-правовой характер.

Административная ответственность отличается от гражданской тем, что объектом посягательства правонарушителей являются общеобязательные правила, а гражданская ответственность наступает за нарушение договорных обязательств, причинение внедоговорного имущественного ущерба, а также за нарушение личных неимущественных прав.

Необходимо привести в соответствие нормы обоих документов, регулирующих правоотношения в сфере транспорта, с учетом разграничения вопросов административной и гражданской ответственности.

Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, РАЗГРАНИЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ГАРМОНИЗАЦИЯ НОРМ.

171-176

Основные факторы и перспективы инновационного развития предприятий и трансфера технологий в Украине

Л.С. Козак, В.В. Червякова

Статья посвящена исследованию проблем инновационного развития предприятий и трансфера технологий в Украине и обоснованию путей их преодоления.

Объект исследования - инновационная деятельность и трансфер технологий на предприятиях в Украине.

Цель работы - определение и классификация основных факторов инновационного развития предприятий и трансфера технологий в Украине.

Методы исследования - обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, графические.

Проанализирована динамика и структура финансирования научной и научно-технической деятельности в Украине. Исследована динамика инновационной активности отечественных промышленных предприятий и интенсивности их инновационных расходов. Охарактеризованы основные источники и направления финансирования инновационной деятельности предприятий в Украине. Выявлены ключевые тенденции приобретения и передачи новейших технологий предприятиями в Украине и за ее пределами. Сделан вывод, что в Украине из-за слабого взаимодействия науки и бизнеса трансфер технологий не получил распространения. В условиях постоянного недофинансирования научной и инновационной деятельности отечественные субъекты хозяйствования вынуждены импортировать значительно больше технологий из других стран, чем могут экспортировать. Определены и систематизированы основные факторы, сдерживающие инновационное развитие и трансфер технологий отечественных предприятий и предложены пути их преодоления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИННОВАЦИИ, научно-техническая деятельность, инновационная активность предприятий, финансирование ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, трансфер технологий.

177-187

Основные направления взаимодействия государственно-частного партнерства в туристической отрасли

В.О. Кошарный

Целью данного исследования является систематизации форм Государственно-частного партнерства и определение условий целесообразности его использования в туристической отрасли.

Объектом теоретического исследований есть виды контрактов ГЧП.

Предметом исследования является характеристика и методы внедрения ГЧП в туристической отрасли в странах мира.

В печатных источниках имеется большое количество теоретического материала о Государственно-частное партнерство. Но несмотря на развитие туристической отрасли, государство все еще мало делает для его развития. Именно поэтому для лучшего понимания состояния этого вопроса следует провести анализ межотраслевой структуризации отдельных сфер туризма, используя для этого различные формы ГЧП.

Рассматривая существующие методы внедрения ГЧП в туристической отрасли в ведущих странах мира, относящихся непосредственно к стратегическому планированию, организации и управлению процессом и тесно связаны между собой, можно сделать вывод, что правильно структурировано Государственно-частное партнерство может мобилизовать ранее неиспользуемые ресурсы из местного, регионального или международного частного сектора, который стремится инвестиционных возможностей.

Все чаще контракты становятся гибридными, приняв черты нескольких контрактов, чтобы запечатлеть лучшие местные требования, потому что цель частного сектора при вступлении в ГЧП является получение прибыли от его деятельности и в управлении бизнесом. Частный сектор стремится компенсацию за свои услуги за счет сборов за услуги, предоставляемые через доходность инвестированного капитала.

В статье, в результате проведенного анализа состояния организации Государственно-частного партнерства, была предложена возможность совершенствования и ускорения процесса разработки конкретного проекта ГЧП, который будет выполнять четкие требования заказчика и будет отвечать узкой специализации поставленных задач.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО, ДОГОВОР КОНЦЕССИИ, СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ГИБРИДНЫЙ КОНТРАКТ, АФФЕРМАЖ, КОНТРАКТЫ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ, ТУРИЗМ.

188-195

Социальные и духовно-культурные последствия коммерциализации высшего образования в Украине

Е.А. Лавринович

В статье рассмотрены особенности функционирования вузов в новых социально-экономических условиях: переход образовательной системы к рыночным отношениям, развитие рынка «образовательных услуг», стремление вузов получать прибыль от собственной деятельности и т.д., обозначены различные подходы к рыночному реформированию образования.

Объект исследования - национальная система высшего образования Украины.

Цель работы - анализ особенностей процесса коммерциализации высшего образования в условиях рыночной экономики, осмысление социальных и духовно-культурных последствий коммерциализации высшего образования для украинского общества.

Методы исследования - дескриптивный и компаративный анализ процессов коммерческой трансформации системы высшего образования.

В работе выявлено, что проблема коммерциализации высшего образования преимущественно сведена к компенсации недостаточного бюджетного финансирования затратами заинтересованных в получении образовательных услуг агентов, что приводит к торможению развития и доступности образования в условиях повышения цен на образовательные услуги и сокращения количества бюджетных мест в вузах; формированию в сознании псевдообразовательных ценностей и формального отношения к образованию и знаниям. Особое внимание уделяется социально-культурным последствиям этих процессов для украинского общества.

Подчеркивается, что в процессе коммерциализации высшего образования наряду с развитием рынка образовательных услуг должно обеспечиваться их качество, доступность для заинтересованной и одаренной молодежи, реальная ответственность всех агентов рынка и, главное, воспроизводство и трансляция высоких образовательных ценностей.

Результаты статьи могут быть использованы в системном исследовании трансформаций национальной системы высшего образования, его выводы будут интересны преподавателям педагогических дисциплин, а также госслужащим в контексте разработки эффективных средств оптимизации рынка образовательных услуг в стране.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ, РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, ПОТРЕБИТЕЛЬ, ПСЕВДООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ВУЗЫ.

196-202

Уголовно-правовая характеристика массовых убийств

О.Е. Питула

Цель работы - проведение всестороннего исследования проблемных и других правовых вопросов, которые непосредственно касаются предотвращения данного вида преступления и введение уголовной ответственности за совершение массовых убийств.

Проведение всестороннего исследования проблемных и других правовых вопросов, которые непосредственно касаются уголовно-правовой характеристики массовых убийств, и сравнительный анализ массового убийства с подобными видами умышленных убийств позволяют понять, что среди всех видов умышленных убийств, массовое убийство является самым непредсказуемым видом преступления, который в отличие от других осуществляется за короткий

Обосновано, что для предотвращения массовых убийствам необходимо всесторонне исследовать личность убийцы и внешние факторы влияния на него.

Обоснована необходимость на законодательном уровне рассматривать данный вопрос, и проводить предупредительные меры с целью предотвращения массовым убийствам.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МАССОВОЕ УБИЙСТВО, МАССОВЫЙ УБИЙЦА, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МАССОВЫХ УБИЙСТВ, УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

203-212

Современный взгляд на проблему создания интеллектуального бизнеса

В.Г. Полонский, Е.В. Комчатных

В статье раскрыто авторское видение сущности интеллектуального бизнеса. Творчески работающий специалист является не столько потребителем готовой информации, сколько генератором, интерпретатором и распространителем знаний. Сам феномен предпринимательства недостаточно рассматривать только как материальную сферу инноваций. В условиях возрастания роли знаний речь должна идти и о второй стороне этого феномена - творческих принципах, что уже не позволяет характеризовать предпринимательство только как сугубо экономическое явление.

Объект исследования - процессы формирования и развития интеллектуального бизнеса.

Цель статьи - определить ранее неисследованные аспекты сущности интеллектуального бизнеса и обосновать потребность в переходе к обучению специалистов в режиме непрерывного образования в условиях экономики, основанной на знаниях.

Методы исследования - теоретическое обобщение и системный анализ развития интеллектуального предпринимательства.

При создании интеллектуального бизнеса особенно актуальной становится проблема управления знаниями. Содержание современного общественного производства определяет постепенное вытеснение традиционных индустриальных средств производства новыми современными средствами.

Новое понимание знания и его новая роль в общественном производстве ведет к кардинальному изменению главной задачи экономической науки от исследования производственных отношений в рамках материального производства в сторону нематериального, духовного производства. Господствующими и определяющими становятся духовные, интеллектуальные знания и отношения. Предпринимательство рассматривается как процесс самоорганизации, постоянного самообновления, мотивированного своими целями-потребностями предпринимателя, хозяйничает в формате динамического взаимодействия с другими субъектами микро- и макросреды. С этим взаимодействием широко используется имеющаяся социокультурная информация, что позволяет удовлетворять потребности других людей с помощью того, что сам предприниматель максимизирует свои возможности по развитию и удовлетворения своих социально-экономических потребностей.

Новым особым видом предпринимательства становится интеллектуальное предпринимательство, непосредственно связанное с ростом роли знаний и интеллекта в общественном производстве и выражающее новую закономерность социально-экономического развития общества. Особую роль в этой связи играет относительно новый фактор производства - предпринимательские способности, основанные на использовании знаний и информации, которые открывают широкие возможности изменения производства товаров и услуг, пользующихся спросом. Это же, в свою очередь, связано с тем, что для удовлетворения новых потребностей необходимо напрягать интеллект, чтобы изобрести новые способы их удовлетворения. Более того, предприниматель-интеллектуал создает новые потребности, новые ниши на рынке и в этой роли становится двигателем современного развития. Проблема подготовки предпринимателей интеллектуалов становится наиболее значимой и необходимой в сфере экономического образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНФОРМАЦИЯ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.

213-219

Основные направления информационной подготовки специалистов туристической отрасли

Т.Е. Примак

В работе обоснована необходимость обновления подходов к формированию информационных компетенций специалистов туристического бизнеса на основе анализа современного состояния подготовки и потребностей туристической отрасли Украины.

Объект исследования - обоснование необходимости для усиления практической информационной подготовки будущих специалистов туристической сферы.

Цель работы - разработка шагов для усиления цикла информационной подготовки студентов туристского профиля.

Методы исследования - анализ, синтез.

Одной из ключевых проблем комплексной автоматизации туристической отрасли является недостаточный уровень квалификации персонала компаний-участниц туристического рынка. Это связано как с недостатком специалистов соответствующей квалификации - ведь подготовка таких специалистов в вузах началась сравнительно недавно, так и с откровенной слабостью программ подготовки именно в части информационных технологий.

Результатом недостатков подготовки специалистов туристической сферы является формирование слишком общих, слабых, разрозненных и далеких от практики знаний по информационным технологиям для отрасли, где практически всегда собеседование при приеме на работу начинается с проверки уровня владения ИТ.

Практическое значение результатов внедрения комплексного подхода к обучению информационных технологий заключается в возможности при подготовке специалистов туристической сферы осознать роль информационных ресурсов и преимущества информационных технологий в организации и ведении туристического бизнеса.

Практическая направленность преподавания должна обеспечиваться за счет использования демонстрационных версий соответствующего программного обеспечения с максимальным практическим компьютерным нагрузкой, при этом методическая и дидактическая компонента преподавания должна быть построена на ситуационных задачах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ, УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ, АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО.

220-224

Проблемы и перспективы развития приключенческого туризма в Украине

И.А. Темник

В статье рассматриваются тенденция развития туризма в целом и новое туристическое направление - приключенческий туризм. Указываются составляющие приключенческого туризма, дается классификация видов такого вида туризма, приводится действующая региональная организация приключенческого туризма.

Проведенный анализ позволил увидеть имеющиеся рекреационные ресурсы и возможности для развития приключенческого туризма на территории Украины, а также проблемы, которые тормозят его развитие. Предоставляются предложения по преодолению таких проблем.

Объектом исследования является процесс формирования и продвижения на рынок нового туристического направления - приключенческий туризм.

Цель работы заключается в проведении анализа и исследовании перспектив развития направления приключенческого туризма на предприятии в современных экономических условиях в Украине.

На основе проведенных исследований выявлены предпосылки для формирования туристического продукта по направлению приключенческого туризма на туристических предприятиях.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ ТУРИЗМ, ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ, ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ, ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО.

225-230

Перспективы кластеризации транспортного рынка региона: методологический подход

И.А. Хоменко

В статье проведено обобщение научных исследований и выделение диалектических системных взаимосвязей внутри транспортного комплекса на уровне региона, имеющих ключевое значение для развития кластеризации территории.

Объект исследования - использование кластерного подхода к совершенствованию транспортных сетей территорий.

Цель исследования - выделение и систематизация факторов для обеспечения устойчивого развития транспортного комплекса отдельных территориальных единиц в современных условиях.

Методы исследования - теоретические и эмпирические методы познания, анализ и синтез.

Мощная и эффективная инфраструктура крайне важна для обеспечения эффективного функционирования экономики региона, поскольку формирует возможность качественного и своевременного перевозки продукции. Промышленные процессы также зависят от поставок сырья и материалов, а множество продуктов в качестве сырья и промежуточных изделий могут неоднократно транспортироваться с одной территории на другую. Поэтому высококачественная транспортная сеть является предпосылкой эффективной работы транспортных кластеров.

Анализ состояния транспортных сетей в Украине показал, что транспортная система как национального, так и региональных уровней требует новых подходов к обеспечению эффективного развития. При этом на основе зарубежного опыта выявлено, что кластерная кооперация позволяет повысить конкурентоспособность транспортных сетей территорий путем объединения в единый координационно-управленческий центр процессов функционирования различных транспортных сетей (железнодорожных, автомобильных, портовых и др.).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КЛАСТЕРИЗАЦИЯ, ФАКТОРЫ, КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД, ТРАНСПОРТНЫЕ СЕТИ, ТРАНСПОРТНЫЕ КЛАСТЕРЫ.

231-238

Исследование технологий обучения обществоведческим дисциплинам в техническом университете в соответствии с их аксиологическим содержанием

В.В. Цыпко

В работе определена эффективность процесса обучения обществоведческим дисциплинам в соответствии с их аксиологическим содержанием, обобщены и систематизированы формы обучения обществоведческим дисциплинам в ВУЗах.

Объект исследования - процесс обучения обществоведческим дисциплинам студентов технических университетов.

Цель исследования - теоретическое обоснование условий формирования гуманистических ценностей у студентов технических университетов при изучении обществоведческих дисциплин.

Методы исследования - дескриптивно-аналитический, компаративного анализа, системного анализа, педагогический эксперимент.

В статье автор рассматривает эффективность внедрения ведущих форм обучения обществоведческим дисциплинам в ВУЗах в соответствии с их аксиологическим содержанием. В этом контексте большой потенциал для формирования у студенчества гуманистических ценностей имеют обществоведческие дисциплины, которые преподаются во всех высших учебных заведениях, содержание которых содействует решению основных задач воспитания, в частности в духовной сфере. Знания, полученные в процессе обучения обществоведческим дисциплинам, углубляют осмысление студентами социальной действительности, помогают молодому человеку выбрать свой индивидуальный способ общественного бытия, развить в себе смысложизненные ценности.

Результаты статьи могут быть использованы в процессе обучения студентов технических университетов, а также в педагогических университетах в процессе обучения методики преподавания обществоведческих дисциплин.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - формирование и апробация аксиологического содержания обществоведческого образования с целью формирования гуманистических ценностей студентов технических университетов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИННОВАЦИИ, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ, СТУДЕНТЫ, ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

239-245

Противодействие преступности и беспризорности несовершеннолетних на транспортных магистралях: исторический генезис

О.М. Чебан

Цель работы - исследовать историческое значение и полномочия органов внутренних дел на транспорте в противодействии преступности и беспризорности несовершеннолетних.

Определено участие транспортной милиции в противодействии преступности и беспризорности несовершеннолетних. Благодаря органам внутренних дел на транспорте осуществлялись меры по определению и задержанию безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, меры эвакуации, открывались новые учреждения для несовершеннолетних - детские комнаты и приемники-распределители, устройство на патронаж, трудоустройство, велась пропагандистская работа среди населения.    

Обоснована необходимость на законодательном уровне закрепить источники финансирования социально-реабилитационного центра для беспризорных детей (детского городка) как учреждения социальной защиты для беспризорных несовершеннолетних, среди которых выделить средства от работы самих беспризорных несовершеннолетних, которым согласно нормам трудового права разрешено трудоустройство. Поскольку привлечение беспризорных несовершеннолетних к экономической активности предупреждает преступность и безнадзорность в молодежной среде.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: БЕЗНАДЗОРНЫЕ ДЕТИ, БЕСПРИЗОРНЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ, ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ, ТРАНСПОРТНАЯ МИЛИЦИЯ, ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ, ПАТРОНАЖ, СОЦИАЛЬНОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ.

246-254

Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей

Е.Н. Язвинская

Актуальность статьи детерминирована необходимостью анализа специфики гражданско-правовой ответственности производителей (продавцов, исполнителей) за нарушение законодательства о защите прав потребителей.

Правовым основанием для применения гражданско-правовой ответственности производителя (исполнителя, продавца) является совокупность следующих условий: наличие вреда (материального, морального); противоправное поведение (бездеятельность) нарушителя; наличие причинной связи между противоправным поведением нарушителя и причиненными убытками; вина нарушителя.

Гражданская ответственность заключается в применении к нарушителю таких принудительных санкций: взыскание нанесенных убытков пострадавшему; взыскание штрафных санкций; присуждение обязанности выполнить обязательство в натуре; взыскание имущества у нарушителя в интересах пострадавшего потребителя для покрытия убытков; применение к нарушителю других средств, направленных на возобновление предыдущего имущественного состояния пострадавшего.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПОТРЕБИТЕЛЬ, ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ, ПРОДАВЕЦ, КОНСЮМЕРИЗМ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ЗАЩИТУ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

255-261

Понятие административной ответственности специальных субъектов - водителей автотранспортных средств

Р.В. Яровая

Цель работы - исследовать признаки административной ответственности специальных субъектов - водителей автотранспортных средств и дать определение административной ответственности указанных субъектов. Констатировано, что в науке административного права принято выделять общие и специальные признаки субъекта административной ответственности. Общими признаками субъекта административной ответственности является возраст и вменяемость. Но для того чтобы лицо привлекли к административной ответственности в некоторых случаях таких признаков недостаточно.

Обосновано, что для раскрытия дефиниции «административная ответственность специальных субъектов - водителей автотранспортных средств» важно исследовать как общие признаки административной ответственности так и специальные, которые присущи исключительно административной ответственности водителей автотранспортных средств.

Обоснована необходимость на законодательном уровне детализировать признаки водителя автотранспортного средства как специального субъекта административной ответственности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: административная ответственность, водителей автотранспортных средств, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ, лишение специального права.

262-269

Управление конкурентными стратегиями и конкурентоспособностью предприятия

И.В. Яценко

В статье освещаются проблемы управления конкурентоспособностью предприятия и конкурентными стратегиями. Обосновываются факторы и принципы, на которых должно базироваться формирование системы стратегического управления конкурентоспособностью предприятия и предложены основные направления ее совершенствования. Также в статье рассмотрены вопросы формирования конкурентных преимуществ предприятий, определены главные элементы системы обеспечения конкурентоспособности предприятий и связи между ними.

Ключевые слова: Стратегическое управление, конкурентоспособность предприятия.

270-274