Научный журнал «Экономика и управление на транспорте»

Выпуск 6, 2018 г.

Название статьи

Автор (авторы)

Аннотация

Страницы

Необходимость пересмотра стратегии развития транспортной системы государства в условиях гибридной войны в Украине

В.Н. Гурнак, О.В. Ананченко, А.В. Петунин

В статье рассматривается проблематика государственной политики и создания национальной программы развития транспортной системы в условиях гибридной войны в Украине.

Показано негативные последствия экономического и военного противостояния на объемы и качество предоставления услуг железнодорожным и автомобильным транспортом Украины, а также на транзитные перевозки.

Отмечено, что за последние три года экспорт продукции аграрного сектора Украины резко возрастает, и появились проблемы с его перевозкой в морские порты. Обосновано предложение о необходимости, с учётом стратегического значение, разработки межотраслевой программы по созданию логистической цепи бесперебойных поставок зерна на экспорт. Целесообразно включить выполнение этой сверхважной работы недавно созданному в Кабинете Министров Украины специальному логистическому комитету.

Отмечен вопрос о необходимости инвестиций в морскую и железнодорожную инфраструктуру и обновлении подвижного состава.

Объект исследования – транспортная система Украины.

Цель работы – исследовать функционирование транспортной системы Украины в современных условиях.

Методы исследования – методы анализа и синтеза, метод аналогии и сравнения, методы ретроспективного анализа.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СТРАТЕГИЯ, ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА, ЭКСПОРТ, АГРАРНЫЙ СЕКТОР, НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА.

3–10

Особенности современного состояния международной торговли транспортными услугами Украины

В.П. Зюзина, Т.В. Заплитна, Д.А. Малько

В статье раскрыты особенности экспорта и импорта транспортных услуг Украины и определены основные тенденции развития национальной и мировой торговли транспортными услугами. Предложены основные направления развития внешней торговли транспортными услугами Украины с учетом современных тенденций развития мировой экономики в целом и международного рынка услуг в частности.

Цель работы - определение особенностей развития международной торговли транспортными услугами Украины в течение последних лет.

Объектом исследования является внешнеторговый потенциал транспортной отрасли Украины.

Метод исследования - статистический анализ внешнеэкономических показателей торговли транспортными услугами Украины.

Результаты научной статьи могут быть использованы при формировании международной стратегии конкурентоспособности многих автотранспортных предприятий и транспортной отрасли Украины в целом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ, ЭКСПОРТ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ, МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ, ИМПОРТ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ, САЛЬДО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.

11–18

Индикаторы социального развития как конститутивные показатели общественного благосостояния в условиях вызовов глобализованного мира

Л.С. Козак, О.В. Федорук

В статье исследованы концептуальные подходы к формированию системы индикаторов социального развития; определены ключевые критерии качества жизни и создания системы соответствующих показателей; исследованы направления повышения качества жизни населения; проанализирован индекс процветания стран мира, индекс социального прогресса, индекс уровня образования в странах мира.

Объект исследования – процесс обеспечения экономической безопасности международного сотрудничества.

Цель исследования – усовершенствование концептуальных подходов к формированию системы индикаторов социального развития как конститутивных показателей общественного благосостояния в условиях вызовов глобализованного мира.

Методы исследования – абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход.

Одним из стратегически важных направлений модернизации украинского общества является повышение качества жизни населения. Именно поэтому определение ключевых критериев качества жизни и создание системы соответствующих показателей приобретает приоритетное значение. Неотложными задачами являются построение системы оценки качества жизни населения, разработка методических подходов к измерению общественного прогресса, детальное изучение взаимного влияния всех измерений качества жизни; определение основных закономерностей проявлений и сдвигов в динамике качества жизни. Качество жизни выступает сложным, многокомпонентным явлением, которое зависит как от объективных факторов (прежде всего, возможности удовлетворения человеческих потребностей и интересов в данных социально-экономических условиях), так и от различных субъективных факторов (социально-психологических, социокультурных и других). Оценка эффективности государственной политики по повышению качества жизни возможна на основе осуществления анализа значений соответствующих индикаторов во временном или в пространственном аспектах.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования – усовершенствование механизма обеспечения экономической безопасности международного сотрудничества.

Ключевые слова: индикаторы социального развития, конститутивные показатели общественного благосостояния, индекс качества жизни, индекс процветания, индекс социального прогресса, индекс уровня продолжительности жизни, индекс уровня образования, валовое национальное счастье.

19–29

Логистический консалтинг как инструмент обеспечения  конкурентоспособности предприятий дорожно-транспортного комплекса Украины

Е.С. Левищенко, М.К. Жижома, В.А. Будагян

В статье проведено исследование «логистического консалтинга» как понятия, а также определено место и роль логистического консалтинга как инструмента обеспечения конкурентоспособности предприятий ДТК в современном бизнесе.

Комплекс проблем субъектов хозяйствования ДТК, которые резко переходят на новые правила ведения бизнеса (практически без переходного периода) из условий регионального к условиям функционирования в международном бизнесе далеко не всегда можно решить благодаря имеющейся команде менеджеров. Поэтому, в таких условиях, предприятиям ДТК целесообразно привлекать команду высококвалифицированных консультантов. Особенно когда речь идет о новейших сферах бизнеса, в которых возможности отечественной науки и практики достаточно ограничены. Преимуществами такого подхода является широкое использование опыта и внедрение лучших вариантов эффективной практики и как результат качественное и своевременное решение хозяйственных проблем с минимальным расходованием ресурсов. Международный бизнес – глубоко интегрированная динамическая среда, характеризующаяся высоким уровнем интернационализации и глобализации всех аспектов жизнедеятельности отдельных регионов, наций, континентов и политрансформацией культур. Международный бизнес все больше трансформируется в среду, представляет собой сеть потоковых процессов, функционирующих во времени и пространстве. Это свидетельствует о логистическом подходе к его организации.

Объект исследования – логистический консалтинг, как понятие и его место и роль в системе современного бизнеса.

Цель статьи – раскрыть сущность понятия «логистический консалтинг», а также определить его место и роль в системе современного бизнеса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЛОГИСТИКА, КОНСАЛТИНГ, ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ, БИЗНЕС, ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.

30–34

Риски реализации инвестиционных проектов дорожно-транспортного комплекса на основе государственно-частного партнерства

А.А. Нижник

В статье исследована природа возникновения рисков в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства, проанализированы различные подходы к классификации рисков, представлены методы оценки уровня риска проекта, предложены эффективные методы управления ими.

Объект исследования – процесс государственно-частного партнерства.

Цель исследования – оценка рисков и способов их распределения между партнерами государственно-частного партнерства в проектах развития дорожно-транспортного комплекса.

Методы исследования – абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход.

Риски в государственно-частных проектах инвестирования дорожно-транспортного комплекса – это вероятные изменения показателей проекта, которые влияют на доходы и расходы сторон по проекту. Распределение рисков - это обязательное условие структурирования отношений частной и государственной сторон в проектах государственно-частного партнерства, и самая большая сложность при подготовке проекта государственно-частного партнерства возникает как раз при поиске оптимального распределения рисков.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО, ИНВЕСТИРОВАНИЕ, ИНВЕСТИЦИИ, ИНФРАСТРУКТУРА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ЧАСТНЫЙ ПАРТНЕР, РИСКИ.

35–38

Состояние и стратегия развития масленичного льноводства в Украине на основании компаса устойчивого развития А. Аткиссона

А.В. Садовник, О.Н. Дзюба, Е.И. Шоха

В статье рассмотрено современное состояние и перспективы развития масленичного льноводства в Украине и предоставлено предложения насчет основных стратегических шагов на уровне государства и уровне предприятия насчет развития масленичного льноводства.

Объект исследования – процессы производства и реализации масленичного льна в Украине.

Цель работы – оценить состояние отрасли растениеводства в целом и масленичного льноводства в частности з помощью методологии устойчивого развития и определить основные стратегии последующего развития масленичного льноводства в Украине.

Методы исследования – методы обобщения и аналогии, индукция, дедукция и системный подход.

В статье приведено динамику посевных площадей как отрасли растениеводства в целом и масленичного льноводства в частности; определено существующие тенденции развития растениеводства и масленичного льноводства за последнее десятилетие; проведено анализ развития масленичного льноводства на основании четырех измерений стойкости: природа, экономика, общество и благосостояние; предложено стратегические пути развития отрасли масленичного льноводства на уровне государства и предприятия.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РАСТЕНИЕВОДСТВО, МАСЛЕНИЧНЫЙ ЛЕН, СТРАТЕГИЯ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ.

39–46

Современные тенденции развития рынка аутсорсинга: отечественный и зарубежный опыт

И.В. Садчикова, И.А. Хоменко, И.В. Горобинская

Статья посвящена выделение функций и особенностей осуществления аутсорсинга различными сферами предпринимательской деятельности.

Объектом исследования выступает рынок аутсорсинга.

Цель исследования – раскрытие сущности понятия «аутсорсинг» с позиции системного подхода и выделения особенностей проведения аутсорсинговой деятельности в различных экономических сферах.

Методы исследования – метод познания, метод системного анализа, метод анализа и синтеза, а также метод сравнения.

В ходе исследования осуществлен ретроспективный анализ этапов развития аутсорсинга. Определены основные сферы деятельности предприятия, которые могут быть отданы на аутсорсинг. Приведены основные виды и формы осуществления аутсорсинга. Показаны тенденции развития мирового рынка аутсорсинговых услуг. Представленные преимущества и недостаток использования аутсорсинга в деятельности предприятия. А также определено, какие виды услуг можно передавать в аутсорсинг в Украине.

Аутсорсинг является современной и востребованной формой деловых отношений, основанных на кооперации и имеют долгосрочных характер. Аутсорсинг есть эффективным способом ведения бизнеса, учитывая те преимущества и возможности, которые получит предприятие-заказчик при его использовании. Применение аутсорсинга позволяет достичь сбалансирования между собственными и привлеченными ресурсами. Мировой рынок аутсорсинговых услуг активно развивается, при этом основными сегментами этого рынка являются аутсорсинг информационных технологий и аутсорсинг бизнес-процессов.

Так что можно сделать вывод, что особого внимания для предприятия-заказчика приобретает вопрос о возможности определения эффективности аутсорсинговых услуг и порядок выбора аутсорсера. Все это обуславливает важность дальнейших исследований.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АУТСОРСИНГ, ІТ-АУТСОРСИНГ, АУТСОРСИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, КЛАССИФИКАЦИЯ АУТСОРСИНГА, ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ, МИРОВОЙ ОПЫТ.

47–56

Проблемы стратегического управления отечественными предприятиями

С.Е. Семенов

В статье рассмотрены основные проблемы стратегического управления отечественных предприятий, представлены эффективные меры для их решения. Обращается внимание на мировой опыт стратегического управления и его практической значимости для украинских предприятий.

Задача статьи процесс внедрения принципов стратегического управления в практику украинских предприятий и формирования высокого уровня корпоративной культуры управления, ориентированной на достижение перспективных целей.

Цель работы выявить и исследовать основные проблемные аспекты стратегического управления отечественными предприятиями, а также сформулировать эффективные меры их решения.

Концепция стратегического управления появилась в начале 70-х годов ХХ века. Впервые она была разработана ведущей американской консалтинговой организацией "Мак Кинзи" и внедрена (начиная с 1972 гг.) В корпорациях "Дженерал Электрик", "ИБМ", "Тексас Инструментс", "Кока-кола" и других ведущих американских корпорациях. Наибольший вклад в разработку теории стратегического управления сделал Игорь Ансофф (1965 г.).

Существует много определений данного термина, поскольку каждый ученый, занимающийся изучением данной проблемы, предлагает свой вариант, который имеет определенные отличия.

Стратегическое управление – многоплановый, формально-поведенческий управленческий процесс, который помогает формулировать и выполнять эффективные стратегии, способствующие балансировке отношений между организацией, включая ее отдельные части, и внешней средой, а также достижению установленных целей.

Проблемы управления отечественными предприятиями связанные с экономической реформой и переходом производственных отношений на рыночные "правила игры". Философия управления постсоветских времен оставила в наследство устойчивый управленческий инфантилизм, поскольку основана на принципах игнорирование предпринимательской самостоятельности в принятии управленческих решений и волюнтаристического отношение к процессам планирования на перспективу.

После проведенного в статье исследования можно сделать вывод, что предприятия,  владеющие стратегией и которые вводят стратегическое управление, всегда имеют возможность вести последовательно и системно в своем бизнесе, в частности и в рыночном динамическом конкурентной среде в целом, что увеличивает вероятность достижения ими поставленных целей. Поэтому введение системы стратегического управления в Украине и является объективно необходимым процессом в области организации управления бизнесом, который повышает готовность предпринимательских организаций адекватно реагировать на непредвиденные изменения и способствует обоснованному, согласованном решению как текущих так и стратегических проблем (так стратегическое управление в конкретный момент определяет, как организация должна действовать в современных условиях, чтобы достичь желаемой цели в будущем, исходя из того, что окружение будет изменяться). В основу этого процесса необходимо положить имеющийся зарубежный опыт в области стратегического управления и обеспечить творческое переноса его с учетом специфических условий развития экономики Украины на отечественные предприятия, чтобы помочь им в становлении необходимых производств и росте их эффективности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ, СТРАТЕГИЯ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ, АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ.

57–63

Модель интегрального показателя для оценки работы организационных структур предприятий перевозчиков автомобильного транспорта

Ю.А. Третиниченко, И.И. Халацкая

В статье разработана структурная модель формирования интегрального показателя для многокритериального оценивания степени сбалансированности функционирования и развития то со предприятий ДВАТТ.

Объект исследования – процесс управления предприятиями ДВАТТ.

Цель работы – разработка методических основ формирования интегрального показателя для многокритериального оценивания сбалансированности работы предприятий ДВАТТ.

Метод исследования – метод анализа и синтеза, метод аналогии и сравнения.

Разработана структурная модель показателя для многокритериального оценивания работы то со предприятий ДВАТТ. Предлагаемая структурная модель интегрального показателя, предусматривает, что частичные показатели должны определяться, в общем случае, по каждому из следующих процессов: принятие и обработка заказов на отправку; доставка отправлений на терминал – как терминал отправления (ТВ) переработки отправлений на ТВ; междутерминальная доставка отправлений; переработки отправлений на терминале – как терминале назначения (ТП) доставка отправлений с ТП; выдача заказов на отправку. При этом, каждый процесс структурируется и, соответственно, предполагается распределения показателей, используемых для оценки отдельного процесса, по следующим видам деятельности: удовлетворение потребностей клиентов (потребителей); развитие внутренних бизнес-процессов; обеспечение финансовой эффективности; обучение и развитие персонала.

При определении весовых коэффициентов по данным интегральным показателем или его составляющими – соответствующими комплексными показателями – предлагается использовать метод анализа иерархий.

Результаты статьи могут быть применены в управлении предприятиями ДВАТТ на основе многокритериального оценивания работы то со предприятий ДВАТТ.

Прогнозные предположения по развитию объекта исследования – обоснование методических подходов по оценке значимости различий в условиях работы отдельных то со предприятий ДВАТТ с возможностью, в дальнейшем, корректного группировки последних, как имеющего предшествовать сравнительном (рейтинговом) оценке.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРЕДПРИЯТИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ДОСТАВКУ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕРМИНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ; МОДЕЛЬ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫЙ ОЦЕНКА ОДНОРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЕДИНИЦЫ; ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ.

64–70

Туристическая отрасль Украины: состояние, проблемы и перспективы развития

В.В. Червякова

Статья посвящена выявлению актуальных проблем отечественной туристической отрасли и определение приоритетных направлений повышения туристической привлекательности Украины.

Объект исследования - туристическая отрасль Украины.

Цель работы - выявление актуальных проблем отечественной туристической отрасли и определение приоритетных направлений повышения туристической привлекательности Украины.

Методы исследования - обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, графические.

Исследована динамика и структура туристических потоков Украины в 2010-2016 гг. Проанализирована структура туристического рынка Украины и финансовые результаты субъектов туристической деятельности Украины. Определено, что совокупный доход субъектов туристической деятельности в 2016 году увеличился на 138% по сравнению с предыдущим годом. Установлено, что доля туристической отрасли в ВВП Украины составляет всего 1,4%, а количество рабочих мест в сфере туризма - 1,2% от их общего количества, что значительно меньше средних мировых показателей. Сделан вывод, что туристическая отрасль Украины имеет значительный потенциал развития, который остается нереализованным из-за низкой туристической привлекательности страны. Определены сильные позиции и проблемные факторы туристической конкурентоспособности Украины. Предложены основные направления повышения туристической привлекательности Украины. Преодоление негативных тенденций и создание благоприятных условий для развития туристической отрасли должны стать приоритетными направлениями ускорения экономического и социального роста Украины.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: туризм, туристическая отрасль, туристическая привлекательность, ТУРИСТИЧЕСКАЯ конкурентоспособность, ТУРОПЕРАТОР, ТУРАГЕНТ.

71–78

Влияние факторов на динамику чистого денежного потока от операционной деятельности предприятия

Л.С. Чеснакова, В.В. Масалитина

Статья содержит результаты исследования влияния факторов на динамику чистого денежного потока (ЧДП) от операционной деятельности хозяйственного общества, которые позволяют оценить эффективность его кредитной политики, политики управления объемами запасов и уровнем использования внутренних источников финансирования инвестиционной деятельности за нецелевым назначением.

Объект исследования – процесс управления денежными потоками хозяйственного общества.

Целью работы является разработка механизма количественной оценки влияния факторов на динамику чистого денежного потока от операционной деятельности предприятия.

Метод исследования – системно-логический подход для исследования экономических процессов.

На динамику чистого денежного потока влияют две группы факторов: первая – амортизационные отчисления и тезаврованная прибыль – во всех случаях оказывает позитивное влияние на ЧДП вторая группа – динамика запасов, дебиторской и кредиторской задолженности разнонаправлено влияют на ЧДП, и обуславливает как позитивное, так и отрицательное значение показателя и возможное нецелевое использование внутренних источников финансирование инвестиционных расходов предприятия. Доказано, что позитивную динамику ЧДП и отсутствие нецелевого использование амортизационных отчислений и тезаврованной прибыли определяют: 1) опережающее увеличение кредиторской задолженности по сравнению с увеличением запасов и дебиторской задолженности; 2) уменьшение запасов и дебиторской задолженности превышает уменьшение кредиторской задолженности; 3) уменьшение запасов и дебиторской задолженности при одновременном увеличении кредиторской задолженности.

ЧДП остается позитивным, но при условии частичного использования амортизационных отчислений и тезаврованной прибыли на покрытие потребностей операционной деятельности, в случае: 1) опережающего увеличения кредиторской задолженности, источников финансирования инвестиционных расходов по сравнению с увеличением запасов и дебиторской задолженности; 2) сумма уменьшения запасов, дебиторской задолженности, амортизационных отчислений и тезаврованной прибыли превышает сумму уменьшения кредиторской задолженности; 3) амортизационные отчисления и тезаврованная прибыль превышают сумму увеличения запасов и дебиторской задолженности при одновременном уменьшении кредиторской задолженности.

ЧДП становится отрицательным, если за нецелевым предназначением используется вся сума источников финансирования инвестиционных расходов и 1) прирост дебиторской задолженности и запасов превышает прирост кредиторской задолженности с учетом амортизационных отчислений и тезаврованной прибыли; 2) уменьшение кредиторской задолженности превышает уменьшение запасов и дебиторской задолженности с учетом амортизационных отчислений и тезаврованной прибыли; 3) сумма прироста запасов, дебиторской задолженности и уменьшения кредиторской задолженности превышает суму амортизационных отчислений и тезаврованной прибыли.

Исследованы также факторы, которые влияют на ЧДП при условии убыточной деятельности предприятия.

Результаты работы могут быть использованы хозяйственным обществом при совершенствовании информационной системы финансового анализа.

Прогнозные предположения относительно объекта исследования – разработка механизма количественной оценки влияния факторов на динамику ЧДП от инвестиционной и финансовой деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЧИСТЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК, ФАКТОР, КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ, КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РАСХОДОВ.

79–88

Современные  тенденции развития персонала предприятий

Л.В. Швец

В статье  раскрывается сущность  процесса  развития  персонала, уточняется его структура, обосновывается роль и значение  в обеспечении  механизма  развития  предприятия.

Объект исследования – процесс развития  персонала  предприятия (организации).

Цель работы – систематизация  информации о  содержании  и  структуре  процесса  развития  персонала предприятия  и  формирование  предложений  по их уточнению; определение  роли  и  значения   процесса  развития персонала в механизме   обеспечения   конкурентоспособности  работников  и предприятий.

Методы  исследования: диалектический,  абстрактно-логический  и  системный  анализ.

Формирование  постиндустриального  общества  предполагает  усиление роли и значения  творческого труда  поскольку  увеличивается  зависимость результатов  экономического роста  от качества человеческого капитала. Основные требования, предъявляемые к работникам  современных предприятий  должны  удовлетворяться в результате  получения  образовательных услуг и вследствие самообразования  граждан, как  непрерывное  профессиональное  развитие  в течение  жизни, что позволит повысить их  конкурентоспособность на рынке. Для  активизации человеческого фактора  с целью  эффективного  управления  потенциалом  конкурентоспособности предприятий в условиях нестабильной внешней  среды должна   согласованно функционировать  система  управления  развитием  персонала.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА, КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА, ПОТЕНЦИАЛ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

89–94

Исследование факторов влияния на инвестиционную привлекательность территорий городов

Вэнь Минмин, А.В. Бубела

Целью исследований является рассмотрение актуальной инвестиционной проблематики – повышение инвестиционной привлекательности территорий городов. На основе проведенных исследований выделяются факторы, которые снижают инвестиционную привлекательность территорий городов и предложен ряд мероприятий, которые способствуют значительному увеличению притока инвестиций для развития городов и повышения эффективности использования их земель. Проведен анализ современного состояния правового и методического обеспечения процессов развития территориального фонда городов Украины.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ, ГОРОДСКИЕ ТЕРРИТОРИИ, ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА, ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ.

95–99

Совершенствование взаимодействия различных видов транспорта в современных условиях

Л.Н. Волынец, В.Н. Гурнак

В статье проанализирована ситуация транспортно-дорожного комплекса Украины. Исследовано каждый вид транспорта, который действует в своих интересах, и совокупность экономических отношений, при этом развиваются. Сформированы основные направления усиления государственной транспортной политики, которая необходима для дополнения и корректировки действий рыночных механизмов с целью обеспечения эффективного, отвечающего общественным интересам формирования транспортной системы государства и рынка транспортных услуг.

Объект исследования – процесс взаимодействия различных видов транспорта.

Цель исследования состоит в том, чтобы определить возможные направления взаимодействия различных видов транспорта при перевозках грузов и эффективные условия государственного регулирования при этом для обеспечения стабильного развития экономики, удовлетворение потребностей населения и общественного производства.

Методы исследования – методы экономического, системного и сравнительного анализа.

На основе анализа взаимодействия различных видов транспорта обнаружено, что основным эффективным развитием этого взаимодействия в современной Украине является слаженная транспортная политика государства. Проведя общий анализ работы всех видов транспорта можно утверждать, что развитие транспортной инфраструктуры является ключевым элементом развития всей экономики страны. Основной задачей при создании координационного центра государственного уровня, является комплексное развитие всех видов транспорта, что и позволит улучшить все выше приведенные проблемы.

Прогнозные предположения по развитию объекта исследования – предложен системный подход всех участников логистической цепочки и транспортная политика государства приведет к непрерывности продвижения материальных потоков по всей территории Украины и за ее пределами.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА, ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА, ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА, ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

100–105

Инвестиционный потенциал как основа формирования комплекса стратегических инвестиционных решений

А.Г. Гайдай

Улучшение параметров функционирования автотранспортных предприятий в значительной степени зависит от состояния финансирования программ их развития, важную роль в обеспечении которых играют инвестиции. Это усиливает интерес к инвестиционному потенциалу и разработке наиболее рациональных путей его сохранения и расширения.

Инвестиционный потенциал дает возможность определить  приоритетные направления инвестиционной деятельности на долгосрочную перспективу в пределах часовых горизонтов с приемлемой вероятностью. Он является основой для разработки стратегии инвестиционной деятельности транспортных предприятий, определения миссии, структуры производственный - хозяйственной деятельности и общей стратегии экономического развития предприятия. В работе отмечается, что  стратегическое развитие инвестиционной деятельности в сфере транспорта должно ориентироваться на создание высокоэффективной социально сориентированной и восприимчивой к научно-техническому прогрессу экономики, обеспечения высокого качества жизни населения Украины, эффективную мотивацию к предпринимательской деятельности, утверждение позиций равноправного партнерства в мировом экономическом общении. 

Таким образом, выбор наиболее рациональных путей сохранения и расширения инвестиционного потенциала играет значительную роль в деятельности и развитии предприятия, а его достижение возможно за счет применения следующих путей:

– улучшение эффективности ресурсного потенциала предприятия;

– усовершенствование финансового состояния предприятия;

– проведение эффективной государственной инвестиционной политики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.

106–112

Мероприятия стабилизации и развития страхового дела в Украине

И.В. Горобинская, Е.В. Комаревич

Статья посвящена проблемам стабилизации и развития страхового дела в Украине. Изучение условий для обеспечения эффективного функционирования национального рынка страховых услуг, разработка концепции реформирования страхового рынка, повышение его инвестиционного потенциала, рост уровня качества страховых услуг актуальны на данном этапе развития.

Объект исследования – совокупность финансово-экономических отношений в сфере страхования.

Цель исследования – разработка системы мероприятий по стабилизации отечественного страхового рынка и путей адаптации мирового опыта в области страхования с позиции реализации национальных интересов Украины.

Методы исследования – сравнительный и экспертный анализ, диалектический метод, метод теоретико-эмпирического анализа, методы экономического, исторического, логического и системного анализа и синтеза.

В ходе исследования доказывается, что основными факторами негативного влияния на рынок страхования является ограничение платежеспособного спроса со стороны страхователей из-за снижения уровня свободных доходов населения и субъектов хозяйствования; девальвация национальной валюты с одновременным введением ряда ограничений на валютном рынке; усиление фискального давления на страховую отрасль за счет внесения изменений в Налоговый кодекс; снижение ликвидности фондового рынка и рынка недвижимости, рост страховых рисков. С учетом этого, был разработан план мероприятий в нескольких направлениях: нормативно-правовом, организационно-методологическом и информационном, реализация которых позволит уменьшить негативное влияние данных факторов и обеспечить стабильное функционирование страхового рынка. Внедрение действенных мер становления цивилизованного страхового рынка и повышения эффективности его функционирования обеспечит успешное осуществление экономических реформ, стабильное развитие национальной экономики, дальнейшую интеграцию в мировое хозяйство.

С целью улучшения ситуации на страховом рынке целесообразно реализовать ряд системных разноплановых мероприятий, направленных на устранение как хронических проблем, так и вызванных финансовым и экономическим кризисами. В рамках реформирования страхового рынка, роста его инвестиционного потенциала, повышения качества услуг целесообразно реализовать следующие мероприятия: формирование четкой концепции реформирования отрасли, совершенствование государственного регулирования; адаптация украинского страхового рынка к мировым требованиям финансового регулирования и надзора, активное сотрудничество с международными организациями; содействие созданию фондов страховых гарантий; обеспечение участия страховщиков в системе негосударственного пенсионного обеспечения и медицинского страхования; разработка модели государственной поддержки развития аграрного страхования; формирования инвестиционных инструментов для размещения долгосрочных страховых резервов, активизация инвестиционного потенциала страхового рынка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СТРАХОВАНИЕ, СТРАХОВОЙ РЫНОК, СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ,  стабилизационные меры.

113–120

Реформирование Государственной фискальной службы Украины: что изменится для налогоплательщиков

O.Н. Дзюба, Е.И. Гуцалюк

В статье исследованы основные направления реформирования Государственной фискальной службы.

Объект исследования – Государственная фискальная служба Украины.

Цель работы – проанализировать концепцию реформирования ГФС Украины.

Метод исследования – метод операционализации понятий, индукции и дедукции.

На сегодняшний день вопрос реформирования ГФС номер один в повестке дня реформ благодаря давлению внешних институтов. Ведь важность преодоления коррупции, длительное время ассоциировалась именно с налоговой службой, так и целесообразность создания эффективной во всех смыслах этого понятия системы администрирования налогов и сборов.

Подробно рассмотрена концепция реформирования Государственной фискальной службы Украины, ее основные направления и этапы реорганизации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РЕФОРМА, ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА, НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ, КОНЦЕПЦИЯ.

121–124

Анализ транспортного шума на окружающую среду и человека

Т.А. Дяченко, В.Н. Евчук

Цель статьи оценка влияния параметрического загрязнения на окружающую среду и определение мер по снижению воздействия транспортного шума.

В статье рассмотрены проблемы шумового загрязнения городов от автомобильного транспорта. Изучен характер действия транспортного шума на организм человека.

Одной из проблем экологической безопасности в Украине и мире состояние акустического загрязнения атмосферного воздуха. Доказано, что городской шум губительно действует на организм человека, поражает органы слуха, центральную нервную систему, вызывает болезни сердца и сосудов, головные боли, раздражительность, нарушает обмен веществ, отдых и сон, вызывает другие неспецифические физиологические реакции человека, является прямой или косвенной причиной многих заболеваний. Шум мешает нормальному отдыху, влияет на производительность работы. Как показывают результаты исследований - автомобильный транспорт является основным источником выбросов, шума и вибраций. На его долю приходится 80% всех зон так называемого «акустического дискомфорта».

Шумовое воздействие в больших индустриальных городах мира является одной из наиболее острых экологических проблем современности. Параметрическое загрязнение от автомобильного транспорта имеет больше негативных последствий    для населения, чем производственный или бытовой, так как сфера его действия значительно шире, а физические параметры, характеризующие влияние шума на организм человека, несравненно выше.

В проблеме взаимодействия человеческого общества и природы важное место занимает сознательная борьба с шумовым загрязнением окружающей среды, поскольку с увеличением количества разнообразных транспортных средств и скорости их передвижения по улицам крупных промышленных городов увеличивается влияние на окружающую среду. Применение комплекса мер, предложенных в статье и продуманная инфраструктура городов позволят уменьшить уровень шумового загрязнения и улучшить состояние окружающей среды.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ШУМ, ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ, ПАРАМЕТРИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ, ТРАНСПОРТНЫЙ ШУМ.

125–131

Стратегии и особенности деятельности международных кредитно-финансовых организаций в Украине

Т.В. Заплитна, Д.И. Кудинова

В статье рассмотрены основные виды международных кредитно-финансовых организаций и проанализированы основные направления сотрудничества Украины с международными финансовыми организациями (МФО), такими как Всемирный банк, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Черноморский банк торговли и развития. Также рассмотрены инструменты за счет которых можно проанализировать эффективность сотрудничества между МФО и Украины.

Объект исследования – экономические отношения Украины с международными кредитно-финансовыми организациями.

Цель работы – исследование основных особенностей деятельности международных кредитно-финансовых организаций в Украине.

В данной работе были применены методы научного анализа и синтеза, сравнения, сбора и обработки информации.

Модернизация международных экономических отношений Украины на сегодняшний день испытывает влияние международных финансово-экономических организаций представленных в качестве доноров национальной экономики. С целью повышения эффективности сотрудничества с международными кредитно-финансовыми институтами нужно: разработать стратегию сотрудничества Украины с международными институтами, усовершенствовать механизмы управления государственным долгом, способствовать законодательному формированию бюджета развития и созданию украинского банка реконструкции и развития, как финансового инструмента реализации политики экономического роста на основе конкурсного кредитования инвестиционных проектов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (МФО), МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, СТРАТЕГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД, МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ, ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК, КРЕДИТОВАНИЕ, ВНЕШНИЙ ДОЛГ.

132–137

Анализ подходов к дефиниции термина «реинжиниринг бизнес-процессов»

А.О. Нижник

В данной статье предлагается обзор существующих в западной и отечественной научной литературе подходов к определению такой экономической категории, как реинжиниринг бизнес-процессов.

Объект исследования – процесс реинжиниринга бизнес-процессов.

Цель исследования – рассмотрение и обобщение основных современных подходов к определению термина «реинжиниринг бизнес-процессов».

Методы исследования – абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход.

Концепция реинжиниринга и его применение позволяют многократно повысить эффективность деятельности предприятия, основываясь на методах и приемах выявления, описания и перепроектирования действующих в рамках предприятия бизнес-процессов. В связи с этим концепция реинжиниринга бизнес-процессов становится эффективным инструментом, который позволяет привести предприятие к намеченной цели - максимизации рыночной стоимости компании в долгосрочной перспективе. Таким образом, концепция реинжиниринга приобретает совершенно новое смысловое наполнение, перестает быть сугубо управленческой категорией и превращается в стройную экономически управленческую концепцию, направленную на значительное повышение эффективности деятельности предприятия как целостного организма.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ, РЕДИЗАЙН, РАДИКАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ПЕРЕПРОЕКТИРОВАНИЕ.

138–141

Анализ трактования организационно-экономического механизма

Е.Г. Парфентьева

В статье выполнен сравнительный анализ трактовки термина «организационно-экономического механизма» через определение понятия «организационно-экономического механизма» на основе философского и экономического подходов, обобщены принципы по определению «организационно-экономического механизма», определена структура «организационно-экономического механизма».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ.

142–147

Методические основы рационального управления поставками скоропортящихся грузов

А.В. Петунин, О.Ю. Сопоцко

Для целей данного исследования как скоропортящиеся рассматриваются продукты питания граничный срок потребления которых не превышает трех суток. Предложено методические подходы к формированию рациональной величины заказа на поставку продуктов, которые имеют ограничено малый срок годности к реализации. При этом, рассмотрены расходы на транспортировку в зависимости от постановки задачи, как в составе расходов производства, реализации или переработки, так и по отдельности.

Объект исследования – скоропортящиеся продукты питания, цепи поставок скоропортящихся продуктов питания, формирование рациональной величины заказа, транспортные расходы.

Цель работы – предложить, реализуя системный подход, методические подходы к формированию рациональной величины заказа на поставку скоропортящихся продуктов питания в системах цепей поставок, которые приводят данные продукты на соответствующий рынок.

Методы исследования – структурно-функциональный метод, математический и диалектический метод.

Результаты статьи могут быть использованы как предприятиями-производителями, так и предприятиями-перевозчиками автомобильного транспорта для формирования величины поставок скоропортящихся продуктов с учетом расходов на транспортировку.

Прогнозные предположения по развитию объекта исследования – целесообразным будет дальнейшее совершенствование представленной модели, в частности касательно уточнения составляющих логистических затрат и условий формирования спроса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СКОРОПОРТЯЩИЕСЯ ПРОДУКТЫ, РАЦИОНАЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА ЗАКАЗА, ВЕРОЯТНОСТНО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, УПРАВЛЕНИЕ ПОСТАВКАМИ, РАСХОДЫ НА ТРАНСПОРТИРОВКУ.

148–152

Управление квалификации мастеров-приемщиков путем внедрения элементов дистанционного обучения

Д.А. Савостин-Косяк, О.И. Глыга

В статье рассмотрены современные тенденции организации повышения квалификации сотрудников автосервисных предприятий на примере мастеров-приемщиков.

Объектом исследования является процесс повышения квалификации сотрудников автосервисного предприятия.

Целью статьи является оценка возможности использования концепции «Естественного обучения» и подходов, применяемых при проектировании игрового процесса, для разработки дистанционных курсов повышения квалификации мастеров-приемщиков автосервисного предприятия.

Методы исследования – информационно-аналитические.

Наиболее распространенными формами организации дистанционного обучения являются лекции, практические занятия (семинары, практикумы), самостоятельная работа и учебные консультации. Данные формы, как правило, реализуются с помощью текстовых, аудио или видеотехнологий.

Сегодня в Европе большую популярность приобретает концепция «Естественного обучения», которая предусматривает обучение с помощью естественного жизненного опыта, направленного взаимодействия, игр и социальных коммуникаций. Для того, чтобы реализовать данную концепцию в рамках дистанционного повышения квалификации мастеров-приемщиков, необходимо определить их роль в процессе обслуживания клиента, основные обязанности и требования к квалификации. Для этого была проанализирована типовая схема обслуживания клиента и автомобиля на автосервисном предприятии. На основе данного анализа был сформирован перечень основных повседневный задач и компетенций мастера-приемника, а также показателей эффективности его работы. На основе данного перечня были сформированы основные требования к его компетенции.

Учитывая основные требования к компетенции мастера-приемщика и руководствуясь принципами концепции «Естественного обучения», был разработан прототип дистанционного курса в формате флэш-игры, который предусматривает тренировки коммуникативной компетенции и формирование базовых навыков работы в программной среде 1С, которая на сегодняшний день остается наиболее распространенным программным продуктом в области автосервиса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, МАСТЕР-ПРИЕМЩИК, ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЯЗАННОСТИ МАСТЕРА-ПРИЕМНИКИ.

153–159

Управление бюджетным дефицитом в современных условиях

И.А. Хоменко, А.А. Порицкая

Статья посвящена рассмотрению бюджетного дефицита, причин его возникновения, исследованию источников его финансирования, разработке мероприятий уменьшения дефицита государственного бюджета.

Объектом исследования выступает дефицит бюджета.

Цель исследования – разработка практических рекомендаций по внедрению мер сокращения дефицита бюджета Украины на основе эффективного использования внутренних ресурсов, оптимизации социальных расходов и совершенствовании налоговых отношений.

Методы исследования – метод познания, метод системного анализа, метод анализа и синтеза, а также метод сравнения.

В ходе исследования проанализированы причины возникновения дефицита. Глубинными причинами бюджетного дефицита в Украине стали спад производства, снижение эффективности функционирования отраслей экономики и предприятий, не взвешенная социально-экономическая политика, которые обусловили спад объемов валового внутреннего продукта и национального дохода. Это естественно привело к уменьшению объемов финансовых ресурсов в государстве и отразилось на показателях бюджета в виде долгосрочного дефицита. Установлено влияние дефицита бюджета на экономику страны. Выявлено последствия существования бюджетного дефицита, приводящие к увеличению долговой зависимости страны, рост курса иностранных валют, сокращение чистого экспорта товаров и снижение показателей инвестиционной деятельности. Это становится причиной снижения уровня производительности труда и реального дохода, провоцирует снижение доверия инвесторов, сокращение иностранных инвестиционных программ и вывода капитала за рубеж.

Обоснованы пути преодоления бюджетного дефицита, заключающиеся в совершенствовании налоговой системы, привлечении к инвестиционной сфере личных сбережений населения, обеспечении финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, усилении ответственности субъектов хозяйствования, укреплении контроля за выплатой государственных средств, реформировании расходной системы, совершенствовании нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса. Необходимо уделять больше внимания увеличению доходов государства путем преодоления безработицы, оптимизации налоговой системы, улучшению финансового состояния субъектов хозяйствования и тому подобное. С целью максимально эффективного управления дефицитом государственного бюджета необходимо применять систему экономических мер, ориентированных на решение основной проблемы нашей экономики – оживление инвестиционной деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, Дефицитное финансирование, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.

160–166

Интерактивные методы обучения в туристическом образовании

В.В. Цыпко

В работе определена эффективность интерактивных методов обучения туризмоведческих дисциплин в процессе подготовки специалистов туристической отрасли.

Объект исследования – процесс обучения студентов для сферы туризма в техническом университете.

Цель исследования – теоретическое обоснование целесообразности использования современных моделей обучения студентов для сферы туризма в технических университетах.

Методы исследования – дескриптивно-аналитический, компаративного анализа, системного анализа, педагогический эксперимент.

В статье автор рассматривает эффективность использования интерактивной технологии обучения,   которая принципиально изменяет схему отношений участников учебного процесса, дает пространство для самореализации студентов в обучении и  наиболее соответствует личностно-ориентированному подходу.  В этом контексте особое значение имеет разработка и внедрение обновленных технологий обучения студентов для сферы туризма в технических университетах учитывая, что одна из современных моделей обучения – интерактивная технология – реализует новый тип обучающего взаимодействия и педагогического общения между преподавателями и  студентами, обучающий процесс рассматривается в этой парадигме как совместное, организованное и руководимое взаимодействие студентов для получения жизненных и профессиональных компетенций, протекающее  в различных формах, характеризующееся  мотивацией,  предметностью и  целенаправленностью.

Результаты статьи могут быть использованы в процессе обучения студентов высших учебных заведений по направлению подготовки «Туризм», а также в педагогических университетах в процессе изучения методики обучения туризмоведческих дисциплин.

Прогнозируемые  предположения о развитии объекта исследования – усовершенствование  процесса обучения студентов для сферы туризма в техническом университете с целью подготовки кадров для сферы туризма, учитывая современные мировые требования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ, СТУДЕНТЫ, ТУРИЗМОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, АВТОМОБИЛЬНЫЙ ВИД ТУРИЗМА.

167–173