Научный журнал «Экономика и управление на транспорте»
Выпуск 3, 2016 г.
Название статьи |
Автор (авторы) |
Аннотация |
Страницы |
Модель состава транспортного потока города |
Е.А. Бакулич, Е.С. Самойленко |
Статья посвящена освещению результатов определения «эффективных» автомобилей каждой из категорий. Объект исследования - распределение автомобилей, зарегистрированных в подразделениях Госавтоинспекции г. Киева по маркам и моделям. Цель работы – создание статистической модели состава транспортного потока. Отмечено, что количественная оценка техногенного воздействия от транспортного потока, который функционирует в условиях большого города, является трудоемкой задачей, которая может быть решена только приближенно. В связи с этим, выполнен анализ основных отечественных и зарубежных методик оценки массовых выбросов загрязняющих веществ транспортными потоками. Результаты анализа позволили классифицировать данные методики и выявить в них основные недостатки. Создана статистическая модель транспортного потока, которая представляет собой совокупность «эффективных» транспортных средств соответствующих категорий. Модель «эффективного» транспортного потока может быть рекомендована к использованию при стендовых испытаниях экологических характеристик автомобилей различных категорий. Полученные результаты могут быть использованы при оценке массовых выбросов загрязняющих веществ от транспортного потока и прогнозирования уровней загрязнения транспортными потоками городов в различных дорожных условиях. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭФФЕКТИВНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, СОСТАВ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА, МАССОВЫЕ ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, КАТЕГОРИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ. |
|
Проблема отсутствия справедливости оплаты труда в контексте управления современными автотранспортными компаниями |
Н.Н. Бондарь, Д.А. Бобровник |
Статья посвящена обоснованию проблемы отсутствия справедливой оплаты труда в современных условиях управления грузовыми автомобильными предприятиями. Объект исследования – процесс оценивания труда на современных автотранспортных предприятиях. Цель статьи – исследование современной практики оплаты труда на грузовых автомобильных предприятиях и разработка предложений относительно инструментов решения конфликта интересов работников и владельцев предприятий. Методы исследования – теоретическое обобщение и системный анализ оплаты труда, а также управление транспортными компаниями. Эффективность и прибыльность грузовых автомобильных предприятий во многом зависит от их персонала, а именно от продуктивности человеческого труда. В статье выделено отсутствие справедливости оплаты труда на автотранспортных предприятиях, как актуальную проблему на пути эффективного управления и достижения целей компаний. Отображено как данная ситуация влияет на общее состояние предприятий и мотивацию рабочей силы. А также предложено возможные пути решения и перспективы дальнейшего изучения этого вопроса. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СПРАВЕДЛИВАЯ ЗАРПЛАТА, УПРАВЛЕНИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РАБОЧАЯ СИЛА, ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ, КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА. |
|
Формирование в обществе идеи нетерпимости к проявлениям коррупции как базисная составляющая механизма реализации антикоррупционной стратегии в Украине |
Л.С. Козак, О.В. Федорук |
В статье исследован механизм создания эффективной общегосударственной системы предупреждения и противодействия коррупции на основе новых принципов формирования и реализации антикоррупционной политики; обоснованы антикоррупционные стратегии зарубежных стран, возможности имплементации антикоррупционных норм международного права в отечественное законодательство; определены меры по устранению коррупционных предпосылок ведения бизнеса, формированию благоприятного для отказа от коррупционной практики бизнес-климата и нетолерантного отношения к коррупции. Объект исследования – процесс обеспечения экономической безопасности международного сотрудничества. Цель исследования – усовершенствование механизма реализации антикоррупционной стратегии в Украине. Методы исследования – абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход. В современных условиях коррупция является сложным социальным явлением, что крайне негативно влияет на все аспекты социально-экономического и политического развития государства, угрожает реализации принципов верховенства права и социальной справедливости, подрывает основы демократии и нарушает права человека. Поэтому решение проблемы коррупции является одним из приоритетов для украинского общества на сегодняшнем этапе развития государства. Стратегической целью антикоррупционной политики является противодействие коррупции на всех уровнях путем повышения прозрачности деятельности государственных органов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, создания условий для развития экономики, обеспечения европейских социальных стандартов и благосостояния населения, снижения уровня коррупции в Украине и устранения причин и условий, которые ее обусловливают, обеспечения открытости и гласности при принятии решений и обнародования их в средствах массовой информации, проведения общественного опроса и обсуждения перед их принятием. Комплексное реформирование системы противодействия коррупции должно происходить в соответствии с международными стандартами и успешными практиками иностранных государств, гармонизировать законодательство Украины с европейскими стандартами. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования – усовершенствование механизма обеспечения экономической безопасности международного сотрудничества. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ, ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ, СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ, КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОРРУПЦИИ, НАЦИОНАЛЬНОЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЕ БЮРО УКРАИНЫ, АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, КОНВЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ. |
|
Оптимизация распределительной системы доставки товаров |
А.Я. Коцюк, Е.А. Бакулич, Е.В. Мусатенко |
Статья посвящена освещению результатов исследования оптимизации распределительной системы доставки товаров. Объект исследования - процессы доставки товаров в иерархических распределительных системах. Цель работы - определить необходимые условия для обоснования существования распределительных систем с большим количеством уровней и рационального количества распределительных центров с учетом возможных технологий перевозок. Методы исследования. Методы исследования операций для решения оптимизационных задач, положения экономической теории для установления расходов в процессе доставки товаров с использованием системы складов. Отмечено, что доставки товаров в распределительной системе реализуется через цепи поставок. Поэтому ученые сфокусировали свое внимание на решении практических задач по рационализации структуры цепи поставок. Значительно сложнее задачей является разработка распределительной системы, так как территориальное размещение складов определяется: мощностью материальных потоков, спросом на рынке сбыта, размерами региона обслуживания и концентрацией потребителей, особенностями коммуникационных завязок и тому подобное. Среди способов решения этой задачи выделяют такие группы методов как: метод полного перебора вариантов, эвристические методы, метод определения центра масс, метод пробной точки, экспериментального внедрения. Как правило, в качестве критериев эффективности принимают расходы на функционирование системы, рентабельность, спрос на продукцию, продолжительность обслуживания клиентов, предел себестоимости товара и др. Предложенные модели позволяют решать задачу в конкретных условиях при наличии всесторонней информации о географии потребителей и объемы потребления товаров, но слабо ориентированы на учет особенностей транспортного обеспечения процесса распределения товаров. Задача оптимизации распределительной системы доставки товаров сформулирована следующим образом. Пусть в регион площадью S из-за рубежа поставляют продукцию с интервалом времени T. Интенсивность потребления товара составляет λ с единицы площади. В регионе действует иерархическая система из N складов, которые обеспечивают потребности потребителей. Все склады одного иерархического уровня обслуживают одинаковую площадь (район) и аппроксимируются кругами. Страховые запасы хранят в распределительных складах. Автомобильный транспорт может использовать маятниковые и развозные маршруты перевозок на различных иерархических уровнях системы. Необходимо установить рациональное количество распределительных центров и объемы партий поставок. Полученные аналитическим путем математические выражения для оптимизации параметров распределительной системы представляют собой систему трансцендентных уравнений, решение которых возможно получить только графическим или численным методами. Разработанная математическая модель процесса доставки товаров позволяет описать закономерности функционирования процесса доставка товаров в распределительных системах для выбора рациональной стратегии управления запасами и эффективной топологической структуры. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования работы производственных, транспортных и торговых предприятий и организаций. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - разработка рациональной организационной структуры распределительной системы с учетом транспортных технологий. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПЕРЕВОЗКА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, МОДЕЛЬ, ЛОГИСТИКА, СНАБЖЕНИЕ. |
|
Развитие трансграничного сотрудничества в Украине |
С.В. Кривошеева, И.С. Клименко |
В статье проводится анализ трансграничного сотрудничества Украины с ЕС и произведена оценка основных рисков и вызовов для сотрудничества со странами-соседями в контексте расширения Шенгенского пространства. Проанализированы достижения Украины в развитии трансграничного сотрудничества Украины и ЕС и определены его дальнейшие перспективы. Объект исследования - трансграничное сотрудничество Цель исследования - анализ трансграничного сотрудничества в Украине в условиях ускорения интеграционных процессов. Методы исследования - абстрагирование, общенаучные эмпирические и теоретические. Трансграничное сотрудничество является важным элементом Государственной стратегии регионального развития Украины, основной целью которой является создание условий для повышения конкурентоспособности регионов, обеспечение их устойчивого развития на современной технологической основе, высокой производительности производства и занятости населения. Развитие трансграничных отношений прежде всего способствует налаживанию дружеских отношений на приграничных территориях, поэтому дальнейшее детальное изучение структуры, основных задач и главных проблем развития еврорегионов приобретает все большее значение. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трансграничное сотрудничество, ЕВРОРЕГИОН, СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА, территориальных общин, приграничных регионов. |
|
Сущность применения передовых технологий на автомобильном транспорте |
В.С. Марунич, И.Н. Вакарчук, В.С. Харута |
В статье рассмотрены инновационные решения по повышению транспортного обслуживания населения городов. Объект исследования – процесс оценивания использование передовых технологий на автомобильном транспорте. Цель работы – анализ передовых технологий и возможность их использования на автомобильном транспорте. Методы исследования – научной идентификации и системный подход. Продемонстрирована возможность на сегодняшнем четвертом этапе постиндустриальной эволюции широкого внедрения на пассажирском транспорте, не только достижений телекоммуникационных технологий, но и роботизации, нано - и биотехнологий. Результаты статьи могут быть использованы при формировании общегосударственной и региональных программ развития и совершенствования транспорта в Украине. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПАССАЖИРОПОТОК, ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА, НАНОТЕХНОЛОГИИ, АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ МЕТОД. |
|
Влияние факторов на развитие инновационно-инвестиционного потенциала предприятия |
В.Н. Невмержицкий |
В статье исследованы подходы к определению факторов, оказывающих влияние на инновационный и инновационно-инвестиционный потенциал предприятия по классификационным признакам. Объект исследования - факторы, влияющие на развитие инновационно-инвестиционного потенциала предприятия. Цель. Одним из основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия является реализация и развитие его инновационно-инвестиционного потенциала. При этом необходимо учитывать не только влияние составляющих элементов потенциала предприятий, но и факторы, определяющие развитие инновационно-инвестиционного потенциала, поэтому целью данной работе является исследование факторов, факторов, влияющих на инвестиционный и инновационный потенциал предприятия. Результаты. Рассмотрены подходы различных авторов к определению факторов, оказывающих влияние на инновационный потенциал предприятия по трем основным классификационным признакам: по уровню воздействия (внутренние и внешние); по характеру результативности воздействия (положительные (стимулирующие) и отрицательные (тормозные)) по месту воздействия учитывая и контролирующие такие факторы можно эффективно контролировать инвестиционно-инновационный потенциал предприятия. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ, ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ. |
|
Особенности и приоритеты стратегического развития предприятий городского электротранспорта в современных кризисных условиях в Украине |
А.Р. Омельянович, Ю.И. Прима |
В статье предложен подход к обоснованию особенностей и приоритетов стратегического развития предприятий городского электротранспорта в современных кризисных условиях в Украине. Объект исследования - процесс стратегического планирования на предприятиях городского электротранспорта в Украине. Цель статьи - исследование современных тенденций развития городского электротранспорта Украины, выявление основных проблем функционирования электротранспорта в Украине, составление матрицы их конкурентных преимуществ и недостатков, а также формулирование стратегических направлений развития предприятий городского электрического транспорта Украины. Методы исследования - теоретическое обобщение и системный анализ практик стратегического управления на предприятиях городского электротранспорта. Эффективное функционирование предприятий электротранспорта имеет не только экономическое, но и большое социальное значение, поскольку от их работы зависит уровень удовлетворения ежедневных потребностей в перевозках широких слоев населения. В статье приведены доказательства того, что на сегодня в данной области имеется системный кризис. На основе приведенных данных предложен перечень конкурентных преимуществ и недостатков предприятий электротранспорта Украины. А также предложены стратегические направления развития предприятий городского электрического транспорта. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГОРОДСКОЙ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ, ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ, КАЧЕСТВО, БЕЗОПАСНОСТЬ. |
|
Методический подход к оценке стоимости потенциала развития предприятия автотранспорта |
Е.Г. Парфентьева |
В статье рассмотрены методы оценки стоимости потенциала развития предприятия за результатным, затратным и сравнительным подходами, условия и целесообразность применения отдельных методик на предприятиях автотранспорта. Затратный (имущественный) метод оценки стоимости потенциала развития предприятия – определяет стоимость объекта по сумме затрат на его создание и использование; сравнительный (рыночный) метод оценки стоимости потенциала развития предприятия – определяет стоимость на базе сопоставления с аналогами, которые уже были объектами рыночных сделок; результатный (доходный) метод оценки стоимости потенциала развития предприятия – оценивает стоимость объекта на основе величины чистого потока положительных результатов от его использования. По затратным (имущественным) подходом к оценке стоимости потенциала развития предприятия выделяют следующие методы оценки: метод сравнительной единицы; метод деления по компонентам; метод количественной диагностики; метод учета затрат на инфраструктуру; метод замещения; метод индексации данных проектно-сметной документации. За сравнительным (рыночным) подходом к оценке стоимости потенциала развития предприятия выделяют: метод парных продаж; метод статистических корректировок; экспертные методы сравнения; метод сравнения мультипликаторов. За результатным подходом к оценке стоимости потенциала развития предприятия выделяют следующие методы оценки: метод капитализации дохода; метод дисконтирования денежных потоков. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РЕЗУЛЬТАТНЫЙ ПОДХОД, ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД, МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД, ПОТЕНЦИАЛ, ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ. |
|
Цикличное развитие валютных систем |
Н.П. Теслюк, В.В. Швыденко |
В статье проведен анализ фаз циклов мировых валютных систем, рассмотрены изменения технологических укладов. Также выявлены закономерности кризисных явлений и обозначены перспективы трансформации мировой валютной системы. Объект исследования - процесс цикличного развития современных валютных систем. Цель работы - проведение анализа цикличного изменения мировой валютной системы и определение дальнейшего развития в контексте эволюции технологических разработок. Метод исследования - методы экономического, системного, сравнительного и графического анализа. Результаты и их новизна - в статье исследовано периодичность изменения мировых валютных систем и их взаимосвязь с технологическим прогрессом, который проявляется в форме систематических технологических укладов. Проанализированы основные причины кризисов валютных систем и изменение роли валюты ведущих стран. Обоснованно несостоятельность доллара как единой мировой валюты обеспечить стабильность современной валютной системы мира. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - проведенный анализ цикличности валютных систем позволяет утверждать о замене Ямайской валютной системы в 2018р. новым механизмом. По предположениям, криптовалюта станет решением проблемы дестабилизации мировой экономики. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЛНА, ИННОВАЦИИ, КРИПТОВАЛЮТА. |
|
Перспективные тенденции развития инвестиционной деятельности транснациональных корпораций |
О.В. Федорук, А.П. Тужик |
В статье исследован характер деятельности ТНК в экономике развивающихся стран; изучены положительные и отрицательные последствия деятельности ТНК для принимающей страны; проанализирована экономическая среда деятельности ТНК в развивающихся странах; выяснены тенденции в инвестировании ТНК в национальные экономики; выявлены пути привлечения инвестиций в экономику развивающихся стран и перспективы взаимодействия ТНК с национальными компаниями. Объект исследования – процесс обеспечения экономической безопасности международного сотрудничества. Цель исследования – усовершенствование механизма развития инвестиционной деятельности транснациональных корпораций. Методы исследования – абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход. В современных условиях транснациональные корпорации является одним из важнейших элементов развития мировой экономики и международных экономических отношений. ТНК функционируют через свои структурные подразделения во многих странах мира в соответствии с единой научно-производственной и финансовой стратегией, имеют огромный научно-производственный и рыночный потенциал. Однако в реализации своей целевой функции в развивающихся странах они сталкиваются с рядом трудностей как экономического, так и политического характера. Основными среди экономических проблем являются низкая производительность труда, незначительный уровень частного и государственного потребления, несформированный внутренний рынок, неразвитая транспортная и рыночная инфраструктура. ТНК вынуждены вкладывать значительные средства, чтобы обеспечить эффективное функционирование своих подразделений, расположенных в развивающихся странах, и предоставлять им экономическую помощь. Значение деятельности ТНК заключается не только в экономическом и социальном аспектах, но и в экологическом и техническом. Они контролируют существенную часть научно-технического потенциала промышленно развитых стран, что позволяет им играть важную роль в международном обмене технологиями и научно-техническими знаниями, активно участвовать в научно-техническом прогрессе и способствовать структурным сдвигам в мировой экономике. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования – усовершенствование механизма обеспечения экономической безопасности международного сотрудничества. Ключевые слова: транснациональные корпорации, инвестиционная деятельность, мировая экономика, международные экономические отношения, дочерние предприятия, прямые иностранные инвестиции. |
|
Создание матрицы корреспонденций передвижений пассажиров на основании данных операторов сотовой связи |
Е.Ю. Форнальчик, И.А. Демчук |
В статье представлена разработанная методика формирования матрицы корреспонденций жителей города, которая позволяет без значительных трудовых и финансовых издержек обследовать пассажиропотоки на основании массивов информации абонентов сотовой связи между зонами действий антенн этой связи и определять размещения объектов тяготения. Объект исследования – объемы корреспонденций передвижения населения. Цель роботы – создание матрицы корреспонденций передвижений пассажиров на основании данных операторов сотовой связи, которая, по сравнению с построенной матрицей с традиционными подходами, оказывается малоресурсозатратной. Метод исследования – компьютерное программирование для обработки данных позиционирования пользователей мобильной связи. Рассмотрен пример фрагмента города, территорию которого покрывает 13 антенн сотовой связи. С использованием информации операторов мобильной связи о реализации трансакций абонентов, а также с помощью соответствующих алгоритмов обработки таких данных, построена матрица корреспонденций передвижения жителей города. С помощью графиков объемов поглощения и генерирования корреспонденций зонами действий каждой из антенн сотовой связи, построенных на основании созданной матрицы, можно установить места размещения объектов тяготения города. Использование предлагаемой методики построения матрицы корреспонденций даст возможность применять её в оптимизации маршрутов общественного транспорта по критерию привлекательности их для пассажиров. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МАТРИЦЫ, КОРРЕСПОНДЕНЦИИ, ПАССАЖИРЫ, СВЯЗЬ, СОТОВАЯ, ОПЕРАТОРЫ. |
|
Особенности создания и функционирования туристических кластеров |
Н.А. Щербакова |
В статье приведены особенности и преимущества кластерной структуры как приоритетного направления организации предпринимательской деятельности, с помощью которой можно создать мощную экономику региона и страны в целом. Цель работы – исследовать особенности создания и функционирования туристических кластеров в Украине и перспективы их дальнейшего развития. Объект исследования – процесс формирования и развития кластеров. В работе рассмотрены признаки и подходы создания кластерных структур, представлена оценка эффективности создания и функционирования кластеров, рассмотрена структура туристических кластеров, исследованы отношения развитых стран к процессу формирования кластерных структур, проанализированы туристические кластеры по областям Украины и их функциональной направленности. Влияние негативных факторов, которые приводят к деструктивным последствиям функционирования кластеров, позволит создать положительные предпосылки их воспроизведения и создания новых туристических кластерных структур в Украине. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кластеры, ТУРИЗМ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ОЦЕНКА, ОБЛАСТЬ. |
|
Феномен религиозной коммуникации в оптике общей теории коммуникации |
А.В. Аристова |
В работе на основе комплексного и междисциплинарного подходов определены и систематизированы особенности религиозной коммуникации и векторы ее трансформации в современную эпоху; раскрыто содержание коммуникативно-транслирующей функции религии, ее новейшие проявления и противоречивые последствия. Показаны эвристические возможности применения понятийно-методологического аппарата общей теории коммуникации для религиоведческих исследований. Объект исследования – религиозная коммуникация, коммуникативная функция религии. Цель исследования – определение специфики религиозной коммуникации и коммуникативно-транслирующей функции религии в понятийном и методологическом контексте общей теории коммуникации. Методы исследования – системного подхода, междисциплинарного подхода, структурно-функционального анализа, компаративного анализа. В статье на основе междисциплинарного подхода и базовых принципов теории коммуникации автор анализирует специфику религиозной коммуникации (тотальность, вертикальный и горизонтальный векторы, асимметричность, сакрализация коммуникативного пространства, преимущественно символический характер, выработка специфических коммуникативных стратегий и др.), раскрывает содержание коммуникативно-транслирующей функции религии. Обосновано, что в историческом измерении коммуникативная функция выступает, как способность религии сохранять, накапливать, закреплять и транслировать следующим поколениям мировоззренческо-ценностные массивы информации, обеспечивать связь-сообщение между разными эпохами, континентами, культурами, народами. Определены основные векторы трансформации религиозной коммуникации: технологизация, медиазация, виртуализация, десакрализация религиозного языка, обмирщение «вертикальной коммуникации» и др. Показано их противоречивое влияние на современное религиозно-коммуникативное пространство, в частности размывание идентичности религиозно-коммуникативных систем. Результаты статьи могут быть использованы в научно-религиоведческих исследованиях, теории менеджмента, теории коммуникации, в сфере практического религиоведения, социальной инженерии, а также в учебном процессе при подготовке специалистов для указанных отраслей. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования – дальнейшее развитие междисциплинарных исследований в религиоведении, комплексные исследования форм, направлений, последствий функционального влияния религии на социум. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ, РЕЛИГИОЗНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЛИГИИ, РЕЛИГИОЗНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ, ТРАНСФОРМАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ КОММУНИКАЦИИ. |
|
Компетентносный подход к проектированию результатов учебной деятельности студентов профессионального образования |
Х.Ш. Бахтиярова, |
В статье рассматриваются актуальные вопросы проектирования учебной деятельности будущих инженеров-педагогов; проанализированы вопросы значимости та особенностей моделирования компетенций, компетентносного похода к профессиональной подготовки будущих преподавателей инженерных дисциплин в высшей школе. Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентносный подход, инженерно-педагогическое образование, модель подготовки будущих инженеров-педагогов в Национальном транспортном университете. |
|
Усовершенствование мотивационных механизмов в системе менеджмента организаций |
Н.Н. Бондарь, Т.В. Сергиенко |
В статье раскрыты современные методы мотивации персонала, проведена оценка существующих систем мотивации труда. Приведены результаты психологических исследований с целью определения метода мотивации относительно ожидаемых работником результатов от деятельности на предприятии. Проанализировано эффективность действующих на отечественном рынке механизмов мотивации труда. Предложено внедрение в практику отечественной мотивационной политики механизма мотивации рабочим временем и повышение ее эффективности. Объект исследования – методы мотивации. Цель работы – исследования влияния мотивации персонала на повышение уровня производительности труда, анализ существующих методов мотивации. Метод исследования – монографический. Для эффективной деятельности любого предприятия важен правильный выбор механизма мотивации. Основными составляющими мотивационного механизма в менеджменте организаций являются: усовершенствование системы заработной платы, предоставление возможностей работникам участвовать в прибылях организации; усовершенствование организации труда, включая постановку целей, расширения трудовых функций, обогащения труда, производственную ротацию, применение гибких графиков, улучшение условий труда. Разработка эффективного мотивационного механизма имеет стратегическое значение для организаций. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА, МЕНЕДЖМЕНТ, МЕТОД, МОТИВАЦИЯ, ПЕРСОНАЛ. |
|
Педагогический аспект подготовки будущих специалистов туристической отрасли |
А.К. Грищук, В.В. Цыпко |
В работе определена эффективность педагогического вектора в процессе подготовки будущих специалистов туристической отрасли и проанализирована роль отраслевой педагогики – педагогики туризма в туристическом образовании. Объект исследования – процесс подготовки специалистов туристической отрасли. Цель работы – теоретическое обоснование места отраслевой педагогики в профессиональной подготовке будущих специалистов туристической отрасли. Методы исследования – дескриптивно-аналитический, компаративного анализа, системного анализа. В статье автор рассматривает теоретические преимущества и практическую целесообразность применения педагогического аспекта в процессе подготовки будущих специалистов туристической отрасли, обосновывая значение туризма и его образовательно-педагогических составляющих. В этом контексте для подготовки специалистов туристической отрасли весомое значение приобретает разработка и внедрение в учебный процесс ВУЗа отраслевой педагогики – педагогики туризма, как целостной системы. Приоритетным заданием педагогики туризма как науки есть раскрытие закономерностей в отрасли воспитания средствами туризма, туристического образования и обучения, а также управления образовательными и воспитательными системами. Результаты статьи могут быть использованы в процессе обучения студентов ВУЗов по направлению подготовки «Туризм» и «Туризмознание», а также в педагогических университетах для изучения отраслевой педагогики. Прогнозируемые предположения относительно объекта исследования – формирование и апробация педагогического вектора туристического образования с целью подготовки кадров для сферы туризма с учетом современных мировых требований работодателей. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТУРИЗМ, СПЕЦИАЛИСТЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ, ОТРАСЛЕВАЯ ПЕДАГОГИКА, ТУРИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПЕДАГОГИКА ТУРИЗМА. |
|
Медиаобразование как продуктивный фактор развития высшего образования в Украине |
Ю.Д. Доброносова |
В работе медиаобразование определяется как важное направление современного образовании в Украине и продуктивный фактор его развития, выявлено перспективы неинструментального понимания новых цифровых медиа в университетском медиаобразовании. Объект исследования – становление медиобразования в Украине. Цель работы – анализ становления медиобразования в Украине и перспективы его развития в высшей школе в контексте медиаобразовательных реформ. Методы исследования – структурно-функционального анализа, критического дискурс-анализа, ретроспективного и перспективного анализа медиакульутры и моделей медиаобразования, методы социо-культурной герменевтики. На основе анализа характерных тенденций в украинских медиаобразовательных экспериментах, успешного опыта украинских школ медиаобразования и медиа теории, автор подчеркивает продуктивные идеи разных отечественных медиаобразовательных моделей и определяет ценные достижения и факторы становления университетского медиаобразования. Масс-медиа и новые цифровые медиа представлено как креативный ресурс современной медиакультуры, внедрение школьного и университетского медиаобразования описывается как главный фаактор образовательных реформ как медиаобразовательных. В статье обосновано два главных тезиса: во-первых, неинструментальное понимание новых цифровых медиа и философское понимание медиаопыта и медиальности как проявлений экзистенциальной специфики человеческого существования является основой современного определения медиаобразования; во-вторых, современные медиаисследования являются важной частью университетского философского образования профессионалов транспортной отрасли. Формирование медиаграмотности и развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов и преподавателей представлено как задание медиаобразовательных реформ. Результаты исследования могут быть использованы в медиафилософском исследовании новых медиа, отечественного университетского медиаобразования, органами государственной власти и научно-образовательными учреждениями – в развитии отечественной образовательной системы и медиаобразования в современных технических университетах. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования – поиск путей развития медиаобразования и междисциплинарных исследований медиа в украинских технических университетах. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕДИАКУЛЬТУРА, МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ, МЕДИАВЛИЯНИЕ, НОВЫЕ МЕДИА, МЕДИАГРАМОТНОСТЬ, МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ. |
|
Контролирование, мониторинг и диагностика как предпосылки контроллинга |
О.В. Заяц |
В статье рассмотрена эволюция научных подходов от контролирования, мониторинга, диагностики к контроллингу, а также проанализированы современные наработки в области внедрения систем контроллинга на предприятиях. Объект исследования - процесс формирования системы контроллинга на предприятиях. Цель работы - определение научных предпосылок перехода контролирования, мониторинга и диагностики на более высокий уровень и создания системы контроллинга. Методы исследования - теоретико-методологические основы исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по вопросам контроллинга. Уровень постановки задач перед системами мониторинга, диагностики и контроля деятельности предприятий в первую очередь определяет их тактику и стратегию, делает их необходимыми для тех или иных управленческих структур. Поэтому утверждать, что контроллинг - новое явление по экономическому мировому мнению, было бы некорректно, поскольку его содержание, формы и методы организации отвечают требованиям оптимального управления субъектом предпринимательской деятельности в условиях развитых рыночных отношений, а следовательно, и включает все необходимые составляющие мониторинга, диагностики и контроля, достаточные для достижения поставленных целей. Контроллинг, в отличие от контролирования, мониторинга и диагностики деятельности предприятий, в большей степени нацелен на перспективу, при этом контроллинг выполняет определенные управленческие функции. Таким образом, в системе контроллинга внимание при контролировании, мониторинге и диагностике переносится с простого фиксирования прошлых фактов в сторону перспективного, опережающего наблюдения за возможными последствиями различных возможных ситуаций развития. При резком росте значимости правильных управленческих решений, усилении ответственности менеджеров предприятия контроллинг является инструментом, который дает возможность предприятиям не только выстоять в условиях рыночных кризисных ситуациях, но и достичь ускоренного развития. Результаты статьи могут быть внедрены в управление отечественными предприятиями. Прогнозы предположение о развитии объекта исследования - заключается в возможности сформировать систему информационной поддержки управленческих решений, которая призвана обеспечить предупреждение критических ситуаций на предприятии. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КОНТРОЛИРОВАНИЕ, МОНИТОРИНГ, ДИАГНОСТИКА, КОНТРОЛЛИНГ, УПРАВЛЕНИЕ. |
|
Особенности оплаты труда на автотранспортных предприятиях |
И.С. Клименко, А.В. Кириченко, Е.В. Комаревич |
В статье рассмотрены особенности оплаты труда на автотранспортных предприятиях и уделено внимание вопросам организации, регулированию, основным проблемам и оптимизации их решения относительно системы оплаты труда на отечественных предприятиях, в частности автотранспортных. Объект исследования - система оплаты труда на предприятиях. Цель работы - определение организации и регулирования оплаты труда, определение негативных тенденций, проблематики оплаты труда в Украине и пути их преодоления. Методы исследования - методы оценки, анализа и синтеза. Заработная плата как показатель, зависящий напрямую от эффективности производства, производительности труда, конкурентоспособности продукции, является не только индикатором, определяющим общий жизненный уровень работников, но и весомым фактором воспроизводства общественного производства. Внедрение передовых форм и систем заработной платы, приводит в действие тенденции к росту результативности труда, повышению реальной заработной платы. В частности, стимулирующую роль играет применение коллективных форм оплаты труда. Самой распространенной формой оплаты труда в зарубежных фирмах есть система участия в прибылях. От того, насколько правильно выбрана и справедливо организована система оплаты труда существенно зависит производительность труда, а, следовательно, и финансовый результат деятельности транспортного предприятия в целом. Результаты статьи могут быть использованы для совершенствования механизма оплаты труда, что становится насущной необходимостью и активным рычагом в будущем. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА, АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ, ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА. |
|
Транзитный потенциал Украины: современное состояние и перспективы развития |
Е.В. Комчатных, Н.А. Редько |
Исследуется транзитный потенциал, которым обладает Украина, его современное состояние. Рассмотрены проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры и формирования транзитной привлекательности страны. Объект исследования – транзитный потенциал Украины. Цель работы – анализ развития транзитного потенциала и определение направлений его совершенствования. Метод исследования – анализ и синтез, системный подход. Обеспечение развития транзитного потенциала является важным фактором экономического роста страны. Однако современное состояние транспортной системы Украины не соответствует европейскому уровню. В статье проанализированы факторы, препятствующие развитию транзитного потенциала Украины, что приводит к сокращению объемов транзитных перевозок по территории Украины. Определена роль взвешенной государственной политики для интеграции национальной транспортной системы в мировую. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ТРАНСПОРТ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ, ПЕРЕВОЗКИ. |
|
Философия и экономическая наука |
С.В. Синяков, Э.А. Юрченко |
В статье анализируются вопросы социокультурной обусловленности науки , философско-мировоззренческие предпосылки экономических знаний , исследуются концептуальные основания экономических теорий. Сближение философии и экономического знания означает наведение моста с обеих сторон, со стороны экономической науки и со стороны философии, а тем самым тянет коррелятивные изменения в интерпретации общей познавательной программы. Например, политическая экономия тесно связана с такими ключевыми понятиями человеческого общества как добро и зло, справедливость и несправедливость, равенство и неравенство. Со своей стороны, философия имеет дело с пониманием и толкованием экономических целей, а там где речь идет о цели людей непременно присутствуют ценности. Поэтому уже по самому своему определению политическая экономия пронизана этическим началом, изучение экономической деятельности не может не иметь морального измерения. Это тем более необходимо, если учесть, что нередко экономические интересы отождествляют с корыстными интересами, а нравственность - с бескорыстием. Поэтому философско-гносеологический анализ ценностно-мировоззренческого знания должен в дальнейшем сосредоточиться на выяснении его места и значения на разных этапах исследования, а также способе проникновения и формах присутствия в смысле знаний. Указанное направление анализа научного познания особенно плодотворно применять в социально-экономических науках, поскольку это дает возможность по-новому взглянуть на структуру и организацию научного исследования, открывает новые пути и возможности изучить регулятивы и стимулы познавательной деятельности ученого, условия выбора и преимущества теоретико-методологических средств познания, направления научной работы. Такой подход позволяет установить специфические каналы связи между экономической наукой и культурным окружением, различными областями духовной культуры, общественного сознания, в которых находит свои мировоззренческие ориентации и познающий субъект. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ НАУКИ, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ, ЦЕННОСТИ, ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА, НЕОКАНТИАНТСТВО. |
|
Характеристика моделей финансовых отношений в контексте фискальной нагрузки |
Н.П. Теслюк, Ю.В. Вовненко |
В статье проанализированы четыре типа финансовых моделей распределения ВВП с точки зрения фискального процента, исследованы цены на определенные товары и услуги стран, по сравнению среднюю заработную плату по странам. Объект исследования - финансовые модели мира, их фискальный процент. Цель работы - исследование влияния фискальной нагрузки на экономическое развитие государства. Метод исследования - методы экономического, системного, сравнительного анализа. В статье рассмотрены уровень фискального проценту ВВП для четырех типов финансовых моделей, в частности «Азиатские тигры», «Арабская лига», Европейский Союз и страны Скандинавии, США. Проведя исследования, было определено, что для украинской экономики в первую очередь необходимо уменьшить фискальный процент в структуре ВВП. На сегодня он составляет 48%. Опыт рассматриваемых стран свидетельствует о том, что такая нагрузка не дает возможности свободного развития бизнеса в стране. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ, СТРУКТУРА ВВП, ФИСКАЛЬНЫЙ ПРОЦЕНТ, ВВП ПО ППС, ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. |
|
Эволюция развития платежных решений в контексте теории поколений |
Н.П. Теслюк, Д.И. Кудинова |
Целью исследования является определение перспективы будущего наличных денег, как средства платежа покупателя товаров и услуг на основе теории поколений ХYZ. Объектом исследования является изменение платежной системы вместе с поколением XYZ. Методы исследования - сравнительный и экспертный анализ, диалектический метод, методы экономического, исторического, логического и системного анализа и синтеза. В финансовом мире, где раньше основным и главным в проведении транзакции между продавцом и покупателем был банк, в будущем будут существовать мощные конкуренты, которые уже предлагают замкнутые платежные эко-системы. Известные корпорации проводят тестирование личных банковских сервисов, получают банковские лицензии и запустят свои кредитные платформы, основываясь на социальных аккаунтах. Большинство современных людей уже перешли на электронные деньги и карманные деньги для их детей перестали быть бумажными. Мир стремительно развивается под их требования. В ходе исторического анализа можно проследить изменение в платежных изобретениях, начиная с 50-х годов. Поколение Х предпочитают «надежный» банкинг. Они хотят видеть как специалист выполняет их транзакции. Их привлекает сама процедура оплаты. На протяжении большого промежутка времени они ходили в банки, общались с банковскими служащими, получали документы и их подписывали. Все это давало надежду и принцип защищенности. Банк - это в первую очередь доверие, что ваша транзакция будет выполнена. Поколение Х - это то поколение, критически и со страхом относятся к виртуальным деньгам, как определенного инструмента платежей. К поколению Y больше критические поколения Х. Работники этого поколения хотят получить все и сразу, они амбициозны и имеют завышенные ожидания зарплаты. Молодое поколение работников характеризует определенные черты. Во-первых, они привязаны к цифровым технологиям в работе, во-вторых, склонны ценить собственное время и интересы, не характеризует работников другого поколения. Интересно, что в них отсутствует страх потерять работу. В-третьих, у них обостренное чувство свободы и меньше внимания к формальностям. В ходе исследования можно проследить связь между сменой поколений и развитием банковского платежной системы. Поколение медленно, но неуклонно движется в направлении безналичного мира. Физическая форма денег не уйдет в прошлое через несколько лет, она просуществует пока существует поколения Х. Конкуренция между корпорациями и банками будет продолжаться. Она очень большая в виртуальном мира. После мирового финансового кризиса, случившегося 2007-2008 годах новое поколение уже не имеет доверия к банковской системе. Они другие и мир меняется под их требования. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА, НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ, ПОКОЛЕНИЕ БУДУЩЕГО, ФИНАНСОВЫЙ МИР. |
|
Общественные работы как административное взыскание, применяемое к специальным субъектам – водителям автотранспортных средств |
Р.В. Яровая, Г.Н. Дмитриченко-Кулеба |
Цель работы – исследовать особенности и признаки такого административного взыскания как общественные работы и особенности их применения к водителям автотранспортных средств за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Констатировано, что в науке административного права общественные работы как вид административного взыскания мало исследован. В настоящее время общественные работы как вид административного взыскания применяется к водителям автотранспортных средств только за проступки предусмотрены ч. 7 ст. 121, ст. 122-4 КУоАП. Это объясняется тем, что правоприменитель считает общественные работы неэффективным административным взысканием. Обосновано, что общественные работы как вид административного взыскания, которое применяется к водителям автотранспортных средств является недооцененным. Общественные работы, если их правильно применять к водителям-нарушителям, могут стать действенным административным взысканием. Обоснована необходимость на законодательном уровне ввести институт замены административного взыскания – административного штрафа на общественные работы. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: административная ответственность, водителЬ автотранспортных средств, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЯ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ. |
|
Разработка концептуальной модели формирования стратегических партнерств предприятий автомобильного транспорта |
Ю.С. Грисюк, А.В. Лабута |
В статье разработана концептуальная модель формирования стратегических партнерств предприятий автомобильного транспорта. Объект исследования - стратегические партнерства в проектах развития транспортной отрасли. Цель работы - построить концептуальную модель формирования стратегических партнерств предприятий автомобильного транспорта. Методы исследования - теория анализа, экономическое моделирование. Способность подвижного состава выполнять услуги по перевозке пассажиров в заданных объемах и на безопасном уровне возможна при условии соответствия его технического состояния определенным нормативам и параметрам, которые могут достигаться только при условии выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту в соответствии с нормами и стандартами. Для этих целей, связанных с поддержкой транспортных средств в работоспособном состоянии и предоставления надлежащего уровня их обслуживания и ремонта возникает необходимость создания и модернизации ремонтных обслуживающих мощностей на базе крупных предприятий автомобильного транспорта для обслуживания собственного подвижного состава, а также парков транспортных средств предприятий перевозчиков путем реализации проектов партнерства предприятий автомобильного транспорта. То есть возникает необходимость разработки концептуальной модели, с помощью которой можно всесторонне проанализировать производственные мощности предприятий автомобильного транспорта, что позволит определить предприятия-лидеры, в свою очередь позволит основательно подойти к формированию стратегических партнерств в сфере технического обслуживания и текущего ремонта парков транспортных средств предприятий автомобильного транспорта. Результаты статьи могут быть использованы для формирования стратегических партнерств предприятий автомобильного транспорта. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - применение концептуальной модели для формирования партнерств предприятий других отраслей. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МОДЕЛЬ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО, ПРЕДПРИЯТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА. |