Вісник Національного транспортного університету, Науково-технічний збірник,

Випуск30, 2014, Частина2: Серія«Економічні науки»

Название статьи

Автор(ы)

Аннотация

Стр.

Перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в Украину

Н.К. Амеліна, О.М. Тарануха

В статье проанализированы размеры привлечения прямых иностранных инвестиций в Украину за последние годы. Прямые иностранные инвестиции рассматриваются в качестве экономической стратегии, которая принимается для инвестирования нового вида деятельности. Приведены сильные и слабые стороны Украины для стран-инвесторов.

Объект исследования прямые иностранные инвестиции в развитие экономики страны.

Цель работы изучение влияния инвестиций, исследование и анализ возможностей привлечения инвестиций в Украину.

Увеличение потоков прямых иностранных инвестиций в Украину в последнее время значительно замедлился. Это связано, в первую очередь с общим экономическим спадом и тяжелейшим экономическим кризисом в стране. Кроме экономического спада, неэффективная и коррумпированная система, сложность законодательства и его регулирования, некачественное исполнение контрактов и плохое управление представляют собой тяжелые преграды для инвестирования. И это, не считая того, что страна имеет большой внутренний рынок, сельскохозяйственный потенциал, энергетические и минеральные ресурсы и обладает стратегическим географическим положением, что делает ее центром транзита в Европе. Основными преимуществами Украины для осуществления инвестиций в ее развитие можно считать то, что Украина является одним из крупнейших рынков в Европе с 47 миллионами потребителей и имеет наиболее динамичный рост ВВП в Европе. Кроме того, Украина находится на четвертом месте в мире, с точки зрения специалистов в высокотехнологичном секторе и имеет высокий уровень образования и очень удачную систему образования. Но, несмотря на существующие преимущества, в Украине есть и слабые стороны. Это, прежде всего, небольшое количество поддержки, предоставляемой иностранным инвесторам по закону, слабость национальной нефтяной компании, финансовое положение и постоянные риски страны в неспособности оплачивать газовые счета. Сюда же можно отнести политическую нестабильность и вооруженные внутренние конфликты, высокий уровень инфляции и коррумпированность, низкий уровень защиты инвестора. В целом, Украина, к сожалению, не имеет стабильной политики по отношению к иностранной инвестиционной помощи. Непредсказуемость решений иногда вызывает удивление со стороны стран-инвесторов. Все это лишний раз подчеркивает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций в развитие экономики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНВЕСТОР, ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ, ИНДЕКС ЗАЩИТЫ ИНВЕСТОРА, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ.

003-009

Электронное администрирование НДС

Н.В. Антоненко, В.С. Хоменко

В статье осуществлен анализ законодательных изменений на предмет недостатков, которые могут возникнуть при функционировании системы электронного администрирования НДС в будущем.

Объект исследования проблемы электронного администрирования налога на добавленную стоимость.

Цель работы – исследовать новый механизм, выделить определенные проблемы, которые могут возникнуть в связи с внедрением новых норм.

Метод исследования общенаучный метод теоретического обобщения, наблюдения, абстрагирования, формализации, анализа.

В результате исследования было выявлено, что Закон не дает четкого ответа на определенные вопросы, содержит неясности и нуждается в совершенствовании. Исследуемый Закон имеет целью несколько направлений реформ, основные из которых заключаются в следующем: 1) переход от бумажной к электронной отчетности НДС; 2) автоматическое открытие НДС-счетов всем плательщикам НДС. Каждые нововведения имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Новый механизм налогообложения НДС будет состоять из трех составляющих: во-первых, это электронный реестр налоговых накладных, во-вторых, в банке автоматически и бесплатно будут открыты счета всем плательщикам НДС, в-третьих, будет действовать база данных таможни по информации об импорте и экспорт товаров.

Реализация данного закона требует внесения изменений и дополнений в целый ряд нормативно-правовых актов Украины и Налогового кодекса Украины. Каждые нововведения имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Исследуя новый механизм, мы выделили определенные проблем, которые могут возникнуть в связи с внедрением новых норм.

В статье доказано, что достаточно большое количество введенных механизмов является положительным шагом в сфере администрирования НДС. Ожидается, что инновация станет системным решением для контроля начисления, уплаты и возмещения НДС.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДОКУМЕНТООБОРОТ, ЭЛЕКТРОННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ, НДС СЧЕТА, ВВЕДЕНИЕ, НОВШЕСТВА, МЕХАНИЗМ.

010-015

Проблемы реформирования бюджетной системы Украины

Л.М. Бабич

В статье исследовано основные проблемы реформирования бюджетной системы Украины и проанализированы особенности формирования доходов и использования расходов местных бюджетов.

Объект исследования – процессе формирования и использования средств сводного бюджета Украины.

Цель работы – разработка мероприятий по совершенствованию механизмов формирования и использования средств на всех уровнях бюджетной системы Украины.

Методы исследования – аналитический, структурных оценок, балансовый.

Результаты статьи могут быть использованы при совершенствовании положений бюджетного законодательства Украины.

Прогнозные предположения – поиск оптимального сочетания экономических интересов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ, МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ, ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, РАСХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, СВОДНЫЙ БЮДЖЕТ, МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ.

016-022

Содержание понятия «стоимость предприятия»

В.В. Бойко,
Н.В. Любарская

В статье проведен анализ подходов к определению понятия «стоимость предприятия» и предложено авторское определение данного понятия.

Объект исследования – стоимость предприятия.

Цель исследования – определение содержательного аспекта понятия «стоимость предприятия» путем устранения неоднозначности взглядов в его трактовке.

Метод исследования – сравнительный анализ подходов к определению понятия «стоимость предприятия».

В статье определено, что предприятие, как особый вид товара, может рассматриваться с позиции бизнеса или имущественного комплекса. Предложено рассматривать «предприятие» на базе целостного имущественного комплекса, способного приносить выгоду его владельцу.

Проанализированы исторический аспект определения категории «стоимость», что отражено в трудовой теории, теории предельной полезности и теории взаимодействия спроса и предложения. Установлено, что стоимость может рассматриваться как: общественно-необходимые затраты, потребительская ценность и равновесная цена.

Проведено сравнение между схожими по смыслу понятиями «стоимость», «цена», «ценность», «полезность», уточняющий объективную основу этого показателя и позволяет менеджерам использовать его как критерий эффективности в сфере управления предприятием.

На основе сделанных выводов представлено авторское определение понятия «стоимость предприятия»

Результаты статьи могут быть внедрены для управления предприятиями автомобильного транспорта на основе критерия стоимости.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: стоимость, предприятие, бизнес, ценность, полезность, цена.

023-029

Разработка системы мероприятий стабилизации гривны

И.В. Горобинская, Ю.Ю. Зелинский

Cтаття посвящена рассмотрению вопроса стабилизации денежной единицы Украины. Отсутствие внедрения действенных мероприятий денежно-кредитного регулирования будет иметь следствием дальнейшее обесценивание денежной единицы, углубления кризисных явлений, ухудшения уровня жизни.

Объектом исследования является национальная валюта.

Цель исследования – разработка системы мероприятий по стабилизации отечественной денежной единицы на основе ликвидации или уменьшения рисковых факторов, которые ухудшают положение гривни.

Методы исследования – сравнительный и экспертный анализ, диалектический метод, методы экономического, исторического, логического и системного анализа и синтеза.

В ходе исследования проанализирована совокупность структурных и конъюнктурных факторов, которые ослабили положение национальной денежной единицы, разработана программа мероприятий по предотвращению в будущем валютной нестабильности. Проведена оценка постепенного обесценивания гривни в течение последних лет, проанализированы имеющиеся проблемы и текущее состояние валютного и денежно-кредитного рынков. Предложенный план мероприятий стабилизации гривни должен содержать такие основные направления по изменению системы экономических отношений для предотвращения нестабильности национальной валюты : взвешенная политика центрального банка, проведения структурных изменений в экономике, борьба с незаконным выводом средств из страны, збалансування бюджета, ответ на новые вызовы в валютном регулировании.

Выводы – обеспечение развития национальной экономики авторами связывается с реализацией системы мероприятий в нескольких основных направлениях: регуляторной политике Национального банка, бюджетной политике государства, борьбе с оттоком капиталов, проведением структурных изменений в экономике, системе валютного регулирования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА, ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА, ДЕВАЛЬВАЦИЯ, СТАБИЛИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

030-039

Cтратегии обеспечения конкурентоспособности предприятий

Д.А. Джураева

В статье определены эффективные стратегии для обеспечения конкурентоспособности предприятий.

Объектом исследования является процесс управления конкурентоспособности предприятия.

Целью данной работы является определения эффективных стратегий обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Методами исследования является метод синтеза и анализа и логико–теоретическое обобщение.

Выяснено, что сегодня отсутствует  единая стратегия обеспечения конкурентоспособности предприятия. Результаты анализа работ, зарубежных и отечественных ученых, позволили выявить основные стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия. Эффективной есть стратегия обеспечения конкурентоспособности предприятий, планирования которой основывается на иерархическом подчинение «сверху-вниз» с учётом обратной связи между членами разных уровней принятия решений.

Результаты могут использоваться для разработки эффективных стратегий обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования – разработка стратегии обеспечение конкурентоспособности предприятий определенного вида деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕХАНИЗМ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ, КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА, СТРАТЕГИЯ.

040-043

Международные логистические системы в условия глобализации.

Д.В. Дорошкевич, Е.М. Мокин

В статье проведен осмотр и анализ основних понятий международних логистических систем и особенностей их функціонирования в условиях глобализации.

Объект исследования – международние логистические системы.

Цель работы – проанализировать и определить основные тенденции функционирования международных логистических систем в условиях глобализации.

Метод исследования – системный анализ.

     В современных условиях развития предпринимательской деятельност Украины появляется острая необходимость обратить серьезное внимание на оптимизацию своей деятельности потому, что всё в большей степени в стране укореняется принципы рыночного отношения, усиливается конкуренция. В контексте особое значение имеет создание систем, которые позволяют повысить эффективность управления материальными потоками, что облегчает ведение предпринимательской деятельности. Резервы повышения конкурентоспособности в сфере производства для многих украинских предприятий, практически исчерпались. По этому, необходимо больше внимания уделять оптимизации процессов, связанных со сферою оборота. В целом, эту проблему можно определить как формирования конкурентных преимуществ через сокращение логистических расходов и улучшению качества обслуживания на основе создания эффективно функционируемых логистических систем.

Успешно функционирующее предприятие в качестве одного из аспектов своей стратегической деятельности обязательно нарушает вопрос про виход на внешние рынки. Тем болем, в эпоху глобализации мировой экономики, которое характеризируется созданием единого общемирового пространства и созданием единого рынка производства и распределения материальных благ. Появление и скорое развитие международних логистических систем есть проявлением глобализации, процесса, который самым прямым образом цепляем экономіку и господарскую деятельность предприятий.

Результаты статьи могут быть исспользованы руководством транспортно-логистических компаний.

Прогнозные допущения касательно развития объекта исследований – разработка информационно-методичной модели функционирования логистических систем.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЛОГИСТИКА, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.

044-050

Исследование ценовой политики предприятий при удовлетворении сезонного спроса на перевозки

К.Л. Железняк, Е.А. Бакулич

Объект исследования – автотранспортные предприятия Николаевской области занятые на сезонных перевозках зерна.

Цель работы – исследование особенностей формирования цены на сезонные перевозки как такие, которые могут рассматриваться как новые услуги на рынке в конкретный период.

Метод исследования – сбор количественных показателей ценовых предложений для получения исходных данных и статистическая их обработка.

Результаты статьи и их новизна. Собраны статистические данные о ценах на услуги по перевозке зерна в Николаевской области и по результатам статистической обработки установлены количественные характеристики, которые описывают закономерность отклонении рыночных цен от средних.

Степень внедрения. На основе выполненных экспериментальных исследований было предложено стратегию определения цен на перевозку зерна для Николаевского предприятия "Орион-авто".

Взаимосвязь с другими работами. Проведенное исследование выполнено в рамках исследования по моделированию воздействия цены на продвижение транспортных услуг на рынке

Рекомендации по использованию результатов работы. Результаты проведенного исследования следует использовать при определении количественных параметров для определения цены при подготовке маркетинговой стратегии при внедрении новой услуги на рынке для более эффективной деятельности транспортного предприятия.

Область применения – предприятия транспортного комплекса.

Значимость работы и выводы. Таким образом установлено, что отклонение цены на рынке новых услуг от средней подчиняется экспоненциальной функции. Такой вывод дает основания для правильного формирования цены  в конкурентойй борьбе. Такой подход имеет явные признаки новизны.

Перспективы дальнейшего развития в данном направлении. Использование предложенного подхода к выбору маркетинговой стратегии предприятия в конкретных условиях повышает его конкурентоспособность и усиливает конкурентные позиции. В дальнейшем планируется проведение обобщающих оценок для определенных условий, что позволит их использовать для более широкого круга предприятий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МАРКЕТИНГ, ЦЕНА, ТРАНСПОРТ, услуги, спрос, СТАТИСТИКА, СЕЗОННОСТЬ.

051-056

Финансовое обеспечение предприятий дорожного хозяйства в условиях финансового децентрализации

О.В. Жулын

В статье исследованы формы финансового обеспечения дорожного хозяйства и предложен механизм комплексного использования традиционных и альтернативных методов финансирования предприятий дорожно-транспортного комплекса Украины в условиях финансовой децентрализации.

Объект исследования – финансовое обеспечение дорожного хозяйства Украины.

Цель работы – формирование механизма финансового обеспечения дорожного хозяйства в современных кризисных условиях и возможной финансовой децентрализации.

Метод исследования – методы экономического, системного и сравнительного анализа.

Результаты и их новизна – в статье исследованы формы финансового обеспечения дорожного хозяйства и разработан механизм его финансирования в современной ситуации и в условиях децентрализации. Определено, что дефицит финансовых ресурсов на строительство и эксплуатационное содержание автомобильных дорог обусловлен большой долей долговых обязательств в структуре расходов Дорожного фонда Украины. Поэтому, предлагается отказ от кредитной формы финансирования, а использование менее жесткого метода, а именно: привлечение бизнеса в финансирование дорожного хозяйства Украины путем государственно-частного партнерства. В развитых странах оно показало положительный социально-экономический результат для всех заинтересованных сторон: государства, инвестора и пользователей автомобильных дорог. Вместе с тем предлагается использование дополнительных источников и методов наполнения доходной части Дорожного фонда. Разработаны предложения по совершенствованию структуры и механизма управления дорожным хозяйством, станет предпосылкой эффективной организации финансов.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования – исследование и адаптация мирового опыта финансового обеспечения строительства, эксплуатации и содержания автомобильных дорог поможет сформировать эффективную модель финансирования дорожно-транспортного комплекса в Украине, что станет предпосылкой его развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ, ДЕФИЦИТ, ДОЛГ, РАЗВИТИЕ.  

057-065

Научные аспекты формирования туристического спроса

С.И. Иванчук

В статье описаны основные аспекты формирования туристического спроса как дефиниции в призме различных научных подходов.

Объект исследования - туристического спрос.

Цель работы - исследовать определения туристического спроса с точки зрения пяти научных подходов - экономической теории, психологии, географии, социологии и экологии и сформулировать авторское определение туристического спроса.

Метод исследования - анализ и обобщение.

При проведении научных исследований туристического спроса, необходимо пользоваться не только экономической наукой, но и ключевыми позициями психологии и географии. Это связано с разным представлением о потребности туристов в ученых разных отраслей. С точки зрения психологии, туристический спрос зависит от поведения путешественников и их мотивации. С точки зрения географической науки туристического спрос определяет общее количество людей, путешествующих желают путешествовать, пользуются соответствующими услугами вне традиционного места проживания и работы.

На основе проведенного исследования в данной статье предлагается модель дефиниции туристического спроса, основанная на пересечении научных мнений по экономической теории, психологии, географии, социологии и экологии с выделением факторов, оказывают наибольшее влияние на туристский спрос.

Результаты статьи могут быть использованы предприятиями туристической отрасли.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - разработка модели эластичности туристического спроса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТУРИСТИЧЕСКИЙ СПРОС, ДЕСТИНАЦИИБ ВИДЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО СПРОСА, ПОКАЗАТЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО СПРОСА

066-072

Реализация основных этапов производственной стратегии автотранспортного предприятия

В.Ю. Ильченко

В статье рассматриваются некоторые аспекты разработки и реализации производственной стратегии автотранспортного предприятия.

Объект исследования – производственный потенциал автотранспортного предприятия.

Цель работы – повысить эффективность использования производственного потенциала автотранспортного предприятия путем усовершенствования некоторых этапов реализации его производственной стратегии.

Методы исследования – общенаучный метод теоретического обобщения, наблюдения, абстрагирования, формализации, анализа и синтеза.

В результате исследования было выявлено, что основные направления маркетинговой деятельности разработаны относительно субъектов рынка в промышленности и их нельзя непосредственно перенести на производственную деятельность грузовых автотранспортных предприятий (АТП) в виду специфики автомобильного транспорта. Для повышения эффективности использования производственного потенциала АТП представлены этапы разработки и реализации производственной стратегии; предложен алгоритм, который позволяет управлять, как возрастом транспортных средств, так и его количеством в зависимости от избранной (инновационной, модернизирующей или стабилизирующей) производственной стратегии развития; показаны методы оценки уровня удовлетворенности потребностей и запросов потребителей.

Результаты статьи могут быть применены для улучшения использования производственного потенциала АТП, более глубокого понимания тенденций развития рынка грузовых автоперевозок, существующих потребностей и запросов потребителей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СТРАТЕГИЯ, АНАЛИЗ, МЕТОДИКА, ОЦЕНКА.

073-081

Электронная отчетность и «законные» ее пользователи в условиях современного информационно-коммуникационной среды

И.А. Карлова, А.И. Полищук

В статье приводятся преимущества и недостатки электронного способа предоставления отчетности с отдельным указанием, на примере других государств, возможной утечки информации из информационных баз данных, которые формируются контролирующими органами в условиях глобальной информационно-коммуникационной среды.

Объект исследования – отчетность, которую составляют все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности.

Цель работы – выявление угроз, которые несет с собой электронная форма предоставления отчетности предприятий и поиск предложений по их устранению в условиях конфликтной информационно-коммуникационной среды.

Электронная отчётность значительно облегчает работу бухгалтеров, а также госслужащих, однако нельзя забывать о тех угрозах, которые несет с собой глобальная коммуникационная среда, а также ограничение прав и свобод граждан на частную жизнь. Необходимо давать возможность альтернативного учета и предоставления отчетности для граждан. Это будет чуть дороже, но возможно. В условиях создания гуманного окружающего мира каждый сам должен выбрать, что для него лучше, а не за него это делать. Окружающий мир может удивить в любой момент.

Результаты статьи могут быть использованы для устранения возможных недостатков автоматизированного представления отчетности в режиме он-лайн.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: УЧЕТ, ЭЛЕКТРОННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ, ПОРЯДОК ПОДАЧИ ОТЧЕТНОСТИ, УГРОЗЫ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ.

082-089

Развитие международного экономического сотрудничества в системе национальной финансовой безопасности

Л.С. Козак, Е.В. Бондаренко, О.В. Федорук

В статье исследован механизм международного финансового и технического сотрудничества Украины с государствами и международными организациями, проанализированы стратегические направления сотрудничества с международными финансовыми организациями и привлечения международной технической помощи, определены общие принципы международного экономического сотрудничества Украины с Международным банком реконструкции и развития, Международным валютным фондом, Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком, Северной экологической финансовой корпорацией, Черноморским банком торговли и развития, проанализированы предпосылки предоставления макрофинансовой помощи Европейского Союза, обоснована необходимость развития международного экономического сотрудничества в системе национальной финансовой безопасности как одной из приоритетных задач внешнеэкономической политики Украины.

Объект исследования – процесс обеспечения экономической безопасности международного сотрудничества.

Цель исследования – усовершенствование механизма развития международного экономического сотрудничества в системе национальной финансовой безопасности.

Методы исследования – абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход.

В условиях преодоления негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса и необходимости возобновления экономического роста сотрудничество Украины с международными финансовыми организациями направляется на привлечение дополнительных финансовых ресурсов для реформирования национальной экономики, реализацию приоритетных системных и инвестиционных проектов. В современной системе международных отношений ресурсы международных финансовых организаций, при условии их эффективного использования, являются важным источником обеспечения реализации приоритетных проектов и задач социального и экономического развития, инструментом институциональных преобразований и международной интеграции. С целью стимулирования экономического развития первоочередное внимание следует уделить привлечению инвестиций и внедрению инноваций, ускоренному развитию производства продукции с высокой долей добавленной стоимости, внедрению в производство новейших технологий, обновлению производственных мощностей и инфраструктуры.

Результатом привлечения международной технической помощи и экономического сотрудничества с международными финансовыми организациями в частности должно стать развитие инновационного отечественного производства и увеличение в структуре национальной экономики доли высокотехнологичных производств; повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, улучшение условий для их доступа на внешний рынок; увеличение объема экспорта высокотехнологичной продукции и технологий; улучшение индекса диверсификации экспорта; увеличение количества отечественных предприятий, принявших участие и победивших в международных конкурсных торгах на выполнение работ и оказание услуг в рамках совместных с международными финансовыми организациями инвестиционных проектов; повышение объема привлеченных сельскохозяйственными товаропроизводителями кредитных ресурсов, уровня доходов и занятости сельского населения, конкурентоспособности и качества сельскохозяйственной продукции; повышение уровня социальной защищенности населения, качества предоставления социальных услуг, энергоэффективности и энергосбережения; усовершенствование системы пенсионного обеспечения; повышение уровня качества образования; рост доли профилактической и первичной медицинской помощи в структуре услуг по охране здоровья; улучшение диагностики, профилактики и лечения различных заболеваний; повышение уровня правовой защиты граждан и субъектов хозяйствования; гармонизация национального законодательства в области демократии, прав человека и верховенства права с европейскими стандартами, включая обеспечение гендерного равенства.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования – усовершенствование механизма обеспечения экономической безопасности международного сотрудничества.

Ключевые слова: международное экономическое сотрудничество, система национальной финансовой безопасности, международные финансовые организации, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Северная экологическая финансовая корпорация, Черноморский банк торговли и развития, международная техническая помощь, Фонд Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде, макрофинансовая помощь Европейского Союза.

090-103

Графоаналитический метод оценки инновационного потенциала предприятия

Е.В.  Комчатных

В статье определено место инновационного потенциала в общем потенциале предприятия, предложены перечень показателей и методология для его оценки.

Объект исследования – инновационный потенциал промышленных предприятий.

Цель работы – разработка принципиальных подходов для определения сущности и оценки инновационного потенциала промышленного предприятия на основе комплексной разработки теоретических, методических и практических вопросов обеспечения инновационной деятельности предприятий.

Метод исследования – анализ и синтез категории «инновационный потенциал предприятия».

Инновационный потенциал является подсистемой целостной системы (общего предпринимательского потенциала), в которой он взаимообусловлено взаимодействует с другими потенциалами предприятия и именно они формируют и образуют его уровень. То есть, с одной стороны инновационный потенциал входит в состав каждого из элементов общего предпринимательского потенциала, с другой стороны, каждая из составляющих потенциала предприятия обеспечивает его инновационную составляющую. Обобщив имеющийся опыт в теории и практике по оценке инновационного потенциала предприятия, мы предлагаем осуществлять его диагностику с помощью системы показателей по следующим направлениям: производственно-технологическому, кадровому, финансово-экономическому, научно-техническому, организационно-управленческому и маркетинговому. Для наглядности анализа считаем целесообразным использовать графоаналитический подход, который усматриваем в построении многоугольника инновационного потенциала предприятия на соответствующей диаграмме.

Результаты статьи могут быть использованы для оценки инновационного потенциала промышленных предприятий и поиска путей повышения его уровня.

Прогнозные предположения по разработке – приведенный перечень показателей и методология могут быть изменены или дополнены в зависимости от области применения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИННОВАЦИЯ, ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.

104-110

Дорожная отрасль в экономике Украины: принцип взаимодополнения и взаимодействия

Е.С. Левищенко

В статье проведен углубленный анализ взаимозависимости экономики и эффективного функционирования дорожного хозяйства страны.

Недофинансирование отрасли приводит к износу существующей дорожной сети и только частичной развития новых автомобильных дорог. Транспортно-эксплуатационное состояние подавляющего большинства автомобильных дорог Украины не отвечает современным требованиям по прочности и равенством и нуждается в улучшении в соответствии с социально-экономических потребностей государства и общества. Из-за недостаточного финансирования нарушаются межремонтные нормативные сроки, не имеет возможности осуществить техническое переоснащение дорожной отрасли, широко внедрить новые технологии, машины, механизмы, материалы и конструкции.

Зависимость дорожного хозяйства от развития экономики страны очевидна. Известно, что интегральным показателем экономического благополучия является ВВП. Но как раз расчет прямого воздействия автодорог на рост ВВП просто отсутствует. Причины две, и обе объективные.

Первая – двойственная экономическая природа инфраструктуры, которая не производит материальных ценностей, а производит услуги в виде общих, более благоприятных условий жизнедеятельности и хозяйствования. Вторая причина, по которой отсутствуют расчеты прямого воздействия дорог на рост ВВП – синергетика инфраструктуры в целом, и автодорог в частности.

Поэтому существует определенная «зона» законодательных решений по финансированию транспорта, ниже которых опускаться нельзя, так как это приводит к резкому спаду экономики, а выше подниматься не следует, поскольку недофинансирование других отраслей также приведет к негативным последствиям.

Объект исследования – дорожная отрасль как составляющая экономики Украины.

Цель статьи – исследовать взаимозависимость дорожной отрасли и экономики страны в целом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДОРОЖНАЯ ОБЛАСТЬ, АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, ЭКОНОМИКА, ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

111-115

Оценка эффективности производственного процесса предприятий автосервиса

Л.А. Литвишко, Н. В. Васьковская

В статье предложен метод оценки эффективности производственного процесса на предприятиях автосервиса.

Объект исследования – производственный процесс на предприятиях автосервиса.

Цель исследования – обобщение научных поисков и анализ уже существующих тенденций в производственном процессе предприятий автосервиса, определение эффективности производственного процесса на предприятиях автосервиса.

Метод исследования – анализ научно-теоретических наработок в данной области.

Организация эффективного производственного процесса на современных автосервисных предприятиях – это сложный процесс в котором должны быть учтены многие факторы. Среди них основные тенденции развития рынка услуг автосервиса в Украине: стремительный рост числа автотранспортных средств, среди которых много машин, как отечественного так и иностранного производства со значительным сроком использования, общая тенденция к росту объемов предоставления услуг; увеличение доли ремонтных работ по сравнению с профилактическими. Наличие этих тенденций свидетельствует о необходимости создания оптимальных условий для ускоренного развития рынка автосервисных услуг. Также к факторам, которые необходимо учитывать относятся такие недостатки автосервиса: низкий уровень производственно-технической базы большинства СТО, несовершенная система обеспечения запасными частями, большой объем услуг, который предоставляется теневым сектором экономики, низкий уровень информационного обеспечения автосервисных предприятий и др. Дальнейшие исследования и практические действия в направлении увеличения эффективности производственного процесса предоставления автосервисных услуг должны учитывать новейшие достижения в этой области, и организовывать их широкое воплощение в практику.

Результаты статьи могут быть учтены при организации производственного процесса на современных автосервисных предприятиях для повышения его эффективности.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования – поиск оптимальных путей организации производственного процесса, повышение его эффективности и разработка методов ее оценки.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АВТОСЕРВИСНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, УСЛУГИ СПРОС, ПОТРЕБИТЕЛИ.

116-123

Формирование финансовых ресурсов предприятий транспорта

Я.Я. Назаренко

В статье исследованные особенности формирования ресурсов предприятий транспортной отрасли. 

Объект исследования – теоретические аспекты формирования финансовых ресурсов предприятий транспорта.

Цель работы – исследование и определение роли финансовых ресурсов предприятий транспорта и формирование рациональной структуры источников финансовых ресурсов для продуктивного и стабильного функционирования предприятия.

Метод исследование – обобщение фундаментальных работ отечественных и зарубежных ученых экономистов в системе формирования финансовых ресурсов, диалектический подход, фундаментальные положения экономической теории, системно-логический подход к исследованию экономических явлений и процессов.

Сегодня в большинстве  предприятий нашей страны наблюдается недостаток финансовых ресурсов для финансирования своей деятельности. Особенно остро их нехватка чувствуется в период финансовых кризисов, когда предприятие не может обеспечить финансирования своей деятельности и своих обязательств. Под финансовыми ресурсами обычно понимают денежные средства предприятия, которые находятся в его распоряжении на постоянной или временной основе. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, а также привлеченных источников. К собственным источникам финансовых ресурсов относят: уставный капитал, амортизационные отчисления, стойкие пассивы, целевые взносы трудового коллектива, доходы и прибыли предприятия, от своей деятельности. В случае недостатка собственных и приравненных к ним средств для финансирования своей деятельности предприятие может привлекать внешние, долговые финансовые ресурсы.  Привлечены финансовые ресурсы предприятия формируются за счет полученных кредитов, паевых и других взносов, средств мобилизованных, на финансовых рынках.

В условиях экономических кризисов и хронического недостатка финансовых ресурсов для обеспечения текущей деятельности предприятиям транспорта необходимо особенно тщательным образом подходить к процессу формирования финансовых ресурсов. Во время их формирования целесообразно учитывать не только внешние факторы и особенности существующей экономической ситуации, но и факторы, какие связанные с особенностями функционирования предприятий транспорта и предоставления транспортных услуг, осуществлять тщательный контроль за процесс их распределения и использования.

Результаты  статьи могут быть внедрены в работе служб предприятий транспортного комплекса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РЕСУРСЫ, ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ, ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ.

124-130

Результаты экспериментального внедрения контроллинга в условиях предприятия

К. К. Софийчук

В статье изложены результаты экспериментальной реализации разработанных моделей контроллинга. Определены экспериментальным путем основные внутренние и внешние угрозы предприятия.

Объект исследования – процесс реализации финансовой стратегии предприятия.

Предмет исследования – выявление и количественная оценка влияния угроз среды предприятия на контрольные точки реализации финансовой стратегии.

Целью исследования является экспериментальное внедрение моделей контроллинга для выявления наиболее вероятных и опасных угроз предприятия и оценка их влияния на контрольные точки стратегии.                                   

Методы исследования – метод экспертной оценки и метод анализа иерархий.

Необходимость внедрения контроллинга обусловлена несовершенством действующих управленческих систем своевременного реагирования на изменения в среде. Для превентивного выявления и анализа угроз среды предприятия в процессе реализации финансовой стратегии была разработана модель экспертного выявления наиболее вероятных и опасных угроз и модель количественной оценки влияния угроз на контрольные точки реализации стратегии. Для апробации этих моделей был проведен эксперимент на автотранспортном предприятии, в процессе которого были выявлены наиболее вероятные и опасные угрозы внутренней и внешней среды, влияющие на реализацию стратегии. Полученные угрозы были включены в векторы наиболее опасных внутренних и внешних угроз. Элементы этих векторов были оценены с помощью модели количественной оценки, основанной на методе анализа иерархий. По результатам проведенной оценки было определено количественное влияние каждой отдельной угрозы на стратегию и разработан перечень корректирующих превентивных воздействий на стратегию.                   

Результаты экспериментального исследования были использованы в практической деятельности транспортного предприятия.                                              

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: контроллинг, ЭКСПЕРТНАЯ МОДЕЛЬ, метод анализа иерархий, УГРОЗЫ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО СРЕДЫ.

131-141

Использование зарубежного опыта формирования потребительской корзины в повышении качества жизни украинца

Н.П. Теслюк, И.В. Горобинская

Статья посвящена расчету «потребительской корзины», которая отвечала бы реальным условиям жизни. Исследование проводилось на примере среднестатистической семьи, которая состоит из двух работающих взрослых среднего возраста и одного ребенка – школьника.

Объектом исследования выступает методика расчета потребительской корзины товаров и услуг.

Цель исследования – разработка практических рекомендаций относительно оптимизации структуры потребительской корзины на основе расчета реального уровня прожиточного минимума в соответствии с европейскими стандартами жизни и обоснования необходимости изменения методики определения размера прожиточного минимума для обеспечения максимального соответствия стандарта реальной стоимости потребительской корзины товаров и услуг.

Методы исследования – сравнительный и экспертный анализ, диалектический метод, методы экономического, исторического, логического и системного анализа и синтеза.

В ходе исследования проанализированы разные подходы и методики относительно формирования прожиточного минимума, проведена сравнительная характеристика «потребительской корзины» в Украине и других странах, изучен опыт зарубежных стран относительно формирования «потребительской корзины» и сделаны выводы относительно несоответствия методики его формирования в Украине европейским стандартам жизни. В работе разработана оптимальная структура «потребительской корзины» в соответствии с европейскими стандартами жизни и рассчитан реальный уровень минимальных доходов, который должен обеспечить человеку достойные условия обитания и труда.

Выводы – исторический анализ европейских стран свидетельствует, что одним из эффективных инструментов выхода из экономического и социального кризиса есть само увеличение доходов населения. За счет увеличения потребления товаров и услуг происходит стимулирование производства, которое приведет к экономическому росту страны. Необходимо повысить сумму минимальной заработной платы, опираясь на обоснованный расчет статей расходов в методике формирования потребительской корзины с учетом реальных цен в экономике страны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА, ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ, МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА.

142-148

Повышение степени реализации стратегии предприятия автосервиса на основе совершенствования системы контроллинга

В.В. Червякова

Статья посвящена обоснованию взаимосвязи между уровнем зрелости контроллинга и степенью реализации стратегии на предприятии автосервиса.

Объект исследования – процесс реализации стратегии предприятия автосервиса.

Цель работы – обоснование взаимосвязи между уровнем зрелости контроллинга и степенью реализации стратегии на предприятии автосервиса.

Методы исследования – обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, графические.

Для оценки степени реализации стратегии предприятия автосервиса предлагается расчетное значение показателя реализации стратегии оценить по специально разработанной шкале. Предложено шкалу для оценки уровня зрелости контроллинга на предприятии автосервиса по степени реализации стратегии. Охарактеризованы степени реализации стратегии в зависимости от градации значений показателя реализации стратегии и уровней зрелости контроллинга на предприятии автосервиса.

Полученные результаты исследования могут применяться для диагностики эффективности реализации стратегии предприятия, определения направлений и необходимых мер по совершенствованию системы контроллинга, а также выявления и реализации резервов повышения степени реализации стратегии предприятия автосервиса для обеспечения его долгосрочного успешного функционирования в условиях высокой изменчивости современной экономической среды.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: контроллинг, предприятие автосервиса, СТЕПЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ, МОДЕЛЬ ЗРЕЛОСТИ контроллинга, ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ.

149-157

Новые направления повышения инвестиционной привлекательности вложения международных инвестиций в экономику Латвии

А.А. Чупайленко, Н.Ю. Беро

В статье выявлены проблемы повышения привлекательности международных инвестиций в Латвийскую экономику. Проанализированы опыт Испании и Болгарии в повышении международной инвестиционной привлекательности в этих странах за счет повышения привлекательности вложения инвестиций в недвижимость в обмен на предоставление временного вида на жительство, льготного налогообложения, упрощения процесса оформления и сокращения сроков предоставления постоянного места жительства. Рассмотрим возможность использования этого опыта в Латвии.

Объект исследования – рынок международных инвестиций в Латвийскую экономику.

Цель работы – разработка направлений повышения привлекательности международных инвестиций в Латвийскую экономику.

Метод исследования – статистический анализ показателей привлекательности международных инвестиций.

Исследования показали, что используя международный опыт, прежде всего Испании и Болгарии, можно повысить привлекательность международных инвестиций в Латвийскую экономику. Анализ условий получения вида на жительство с помощью метода ключевых факторов успеха позволяют сделать вывод, что Латвия может потерять преимущества первых лет предоставления вида на жительство по условиям инвестиций в недвижимость. Вперед могут выйти Испания и Болгария за счет упрощения условий получения вида на жительство. Основными направлениями повышения международной инвестиционной привлекательности вложения инвестиций в недвижимость в обмен на предоставление временного вида на жительство в Латвии могут быть: льготное налогообложение, упрощение процесса оформления и сокращения сроков предоставления постоянного места жительства. Важными факторами остаются тяжелые условия предоставления гражданства, в том числе – знания латышского языка для получения гражданства.

Результаты статьи могут быть использованы не только в Латвии для привлечения международных инвестиций, но и в условиях рыночного развития Украины.

Прогнозные предположения относительно развития объекта исследования – исследование путей привлечения международных инвестиций в экономику Украины.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ, НЕДВИЖИМОСТЬ, ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО, ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

158-169

Геоэкономические измерения мирового финансового кризиса

А. Ф. Бойко,
Н. В. Дулеба, Д. А. Бабина

Определение последствий мирового финансового кризиса и перспектив выхода из него требует отдельного исследования. Общие потери от падения фондовых рынков за год (август 2007 - август 2008) составили 16 трлн. долларов США. Рецессия затронула наиболее развитые страны и глобальную экономику в целом, привела к сокращению мирового ВВП в 2008г. на 2%, то есть почти на 1,5 трлн. долларов США.

Западная Европа вышла из рецессии во втором квартале 2013 года. Мировой ВВП вырос на 1,5 процента в 2014 и ожидается его уровень 1,8 процента в 2015 году. Повышение мирового ВВП наметилось в 2010 году, что произошло, прежде всего, за счет стран, где формируются новые рынки. В первую очередь речь идет о Китае, Индии, Бразилии, которые в нынешней ситуации приобретают статус главных локомотивов мирового экономического развития, что будет означать в перспективе постепенное перемещение экономических центров в другие регионы мира с соответствующими изменениями в структуре и географии глобального ВВП, международной торговли, инвестиций, финансовых ресурсов, миграции рабочей силы.

Глобальные перспективы ПИИ достаточно оптимистические. ТНК могут постепенно восстановить инвестиционные планы, хотя и умеренно. Тем не менее, рост 2013 – 2014 гг. не позволяет достичь уровня экономической активности 2008 г. в ведущих промышленных районах.

Основными сферами влияния антикризисной политики правительств является денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика, поддержка населения, банковской системы, реального сектора экономики. Механизм применения и набор антикризисных инструментов в каждой из стран мира отличается масштабами, направленностью, ранжированием по приоритетам и тому подобное.

Мировая экономика продолжает расширяться в течение 2014 – 2015 годов умеренно и неравномерно. Восстановлению мировой экономики также препятствует ряд неожиданных потрясений, таких как повышенные геополитические конфликты в различных регионах мира (в том числе в Украине). Рост мирового валового продукта оценивается в 2,6% в 2014 году, что немного лучше, чем рост на 2,5% в 2013 году, но ниже прогнозируемого уровня в 2,9%.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мировой экономический кризис, МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, антикризисная политика, глобальный кризис, ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

170-176

Теневая экономика и ее влияние на экономическую безопасность страны

А. Ф. Бойко, Н. В. Дулеба, И. А. Левицкая

Действующая в Украине система налогообложения имеет существенные недостатки, среди которых, прежде всего, следует отметить нестабильность налогового законодательства, частые изменения объектов налогообложения и правил расчета налогов, большое количество налоговых льгот, в совокупности нарушает принципы равенства и справедливости этого процесса.

Для уменьшения масштабов уклонения от уплаты налогов следует усовершенствовать налоговое законодательство; повысить уровень налоговой культуры и налоговой дисциплины; усилить борьбу с коррупцией; эффективно использовать налоговые поступления. Максимальное привлечение в национальную экономику средств, которые могут быть получены от детенизации экономики и легализации доходов, скрытых от чрезмерного налогообложения, в том числе, вывезенных за границу, возможно только в случае последовательной реализации государством комплекса мер, среди которых:

1. Создание условий для легализации занятости.

2. Содействие развитию банковской системы и обеспечение эффективной деятельности финансовых рынков.

3. Сокращение уровня монополизации производства и развития конкурентной среды.

4. Повышение эффективности государственного надзора и контроля за предпринимательской деятельностью путем применения экономических механизмов имущественной ответственности с одновременным ограничением полномочий государственных регуляторных органов административного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий.

5. Обеспечение прозрачности в деятельности исполнительной власти.

6. Разработка с учетом мирового опыта соответствующего правового обеспечения процесса, легализации амнистии доходов, полученных в результате сокрытия от чрезмерного налогообложения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: теневая экономика, уклонение от уплаты налогов, масштабы теневого СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ, КОРРУПЦИЯ, ПОСЛЕДСТВИЯ тенизации экономики

177-182

Модель поставки груза «точно в срок», которая учитывает продолжительность отдельных операций выполнения заказа

В.О. Хаврук, С.В. Пустовойтенко

В статье рассматривается вопросы управления запасами на основе модели поставки товаров «точно в срок». Модель представлена в виде функционального цикла, который включает пять операций: передача заказа, обработка заказа, комплектование заказа, транспортировка, доставка потребителю.

Объект исследования – система поставoк материальных ресурсов.

Цель работы – определение параметров математической модели поставки товаров «точно в срок», выяснение закономерностей и законов распределения времени выполнения операций поставки.

Метод исследования – анализ процесса поставки, формализация и статическая обработка данных продолжительности операций функционального цикла поставки.

Установлено, что основным параметром математической модели поставки «точно в срок» есть среднее время функционального цикла, при котором затраты на выполнение операций будут минимальными. Выяснено, что плотности распределения времени выполнения операций поставки асимметрические и отличаются от нормального закона – в качестве закона распределения принят закон распределения Релея.

Приводится методология расчетов основных параметров модели поставки «точно в срок», а именно: среднего значения времени выполнения каждой операции и времени выполнения заказа в целом, а также дисперсий распределения и среднеквадратичных отклонений продолжительности операций поставки.

Обоснована целесообразность установки продолжительности поставки, которая не должна превышать 14 дней, при оптимальной продолжительности 10 дней.

Результаты статьи могут быть использованы для разработки и внедрения системы поставки материальных ресурсов «точно в срок» любыми субъектами хозяйственной деятельности, в частности автосервисными предприятиями.

Прогнозные предположения относительно развития объекта исследования – поиск оптимальных способ доставки материальных ресурсов с минимальными сроками поставки и расширение сети надежных поставщиков.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АВТОМОБИЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ, ДИСПЕРСИЯ, ЗАКАЗ, ЗАПАС, ПОСТАВКА, ОПЕРАЦИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛЕЯ, СРЕДНЕКВАДРАТИЧНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ.

183-192