Научный журнал «Экономика и управление на транспорте»

Выпуск 7, 2018 г.

Название статьи

Автор (авторы)

Аннотация

Страницы

Внедрение новых элементов в систему управления научными исследованиями в Национальном транспортном университете (по результатам выполнения украинско-немецкого проекта «Разработка и распространение концепции содействия интеграции науки, образования и инноваций в Национальном транспортном университете»)

Н.Ф. Дмитриченко, Ю.Ф. Гутаревич, И.А. Рутковская

По результатам анализа существующей системы координации научно-исследовательской, инновационной деятельности и трансфера технологий в НТУ и соответствующих структур университета г. Падерборн (Германия) обосновано целесообразность изменений в структуре Национального транспортного университета в ходе выполнения проекта «Разработка и распространение концепции содействие интеграции науки, образования и инноваций в Национальном транспортном университете г. Киев» («Development and Dissemination of a Concept Fostering the Integration of Research, Education and Innovation at the National Transport University, Kiev (CIREI») Национальным транспортным университетом (Украина) и Университетом г. Падерборн (Германия) предложено создать в структуре НТУ такие структурные подразделения: Исследовательский совет и Центр поддержки исследований.

Исследовательский совет работает на общественных началах, назначается приказом ректора университета. В состав совета входят проректор по научной работе, деканы и представители всех факультетов, представитель студентов, представитель центра поддержки исследований, представитель центра трансфера технологий.

Для эффективной работы исследовательский совет создает исследовательский фонд и управляет его использованием. Возглавляет исследовательский совет один из ведущих ученых университета, которого выбирают члены совета. Выбирают исследовательский совет на срок три года.

Центр поддержки исследований должен выступать в роли отдела поддержки всех исследователей университета и принадлежать к администрации университета.

Данное подразделение подчинено Исследовательскому совету (относительно своих профессиональных задач) и проректору по научной работе (по дисциплинарным вопросам).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КОНЦЕПЦИЯ, ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ, ПОДДЕРЖКА ИССЛЕДОВАНИЙ.

3–9

Состояние инвестиционной безопасности транспортной отрасли Украины

З.С. Варналий,

Д.В. Никитенко,

Н.А. Хмелевский

В статье осуществляется исследование состояния инвестиционной безопасности транспортной отрасли за 2010–2016 годы и определение факторов ее укрепления. Активизация использования внешних и внутренних инвестиционных ресурсов является основным фактором как ускорения структурных преобразований в транспортной отрасли, так и экономического развития в целом из-за роста инвестиционной активности в комплементарных видах экономической деятельности.

Объектом исследования является транспортная отрасль и уровень ее инвестиционной безопасности.

Цель работы заключается в определении состояния инвестиционной безопасности транспортной отрасли Украины, в том числе для разработки предложений по ее укреплению.

Метод исследования – статистический анализ, экономический анализ, метод интегральной оценки.

Результаты статьи. В статье исследована динамика капитальных инвестиций по виду экономической деятельности «Транспорт, складское хозяйство, почтовая и курьерская деятельность» и за ее подвидами. Осуществлена ​​адаптация индикаторов, характеризующих уровень инвестиционной безопасности на макроуровне к мезоуровня: удельный вес капитальных инвестиций в валовой добавленной стоимости; степень износа отрасли; отношение стоимости введенных основных средств к объему капитальных инвестиций в отрасль; отношение прироста прямых иностранных инвестиций в отрасль до валовой добавленной стоимости. Проанализировав каждый из этих индикаторов на предмет соответствия оптимальных значений был разработан механизм интегральной оценки состояния инвестиционной безопасности на основе метода установления балов. На основе проведенного исследования доказано, что, хотя транспортная система является значительным и важным сегментом для экономики страны, состояние инвестиционной безопасности в основном находится на критическом уровне. Среди детерминантов укрепления инвестиционной безопасности отрасли выделено содействия развитию конкурентной среды и разгосударствления или активизации государственно-частного партнерства.

Прогнозные предположения по развитию объекта исследования - поиск новых методов расчета инвестиционной безопасности на уровне отрасли.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНВЕСТИЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, КАПИТАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, КОНКУРЕНЦИЯ, ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ, ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ИНДИКАТОРЫ.

10–19

Проблемы льготных перевозок и возможные пути их решения

В.Н. Гурнак,

Л.Н. Волынец

В статье рассмотрены основные проблемы системы льгот в Украине, опыт зарубежных стран по реформированию системы льгот. Предложены стратегические приоритеты совершенствования системы льгот и возможные альтернативные варианты к решению проблемы льготных перевозок.

Объект исследования – системы льгот в Украине на разных видах транспорта.

Цель исследования – состоит в том, чтобы определить возможные направления альтернативных вариантов к решению проблемы льготных перевозок и совершенствовании системы льгот в Украине на разных видах транспорта.

Методы исследования – методы экономического, системного и сравнительного анализа.

На основе проведенного анализа было доказано, что государственная поддержка социально незащищенных слоев населения в Украине является одним из элементов социальной политики, основанная и реализуется руководством страны. Учитывая современные тенденции развития государства, а также мировой опыт, предложено альтернативы, по оптимизации механизма социальной поддержки с целью создания эффективной и действенной системы социальной защиты уязвимых категорий граждан.

Прогнозные предположения по развитию объекта исследования – предложенный системный подход альтернативных вариантов к решению проблемы льготных перевозок и внедрение данной системы является своевременной масштабной подготовкой общества к восприятию им указанных реформ и обязательность сохранения принципа социальной справедливости при получении определенных благ всеми членами общества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РАЗНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА, СИСТЕМА ЛЬГОТ, ПРАВО НА ЛЬГОТЫ, НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ.

2026

Стратегия развития системы торгово-промышленных палат в Украине

Л.С. Козак,

О.В. Федорук

В статье исследованы основные функции системы торгово-промышленных палат в Украине; определены цель, ценности и принципы системы ТПП в Украине; исследованы ключевые характеристики системы ТПП в Украине; сформирована стратегия развития системы торгово-промышленных палат в Украине.

Объект исследования – процесс обеспечения экономической безопасности международного сотрудничества.

Цель исследования – усовершенствование концептуальных подходов к формированию стратегии развития системы торгово-промышленных палат в Украине.

Методы исследования – абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход.

Ключевым фактором успешной интеграции с ЕС является способность страны, ее экономики и бизнеса к комплексу проактивных действий для вывода собственных товаров и продукции на новые рынки и обеспечения роста процента добавленной стоимости в конечной стоимости товаров, начиная с налаживания коммуникации – поиск новых партнеров, переоборудование и развитие предприятий, внедрение европейских технических стандартов и заканчивая прозрачными и эффективными практиками корпоративного управления. При таких условиях система торгово-промышленных палат Украины берет на себя роль движущей силы изменения экономического тренда в сторону роста, содействия подготовке отечественных предприятий к максимально продуктивному интеграционному процессу. Для этого системе торгово-промышленных палат в Украине необходимо оставаться прогрессивной сетью организаций для более эффективной поддержки и развития бизнес-среды.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования – усовершенствование механизма обеспечения экономической безопасности международного сотрудничества.

Ключевые слова: стратегия развития, система торгово-промышленных палат, Торгово-промышленная палата Украины, Европейская сеть предприятий, Международная торговая палата, Всемирная федерация палат, Ассоциация торгово-промышленных палат Европы.

2735

Проблемы обновления основных средств дорожных предприятий

В.В. Концевая,

А.И. Харченко

Предприятия дорожной отрасли не могут функционировать без основных средств. Управлению основными средствами должно уделяться достаточно внимания. Анализ структуры финансирования и использования основных средств является жизненно-важным для функционирования предприятия. Эффективное использование основных средств напрямую зависит от их состояния и своевременного обновления.

Цель статьи – исследование проблем обновления основных средств дорожных предприятий для дальнейшего обоснования необходимости их обновления.

Методы исследования – абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход.

В работе акцентируется внимание на необходимости обновления основных средств дорожных предприятий, которую вызывает физический и моральный износ основных средств. Существует три формы обновления основных средств. Наиболее эффективным является интенсивное расширенное обновление, но, одновременно – наиболее дорогим. Поэтому перед тем как выбрать форму обновления основных средств, необходимо провести анализ существующих основных средств, определится в потребности основных средств, а также финансовом обеспечении обновления основных средств.

Обновления основных средств является одним из факторов успешного функционирования дорожного предприятия. Необходимость такой меры обусловлено состоянием имеющихся основных средств, а также важности развития дорожной отрасли в целом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА, ИЗНОС, АМОРТИЗАЦИЯ, ОБНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

3643

Управление прибылью предприятия в современных экономических условиях

С.А. Наконечная

В статье предложено использование системного подхода во внедрении комплекса средств по управлению прибылью на предприятиях в современных условиях развития экономики.

Цель работы – обоснование принципов по внедрению средств эффективного управления прибылью на предприятиях в современных экономических условиях.

Объект исследования – процессы формирования финансовых результатов на предприятии КП «Автотранспортное предприятие Шевченковского района», которое относится к коммунальной сфере.

Предмет исследования – научно-методический инструментарий относительно современного управления прибылью в условиях развития рыночных отношений в Украине.

Метод исследования – анализ и теоретико-методическое обоснование эффективных в современных условиях средств управления прибыли на предприятиях.

Исследована динамика основных финансовых результатов деятельности предприятия КП «Автотранспортное предприятие Шевченковского района».

 Выполнены расчеты доходности по КП «Автотранспортное предприятие Шевченковского района» могут быть использованы в качестве базиса по обоснованию общей стратегии развития данного предприятия на долгосрочный период.

Обоснована возможность комплексного применения финансового планирования и контроллинга эффективных средств для обеспечения формирования и поддержания на должном уровне доходности предприятий в современных экономических условиях.

Результаты статьи могут быть использованы при формировании концептуальных основ организации финансового планирования и управления прибылью на автотранспортных предприятиях коммунальной сферы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРИБЫЛЬ, УПРАВЛЕНИЕ, ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ.

44–49

Идентификация и управление рисками государственно-частного партнерства в дорожно-транспортном комплексе

А.А. Нижник

В статье исследованы наиболее существенные риски для проектов государственно-частного партнерства в дорожно-транспортном комплексе; обнаружена отраслевая специфика проекта государственно-частного партнерства, которая влияет на ранжирование рисков по силе их воздействия на проект; предоставлены обоснованные предложения по управлению ими и минимизации их негативных последствий.

Объект исследования – процесс государственно-частного партнерства.

Цель исследования – идентификация и управление рисками и способов их распределения между партнерами государственно-частного партнерства в проектах развития дорожно-транспортного комплекса.

Методы исследования – абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход.

Исследование посвящено идентификации наиболее существенных рисков для проектов государственно-частного партнерства в дорожно-транспортном комплексе; уточнена и определена теоретико- методологическая база по идентифицированнию и фильтрации групп рисков. Исследование обнаруживает, что отраслевая специфика проекта государственно-частного партнерства влияет на ранжирование рисков по силе их воздействия на проект, усиливает актуальность поставленных для исследования вопросов. Результатом исследования является сформирован перечень наиболее критичных для дорожно-транспортного комплекса рисков проектов государственно-частного партнерства, обоснованных предложений по управлению ими или минимизации их негативных последствий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО, ИНВЕСТИРОВАНИЕ, ИНВЕСТИЦИИ, ИНФРАСТРУКТУРА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ЧАСТНЫЙ ПАРТНЕР, РИСКИ.

5056

Украина в системе современного глобального разделения труда: вперед в прошлое или назад в будущее?

В.И. Павлюк,

Н.Н. Васильцова

В статье анализируются условия и модель вхождения Украины в систему современного глобального разделения труда.

Объект исследования – глобальное разделение труда.

Цель работы – раскрыть теоретико-методологические основы и экономическую природу формирования глобального разделения труда, исследовать состояние, проблемы и перспективы участия в нем Украины.

Метод исследования – абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход.

Глобальное разделение труда становится определяющим в теории и практике мирохозяйственных связей и одной из главных мегатенденций мирового хозяйственного развития.
Следствием отсутствия в Украине на протяжении всего периода независимости взвешенной экономической стратегии развития, проведение постоянных реформ (а вернее – псевдо реформ в интересах отдельных групп политиков или чиновников, ни одна из которых не была доведена до конца и не дала положительных результатов), неопределённость в выборе диаметрально противоположных направлений, форм и методов вхождения национальных субъектов ГРТ до мировых интеграционных процессов стала потеря отечественной экономикой как внутренних, так и внешних факторов цивилизованного развития.

Опыт проведения реформ в Украине на протяжении всей ее новейшей истории свидетельствует об отсутствии в период первоначального накопления капитала на руинах старой системы логики и последовательности в действиях органов государственной власти и чиновников, неучтённость позиции специалистов и специалистов конкретных отраслей экономики, ученых и общественности, игнорирование интересов государства и собственного народа ради личного обогащения небольшой кучки представителей национальной олигополии, приближение экономических и социальных стандартов в тех, которые присущи для стран так называемого «третьего мира».

Перед обществом сейчас стоит очевидный и альтернативный выбор – либо разрабатывать и внедрять собственную национальную стратегию участия в ГРТ, которая даст государству и субъектам хозяйствования абсолютные и относительные преимущества, или продолжать двигаться в том направлении и на тех принципах, которые диктуют сильные мира сего – как снаружи, так и внутри страны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ИНТЕГРАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ.

5765

Оценка влияния основных факторов на уровень мотивации работников

Е.С. Самойленко,

В.В. Кочеткова

Статья посвящена изучению факторов, которые влияют на уровень мотивации персонала на малых предприятиях в нынешних экономических условиях.

Цель работы – определение основных факторов, влияющих на систему мотивации персонала на малых предприятиях и предложения по ее совершенствованию.

Объект исследования – система мотивации персонала на предприятии.

Методы исследования – методы статистического анализа, аналогии и сравнения.

В современных условиях развития экономики Украины мотивация является одним из важнейших факторов, способствующих не только решению комплекса социально-экономических проблем, средством организации качественной и результативной работы персонала, но влияет на конечные результаты деятельности предприятия. Основная цель процесса мотивации – получение максимально эффективного использования трудовых ресурсов, что позволит достичь целей деятельности и обеспечить устойчивое развитие предприятия.

В ходе исследования были рассмотрены экономические и неэкономические методы мотивации и обоснование необходимости изучения мотивации для стимулирования труда и повышения продуктивности работы предприятия. Также было определено, что малые предприятия имеют наибольшую долю среди предприятий Украины. Именно поэтому трудовая мотивация требует более детального изучения с точки зрения определения наиболее привлекательных мотивационных факторов. В дальнейшей работе были рассчитаны показатели силы взаимосвязи между этими факторами, а именно – парные коэффициенты корреляции.

Благодаря проведенному анализу мотивационных факторов, появилась возможность распределить стимулы по их значимости, что позволяет более эффективно анализировать систему мотивации и улучшить процесс стимулирования труда на предприятии за счет исключения факторов, которые не есть влиятельными с учета индивидуальных потребностей работника.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА, МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ,  УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ, ПАРНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ.

6673

Структурирование портфелей логистического обслуживания в организациях

Н.В. Срибна,

Ю.А. Третиниченко,

И.И. Халацкая

В статье предложен общий для корпоративных парадигм логистической организации подход к структурированию портфелей логистического обслуживания.

Объект исследования – процесс управления логистической организацией.

Цель работы – предложить общий для логистической организации подход к структурированию портфелей логистического обслуживания как средство повышения эффективности корпоративного управления на основе совершенствования подходов к координации при разработке и реализации мероприятий, среди основных целей или внешних (побочных) эффектов которых является обеспечение функционирования и развития соответствующей системы логистического обслуживания.

Метод исследования – метод анализа и синтеза, метод аналогии и сравнения.

Условия формирования и / или реализации портфеля логистического обслуживания можно представить как Континиум – от изолированного формирования и / или реализации подпортфелей по циклам поставок, производства и / или сбыта к рассмотрению всех решений по формированию и / или реализации данных подпортфелей в рамках единого, так называемого, интеграционного портфеля функционального цикла, создает основы для реализации преимуществ синергии. Предпосылкой к совместному рассмотрению предлагаемых мероприятий в рамках интеграционного портфеля является определение целесообразности и наличия методического обеспечения по возможности корректного оценивания основных (прямых) целей, на достижение которых направлены эти меры, и внешних (побочных) эффектов – как таких, которые одновременно влияют на параметры всех указанных циклов, то есть поставок, производства и сбыта.

Проведенный анализ научных трудов и других информационных источников, а также условий функционирования и развития логистических структур для решения задачи структурирования портфеля логистического обслуживания, показывает, что за основной объект анализа, планирования и оперативного управления в сфере логистики выступает ее функциональный цикл, или цикл выполнения заказа. Это косвенно указывает на параметры функционального логистического цикла как на те, которые характеризуют параметры движения материального потока.

По направлениям к дальнейшим исследованиям в данной области могут рассматриваться: выбор проектов и программ; совершенствование портфелей и портфельного управления; офисы управления проектами; значимость соблюдения установленных требований в управлении проектами (проблема регуляторной гибкости)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПОРТФЕЛЬ, ПОРТФЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПОРТФЕЛЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.

7483

Перспективы внедрения и эксплуатации автономных транспортных средств в Украине

В.В. Червякова,

Т.И. Червякова

Статья посвящена исследованию проблем и перспектив внедрения и эксплуатации автономных транспортных средств в Украине.

Объект исследования – автономные транспортные средства.

Цель работы – исследование проблем внедрения и эксплуатации автономных транспортных средств в Украине.

Методы исследования – анализ, синтез, обобщение, систематизация.

В статье исследуются преимущества и недостатки автономных транспортных средств и их влияние на транспортное планирование. Приведена характеристика уровней автоматизации управления автомобилем. Выявлены преимущества и недостатки основных моделей эксплуатации автономных транспортных средств, определены их возможные пользователи. Отмечено, что автономные транспортные средства могут как предоставлять различные преимущества, так и вызывать различные проблемы и расходы. Исследованы требования к оборудованию и обслуживанию автономных транспортных средств, проанализированы затраты на их приобретение и эксплуатацию. Указано, что общая загруженность дорог, потребление энергии, выбросы и аварии будут зависеть от влияния технологии автономного движения на общие тенденции путешествий и развития городов. Много преимуществ и недостатков будет зависеть от того, как (каким образом) автономные транспортные средства будут влиять на общий пробег автомобилей. Установлено, что влияние автономных транспортных средств будет варьироваться также в зависимости от типов перевозок (грузовые; малые коммерческие; общественный транспорт; личные поездки на дальние расстояния; местные, пригородные и сельские поездки; местные городские поездки; поездки «неводителей»). Исследованы необходимые условия для внедрения автономных транспортных средств и особенности планирования дорожно-транспортной инфраструктуры. Установлено, что такие преимущества, как уменьшение загруженности дорог и парковок (сбережения на инфраструктуре), мобильность для людей с низким уровнем дохода (снижение потребности в общественном транспорте), повышенная безопасность, энергосбережение, сокращение загрязнения и т.п. будут существенными тогда, когда автономные транспортные средства станут массовыми и доступными по цене. Проанализирован уровень готовности Украины к использованию автономных автомобилей и предложены меры по обеспечению условий для появления и успешного функционирования автономных транспортных средств на украинских дорогах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АВТОНОМНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, электромобили, автоматизированное управление, совместные АВТОНОМНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, совместные АВТОНОМНЫЕ ПОЕЗДКИ.

8499

Маркетинговые исследования отношения пассажиров к ночным и дневным перевозкам железными дорогами Украины: практические результаты развития методологии

А.В. Бакалинский

Приведено обоснование подхода, способы усовершенствования методов и результаты маркетинговых исследований.

Объект исследований – отношение клиентов к услуге по перевозке пассажиров в дальнем сообщении ночными и дневными поездами железных дорог Украины.

Цели работы:

- определение величины и содержания потребительской ценности услуги по перевозке пассажиров железными дорогами Украины в дальнем сообщении;

- сравнение результатов двух подходов к исследованию отношения клиентов к услуге (традиционного и нового – тотального управления потребительской ценностью сервиса);

- определение направлений управленческого влияния на потребительскую ценность перевозок пассажиров железными дорогами Украины в дальнем сообщении.

Методы исследований. В трех фокус-группах проведены дискуссии о поездках железными дорогами Украины дневными и ночными поездами. По результатам сформирован список жертв и преимуществ, которые образовывают потребительскую ценность такой транспортной услуги. Перечень из 19 позитивных и негативных утверждений отражал все этапы поездки по железной дороге. На его основе разработана шкала Ликерта и форма для проведения интервью. На этой основе проведен опрос. Количество респондентов – 823. Выборка – случайная. Использованы два подхода к измерению потребительской ценности транспортной услуги, которые соответствуют традиционному и тотальному управлению ею.

Результаты подтверждают, что предвзятое отношение пассажиров к дневным перевозкам за пять лет их существования преодолено. Отношение клиентов железных дорог Украины к дневным перевозкам в дальнем сообщении лучше, чем к ночным. Полностью устраивают уровни жертв и преимуществ только пятую часть путешествующих как днем, так и ночью.

Во время исследований были предложены и опробованы такие улучшения: использование гистограмм потребительской ценности услуги, что делает понятным рыночную ситуацию в целом; подход и последовательность анализа желаний сегментов, что дало возможность определить направление и параметры управленческого влияния для создания предпосылок потребительской ценности определенной величины и содержания; представление структуры отношения клиентов к жертвам и преимуществам на лепестковой диаграмме; построение на лепестковой диаграмме векторов потребительской ценности услуг, которые конкурируют между собой.

Главный вывод – традиционный подход к управлению потребительской ценностью услуги, заключающийся в точечном влиянии на элементы жертв и преимуществ в надежде на поиск оптимума отношения всей совокупности клиентов, является неудачным. Когда несколько сегментов клиентов обслуживаются одновременно в общем пространстве, продуктивным является тотальное управление потребительской ценностью сервиса и соответствующие методы исследований.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДНЕВНЫЕ И НОЧНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, ДАЛЬНЕЕ СООБЩЕНИЕ, ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, ОТНОШЕНИЕ К УСЛУГЕ, СЕГМЕНТАЦИЯ, ТОТАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЦЕННОСТЬЮ УСЛУГИ.

100–111

Система инвестиционного контроллинга на автотранспортных предприятиях

В.В. Бойко,

Л.Г. Рябоштан

В статье обоснована роль и место системы инвестиционного контроллинга в системе управления автотранспортным предприятием. На основе критического анализа существующих подходов сформулирована концепция системы инвестиционного контроллинга предприятия, которая может быть использована на практике в качестве базы для разработки индивидуальной системы инвестиционного контроллинга предприятия автомобильного транспорта.

Объект исследования – инвестиционная деятельность автотранспортных предприятий.

Цель работы – на основе анализа современных теоретических подходов к формированию системы инвестиционного контроллинга и опыта отечественных автотранспортных предприятий обосновать основные элементы системы инвестиционного контроллинга и определить ее место в системе управления предприятием.

Методы исследования – общенаучные.

Обеспечение эффективности инвестиционного менеджмента требует создания системы инвестиционного контроллинга, которая в то же время является составляющей системы стратегического контроллинга предприятия. Главной целью инвестиционного контроллинга является обеспечение успешной реализации инвестиционной стратегии предприятия.

Внедрение системы инвестиционного контроллинга предполагает такую организацию деятельности по предоставлению независимых и объективных оценок эффективности инвестиционного планирования и контроля, анализа и учета, процесса принятия управленческих решений, которые уже используются на предприятии, которая должна способствовать получению высшим руководством обоснованной уверенности в достижении стратегических задач развития предприятия.

Общие принципы формирования системы инвестиционного контроллинга на предприятии зависят от организационной структуры инвестиционного менеджмента предприятия, которая интегрирована в организационную структуру управления предприятием.

Надо отметить, что объективно существуют ограничения для создания системы инвестиционного контроллинга, а именно: стоимость системы, стадия экономического развития и размер предприятия, квалификация персонала. Кроме того, система контроллинга инвестиций должна быть адаптирована к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, реагируя на ее изменения.

В зависимости от целей и выполняемых функций инвестиционный контроллинг разделяют на стратегический, текущий и оперативный. Принципиальное отличие между указанными направлениями контроллинга заключается в характере объектов планирования и контроля.

Выводы, которые имеют существенное значение для организации эффективного функционирования инвестиционного контроллинга на предприятии заключаются в следующем: инвестиционный контроллинг не заменяет функции управления инвестиционной деятельностью, а представляет элемент системы управления предприятием; целью инвестиционного контроллинга является предупреждение возникновения инвестиционных рисков и повышения эффективности инвестиционной деятельности; для обеспечения организационного единства процессов инвестиционного контроллинга и управления развитием предприятия постановка целей и задач инвестиционного контроллинга должна базироваться на определении и постоянном наблюдении за целями и направлениями развития предприятия, стратегий управления им в соответствии с конъюнктурой рынка.

Результаты статьи могут быть использованы для повышения эффективности всего процесса управления инвестиционной деятельности предприятия.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРОЛЛИНГ, СИСТЕМА ИНВЕСТИЦИОННОГО КОНТРОЛЛИНГА, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.

112–120

Концептуальные аспекты формирования мультимодальных перевозок в условиях глобализации

Л.Н. Волынец

В статье рассмотрены основные теоретические и практические аспекты формирования мультимодальных перевозок. Проведено обоснование мероприятий возможного развития мультимодальных перевозок и улучшения транспортной отрасли в Украине. Предложены методические положения развития мультимодальных перевозок в Украине.

Объект исследования – процесс международных перевозок груза.

Цель исследования – является формирование аспектов организации мультимодальных перевозок в условиях глобализации и обеспечения его дальнейшего устойчивого развития.

Методы исследования – методы экономического, системного и сравнительного анализа.

На основе проведенного анализа было доказано, что развитие мультимодальных перевозок в Украине является перспективным направлением формирования эффективной транспортно-логистической системы страны, а мультимодальные перевозки являются современной концепцией транспортировки грузов по логистическим принципу «от двери до двери». Доказано, что сегодня необходимо внедрение новых принципов формирования и координации государственной политики в области транспорта, создание условий для обеспечения контроля за качеством выполнения функций соответствующих органов исполнительной власти.

Прогнозные предположения по развитию объекта исследования – предложены методические положения развития мультимодальных перевозок в Украине. Формирование оптимальных аспектов доставки грузов на условиях взаимодействия различных видов транспорта позволит существенно сократить время и финансовые затраты на международные перевозки грузов, а также будет способствовать повышению экономического уровня развития страны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ, ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВИДОВ ТРАНСПОРТА, РАЗВИТИЕ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ.

121–132

Влияние цифровой экономики на экономическое развитие мира

И.С. Клименко,

О.В. Федорук

В статье рассмотрено понятие цифровой экономики; проанализированы компоненты цифровой инфраструктуры; исследованы угрозы внедрения цифровых технологий в транспортной отрасли; обоснована необходимость расширения доли цифровой экономики.

Объект исследования – цифровая инфраструктура страны.

Цель работы – определение влияния цифровой экономики на экономический рост экономики страны.

Методы исследования – абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход.

Расширение доли цифровой экономики и ускорение роста ВВП за счет цифровизации входит в круг приоритетных проблем глобального масштаба и активно изучается не только ведущими учеными-экономистами в Украине и мире, а также и правительствами экономически развитых стран, уважаемыми международными организациями, транснациональными корпорациями.

Цифровые технологии, услуги и системы смогут обеспечить рост и создание новых рабочих мест во всех отраслях экономики, начиная с самых традиционных предприятий и заканчивая новейшими высокотехнологичными производствами, которые появляются сегодня. Известно, что инвестиции являются основным фактором экономического роста. Они мультипликативно приводят к росту ВВП. Без достаточного объема иностранных инвестиций прогресс в развитии цифровых технологий будет не очень ощутим. Основные причины низкого уровня иностранных инвестиций по данным компании «Dragon Capital» такие: коррупция, недоверие к судебной системе, нестабильность национальной валюты и финансовой системы.

Сложная геополитическая ситуация и, как следствие, ослабленная экономика требует масштабных решений – диджитилизация может стать причиной экономического скачка. Постепенный переход на электронный учет и электронное управление, приобщение к международному онлайн-бизнесу – это не выбор, а необходимость.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, Цифровая ЭКОНОМИКА, Цифровая ИНФРАСТРУКТУРА, ИННОВАЦИИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.

133–139

Экономика и финансы как способ мышления и познания права

А.А. Козловский

Состояние финансов всегда является показателем того, как была раскрыта и осознанная специфика экономической ситуации в предыдущий период и насколько эффективно она была урегулирована специфическими финансово-правовыми методами. Критическое состояние государственных финансов свидетельствует о том, что эта познавательная задача выполняется неудовлетворительно: или по причинам неадекватного представления о реальном состоянии экономических процессов, или по причинам применения неадекватных методов регулирования.

Объект исследования – развитие финансовых отношений и, соответственно, финансового права в Украине.

Цель работы – анализ становления и управления гибких, нелинейных рыночных закономерностей, динамических и меняющихся, которые усложняются вместе с развитием самой экономики Украины.

Методы исследования – критический дискурс-анализ напряженного познавательного поиска, гносеологической интенсивности экономической мысли, юристов финансистов, государства и общества в целом.

Гносеологически-правовая интенсивность характеризует современный этап экономического развития Украины и в этом смысле можно утверждать, что познавательная компонента составляет саму основу, кислород, финансовых и финансово-правовых отношений общества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭКОНОМИКА, ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ, БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО, ГНОСЕОЛОГИЯ ПРАВА.

140–146

Методические подходы к оценке инновационного потенциала предприятия

Е.В. Комчатных

В статье рассмотрены существующие методические подходы к оценке инновационного потенциала предприятия, исследованы возможности их применения при оценке инновационного потенциала транспортных предприятий.

Объект исследования – современные методические подходы к оценке инновационного потенциала предприятия.

Цель работы – исследование современных методических подходов к оценке инновационного потенциала предприятия, выделение их преимуществ и недостатков, рассмотрение возможности адаптации в соответствии со спецификой деятельности транспорта.

Методы исследования – сравнение, обобщение, анализ и синтез.

Результаты исследования: проведен анализ существующих методических подходов к оценке инновационного потенциала показал, что на сегодняшний день нет общепризнанных принципов его оценки, а значит существует потребность в систематизации и основательной аргументации критериев и показателей инновационного потенциала предприятия, методики его оценки. Большинство исследованных методик имеют ряд недостатков, которые делают невозможным их использование в будущем, а именно: использование только результативного или ресурсного подхода при выборе критериев оценки инновационного потенциала предприятия; необоснованная количество и перечень показателей; слишком обобщенная или слишком детализированная оценка; высокий уровень субъективизма; необходимость привлечения сторонних консультантов для мониторинга. Кроме того большинство существующих методических подходов ориентируются на деятельность промышленных предприятий и не могут применяться к транспортным предприятий в связи со значительными различиями в специфике их инновационной деятельности.

Прогнозные предположения по развитию темы исследования – разработка методики оценки инновационного потенциала, учитывать особенности инновационной деятельности на транспортных предприятиях.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИННОВАЦИИ, ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, МЕТОД ТАКСОМОНИИ, ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ.

147–154

Использование имитационного моделирования в проектах развития туристической инфраструктуры

В.А. Кошарный

Целью исследования является анализ эффективности использования методов имитационного моделирования при проектировании объектов туристической инфраструктуры.

Объектом теоретических исследований являются объекты туристической инфраструктуры Одесской области.

Предметом исследования являются методы имитационного моделирования при разработке инфраструктурных проектов.

 В данной работе используются методы имитационного моделирования при разработке проекта коттеджного городка в Одесской области, в частности, методы прогнозирования, теория игр и критерии принятия решений.

 В статье рассматриваются и решены следующие поставленные задачи, как анализ туристического потока в Одесской области, его тенденции в будущем. Также рассчитаны риски при проектировании коттеджного городка. В работе широко используется анализ имитационных моделей, которые существуют и помогают в решении конкретных задач. А именно критериев Вальда, Сэвиджа, Гурвица и Лапласа. С помощью этих критериев была рассчитана оптимальное количество коттеджей которая необходима для строительства коттеджного городка в Одесской области. Применение критериев принятия решений показало, что, с точки зрения оценки будущих доходов и рисков на предприятиях, рекомендуется придерживаться описанных выше стратегии.

Пример строительства коттеджного городка, наведению в статье, и методы расчета экономической эффективности являются универсальными для любых проектов и может использоваться на данный момент на предприятиях при расчете снижения рисков при планировании проектов, а также при развитии туристических проектов с наименьшими рисками в будущем.

Проведенные расчеты позволяют более эффективно проводить оценку экономической эффективности бизнес-модели туристического проекта с учетом всех критериев прогнозируемого туристического потока и дают более точные результаты при принятии решений в производстве проекта в жизнь.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, МЕТОДЫ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ, ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, ТЕОРИЯ ИГР, КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.

155–160

Методика реинжиниринга бизнес-процессов с использованием технологии управления рабочим процессом

А.О. Нижник

В статье рассмотрен реинжиниринг, который затрагивает инновационный процесс, направленный как на производство новых продуктов и операций, так и на их реализацию, продвижение, диффузию. Поскольку конечной целью реинжиниринга являются нововведения, то реинжиниринг в более узком смысле является реинжиниринг инноваций. Относительная новизна технологических инновационных технологий и технологии рабочего процесса сделала разработку методологии реинжиниринга рабочего процесса сложной. Большинство существующей литературы из рабочего процесса и инженерии бизнес-процессов является фрагментированной и неполной. Поэтому было необходимо обобщить соответствующие идеи из различных источников и включить их в единую и всеобъемлющую методологию.

Объект исследования – реинжиниринг бизнес-процессов.

Цель исследования – изучение и обобщение методики реинжиниринга бизнес-процессов с использованием технологии управления рабочим процессом.

Методы исследования – абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход.

Результаты исследования: исследование посвящено методике реинжиниринга бизнес-процессов с использованием технологии управления рабочим процессом. Реинжиниринг рабочих процессов - методология, которая может быть успешно использована для совершенствования бизнес-процессов организации. Формы сбора данных и идентификации процессов значительно упростили определения процесса, обеспечивая, чтобы вся соответствующая информация была собрана из участников рабочего процесса. Реинжиниринг рабочих процессов является всеобъемлющим, охватывающим процессом совершенствования процесса по выявлению необходимости изменений в окончательной реализации и поддержки усовершенствованного рабочего процесса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, УПРАВЛЕНИЕ, РЕИНЖИНИРИНГ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА, МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.

161–167

Обеспечение контроллинга в системе управления предприятием

Н.М. Соколова,

Б.И. Яценко

Статья посвящена разработке научно-методического обеспечения контроллинга на предприятии, назначением которого является выявление, оценка, анализ и обезвреживания опасных ожидаемых угроз внешней и внутренней среды в процессе реализации планов предприятия путем выработки своевременных корректирующих мероприятий. Теоретической основой стали концептуальные основы исследований по повышению управления на основе контроллинга.

Практическим результатом являются разработанные модели контроллинга, которые включают модель экспертной оценки угроз внешней и внутренней среды организации и модель оценки их количественного влияния ожидаемых угроз на контрольные точки реализации стратегии.

Получил дальнейшее развитие понятийный аппарат контроллинга за счет определения его как обособленной управленческой деятельности, предметом которой является координация планов предприятия на этапе их реализации. Определено, что контроллинг в системе управления совершенствует функцию стратегического надзора, направленного на выявление и предотвращение ожидаемых угроз деятельности предприятия.

Ключевые слова: контроллинг, система контроллинга, внутренние угрозы, внешние угрозы, процесс реализации стратегий, стратегический надзор, координация, мониторинг, управленческий учет, контроль.

168–174