Название статьи |
Автор(ы) |
Аннотация |
Стр. |
Приближенное определение автоколебаний бокового относа колесной пары в прямых участках железнодорожного пути |
В.Г. Вербицкий, В.Н. Молчанов, И.И. Кульбовский, В.Н. Твердомед |
В статье рассмотрено влияние геометрии профиля колесной пары на поперечные автоколебания при движении по прямолинейному участку пути. Объект исследования - взаимодействие колесной пари и железнодорожного пути. Цель работы - определения влияния геометрии профиля колесной пары на поперечные автоколебания при движении по прямолинейному участку железнодорожного пути. Метод исследования - теоретическое дифференциальное описание движение колесной пары по железнодорожному пути. Из анализа нелинейной модели движения колесной пары определено влияние параметров нелинейного профиля (коэффициентов полинома 4-й степени, определяющего изменение радиуса катания при поперечном смещении колесной пары относительно нейтрального положения): коэффициенты при линейном и квадратичном мономах определяют критическую скорость прямолинейного движения колесной пары; два других коэффициента определяют амплитуды возникающих автоколебаний и размеры области устойчивости невозмущенного движения. Результаты статьи могут быть внедрены при определении допустимой скорости движения поезда в зависимости от профиля колесной пары и износа рельсов. Прогнозные предложения о развитии объекта исследования - поиск оптимальных условий взаимодействия колесных пар и железнодорожного пути. Ключевые слова: железнодорожный путь, колесная пара, критическую скорость, невозмущенное движение. |
005-011 |
Моделирование жизненного цикла команды проекта |
Ю.С. Грисюк, |
В статье предлагается построение жизненного цикла команды проекта с учетом мотивации и стимулирования ее участников за счет адаптации команды для выполнения новых проектов. Объект исследования - жизненный цикл команды проекта. Цель работы - разработка модели жизненного цикла команды проекта, которая обеспечивала бы эффективную работу ее участников путем стимулирования и мотивации. Методы исследования - графический, системный подход. Процесс формирования команды проекта обычно рассматривают как образование единого, целостного коллектива, способного эффективно достигать цель проекта. Значение командной работы по реализации проекта определяется в возможности получения синергетического эффекта от объединения групповых усилий, знаний и выработки групповых управленческих решений, т.е. в достижении состояния, при котором целое - больше, чем сумма его составных частей. Такая кооперация в работе персонала значительно эффективнее, чем конкуренция. Целесообразно рассматривать жизненный цикл проекта, как непрерывный процесс. Тоесть, ликвидация проектной команды должна быть началом создания новой с привлечением исполнителей предыдущего проекта, независимо от организационной структуры управления. Исходя из этого, целесообразно рассматривать и новую стадию цикла - адаптацию команды для выполнения новых проектов. Понимание жизненного цикла команды предоставит ее участникам и лидеру инструмент для оптимального восприятия и поведения на различных этапах функционирования, а участие команды в следующих проектах станет инструментом стимулирования и мотивации ее деятельности. Результаты статьи могут быть использованы руководителем проекта при управлении командой, а также для планирования работ в соответствии с жизненными циклами. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - возможность оптимального распределения работ в соответствии с жизненного цикла проекта и команды проекта. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КОМАНДА ПРОЕКТА, ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ, МОТИВАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА. |
012-021 |
Интеллектуальные информационные системы управления научными проектами |
В.Д. Данчук, Ю.С. Лемешко, Т.А. Лемешко |
В работе сформулированы научные основы разработки интеллектуальных синергетических информационных систем (ИС) управления научными проектами (УП) на примере единой ИС «Наука в университетах» (НУ). Объект исследования - процессы управления научными проектами. Цель работы - создание научных основ разработки интеллектуальных синергетических ИС управления научными проектами на примере ИС НУ для эффективного использования ресурсов и формирования портфеля наиболее перспективных проектов. Методы исследования - методы теории проектного менеджмента, теория анализа, моделирования и оптимизации процессов управления. Применение проектного подхода является одной из наиболее значимых составляющих, которая обеспечивает эффективность ведения бизнеса в условиях повышенного уровня конкуренции. С той же эффективностью, что в бизнесе, проектный подход можно применять при реализации научных проектов, если создать такие же конкурентные условия, которые действуют и на открытом рынке. Для этого предлагается изменить подходы к управлению научными проектами, в основе которых лежит заполнение анкетной формы на выполнение проекта, а не собственно проект в его общепринятом первичном понимании и принципы проектного менеджмента. Кроме того, предлагается глубокое переформатирование системы в рамках реализации распределенной корпоративной ИСУП. В результате таких изменений на глобальном макроуровне знания по управлению проектами становятся структурированными (системообразующими), конъюнктурными по отношению к внешним воздействиям и персонализированными по отношению к внутреннему воздействия. Таким образом, проявляется синергетическая суть предложенной ИС управления научными проектами. Полученные научные результаты исследований и предложенные решения могут быть использованы на практике для интеллектуального управления научными проектами. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - поиск нового эффективного подхода управления научными проектами. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРОЕКТ, СИСТЕМА, УПРАВЛЕНИЕ, СИНЕРГЕТИКА, ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ, ИСУП. |
021-027 |
Проектный подход к организации транспортного обслуживания массовых мероприятий |
А. М. Красноштан |
В статье предложено использование проектного подхода к транспортному обслуживанию массовых мероприятий. Объект исследования - процесс планирования и организации транспортного обслуживания массовых мероприятий. Цель работы - обосновать методические и практические рекомендации по использованию проектного подхода к планированию и организации транспортного обслуживания массовых мероприятий, а также выявление особенностей применения проектного подхода в этом случае. Метод исследования - анализ и синтез процесса планирования и организации транспортного обслуживания массовых мероприятий с применением проектного подхода. Проведение масштабных спортивных и социально-культурных массовых мероприятий требует надлежащей организации их транспортного обслуживания, которое само по себе является сложной системой, которая должна быть выделена в отдельный проект. Обоснована возможность применения проектного подхода к организации транспортного обслуживания массовых мероприятий. Приведенные особенности применения проектного подхода к реализации проектов транспортного обслуживания массовых мероприятий. Сосредоточено внимание на определенных сложностях, которые могут возникнуть при применении проектного подхода к транспортному обслуживанию и пути их преодоления и предотвращения. Проанализировано влияние проекта «общественный транспорт» на другие проекты, которые реализуются в рамках проведения массового мероприятия. Результаты статьи могут быть использованы при планировании и организации транспортного обслуживания массовых мероприятий, проведение которых планируется в Украине в ближайшей и среднесрочной перспективе. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД, УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ |
028-036 |
Применение методов исследования операций для выбора схемы доставки грузов |
Н.Т. Кунда, |
В статье предложен подход к определению целесообразности использования определённой технологии доставки грузов с привлечением методов исследования операций. Объект исследования - прямая и терминальная схемы доставки грузов. Цель работы - сравнение затрат на выполнение перевозки грузов по прямому варианту и через терминал. Методы исследования - аналитический,методы теории игр и статистических решений. Доставка грузов в автомобильном сообщении может осуществляться двумя технологиями: сквозной и терминальной. Сквозная, иначе прямая доставка, осуществляется одним транспортным средством без замены водителя. Перевозка грузов, осуществляемая через терминал, называется терминальной. Терминальную технологию используют для доставки мелких отправок много компаний и предприятий, поскольку она считается более прогрессивной в техническом и технологическом отношении. Однако известно много примеров, когда терминальная перевозка не является однозначно выгодной. Возникает вопрос: когда терминальная схема будет целесообразной? Условием эффективности перевозок через терминалы является уменьшение затрат на мелкопартионную перевозку в сравнении с прямым сообщением. Проанализированы затраты на доставку грузов по прямому варианту, включающие три составляющие, и также затраты на доставку грузов черех терминал, включающие пять составляющих. Представлены аналитические зависимости для определения затрат. На основании соответствующих им графиков определены затраты на доставку 1 т грузов при различных технологиях доставки, составлена матрица затрат и соответствующая ей матрица выиграшей. С применением математического аппарата теории игр, а именно модели игры с природой, определены оптимальные стратегии по критериям Лапласа, Вальда, Сэвиджа и Гурвица. Доказано, что терминальные перевозки более обоснованы для мелких партий грузов, перевозимых на небольшие и значительные расстояния, поскольку затраты меньше по сравнению с прямой схемой доставки. Таким образом, выполнено предварительное количественное обоснование оптимального решения, решена задача операционного исследования. Результаты статьи могут быть внедрены на автотранспортном предприятии для обоснования выбора схемы доставки грузов. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - поиск более совершенного метода определения целесообразности определённой технологии доставки. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТЕХНОЛОГИЯ ДОСТАВКИ, ТЕРМИНАЛЬНАЯ ПЕРЕВОЗКА, ПРЯМАЯ ДОСТАВКА, ЗАТРАТЫ, ИГРА С ПРИРОДОЙ, ОПТИМАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ. |
036-047 |
Wbs и obs структуры энергосберегающего проекта и эффективная последовательность выполнения энергосберегающих мероприятий |
Д.В. Маргасов |
В статье сформирована рациональная структура WBS и OBS энергосберегающего проекта, что поможет в дальнейшей оптимизации времени и стоимости энергосберегающих проектов и создании модели. Объект исследования - структура энергосберегающего проекта с последовательностью энергосберегающих мероприятий. Цель работы - формирование рациональной WBS и OBS структуры энергосберегающего проекта, проанализировав пошаговые действия, исполнителей и алгоритм таких проектов с определением последовательности энергосберегающих мероприятий, чтобы получить наибольшую экономию от внедрения при наименьших затратах времени. Метод исследования - анализ, синтез и моделирование структуры энергосберегающего проекта. Учитывая принципы эффективности в энергосберегающих проектах, найдена такая последовательность энергосберегающих мероприятий проекта, чтобы получить наибольшую экономию от них при наименьших затратах времени. Формирование WBS и OBS структуры энергосберегающего проекта позволило визуализировать этапы и работы в проекте, что дает возможность дальнейшего анализа процессов, формированию матрицы ответственности, когнитивной карты и самой модели энергосберегающего проекта. Определена еще одна из целей энергосберегающего проекта - это наиболее эффективная последовательность осуществления энергосберегающих мероприятий всего проекта до момента его финиша, если мероприятия не имеют приоритетности выполнения. Результаты статьи могут быть внедрены в создание модели управления энергосберегающих проектов. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - нерешенными остаются вопросы сравнения альтернативных вложений затрат на енергощадни меры, запаздывания на срок запуска и финиша проекта. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ, рациональная WBS И OBS СТРУКТУРА ПРОЕКТА, КАЛЕНДАРНО - СЕТЕВОЙ ГРАФИК РАБОТ, энергосберегающие проекты, ЭФФЕКТИВНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ энергосберегающих мероприятий, комплементарность. |
047-055 |
Системы автосервиса |
О.Д. Марков, |
Изложены результаты исследований эффективности автосервиса и его систем. Объект исследования: автосервис, его системы и факторы, влияющие на эффективность автосервиса. Цель работы: теоретическое обоснование понятия автосервиса и его систем и анализ факторов, влияющих на его эффективность. Дано определение понятия автосервиса, как инфраструктуры автомобильного транспорта. Раскрыто понятие авторизованного (фирменного, дилерского, официального, ОЕS - Original Equipment Service) и независимого (Automotive Aftermarket) автосервиса. Приведена характеристика систем автосервиса. Показана роль системы лоббирования интересов потребителей и поставщиков услуг. Показано, что эффективность автосервиса зависит от оптимальности инфраструктуры автомобильного транспорта, развития систем, форм их организации и взаимодействия. Результаты: 1. поддержка технического состояния автомобилей в эксплуатации практически полностью зависит от независимого автосервиса. Он занимает приоритетное, по сравнению с авторизированным, место и несет функцию профессиональной технической поддержки парка в период, когда его техническое состояние требует больших объемов глубинного квалифицированного вмешательства. 2. анализ систем автосервиса, форм их организации и взаимодействия является основой для построения эффективной системы автосервиса в целом, а также разработки теоретических основ создания, функционирования и развития этих систем. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АВТОСЕРВИС, СИСТЕМЫ АВТОСЕРВИСА, ПАРК АВТОМОБИЛЕЙ, СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. |
055-062 |
Системный анализ функционирования транспортно-логистической системы региона |
Е.П. Медведев |
В статье проведен системный анализ транспортно-логистической системы региона и представлены результаты расчета комплексной оценки ее функционирования. Объект исследования - транспортно-логистическая система Луганского региона. Цель работы - системный анализ и оценка функционирования РТЛС Луганского региона с помощью методики, которая базируется на создании системы нормативных показателей, которая позволит комплексно оценить эффективность ее функционирования в динамике и современном развитии. Методы исследования - системный подход, анализ и синтез, статистический, графический. Системный анализ функционирования РТЛС Луганского региона позволит представить достоверную оценку ее текущего развития, заложить основу для выдвижения гипотез о закономерностях и возможном неустойчивом состоянии системы, выявить причинно-следственные связи в дисфункциях управления системой, построить объяснительную и прогнозную модели ее функционирования и развития, что подчеркивает актуальность исследования. Результаты статьи могут быть использованы транспортными организациями и городской властью с целью развития транспортно-логистической системы региона, а также в учебном процессе при преподавании дисциплин профессиональной и практической подготовки. Прогнозные предположения относительно развития объекта исследования - усовершенствование механизмов функционирования региональной транспортно-логистической системы Луганской области. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РЕГИОНАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, АНАЛИЗ, НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ. |
063-068 |
Обеспечение качества испытаний асфальтобетонной смеси при определении ее зернового состава и количества битума |
В.В. Мозговой, А.М. Онищенко, С.А. Баран, |
В статье были проанализированы существующие методы определения зернового состава асфальтобетонных смесей, а также определения содержания битума. Было проведены лабораторные исследования по изучению качества испытаний асфальтобетонной смеси при определении ее зернового состава и содержания битума. Для этого определяли изменение зернового состава минеральной части асфальтобетонной смеси без добавления битума путем прокаливания в муфельной печи и сравнением с первоначальным составом минеральной части, определяли потери массы минеральной части асфальтобетонной смеси (без битума) после обжига, проверяли изменении состава асфальтобетонной смеси после выжигания. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЗЕРНОВОЙ СОСТАВ, КОЛИЧЕСТВО БИТУМА, АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ СМЕСИ, МЕТОД ВИЖИГАНИЯ |
069-076 |
Методология определения рациональной структуры зерновых уборочно-транспортных комплексов |
А.В. Петрик |
В статье предложена методология формирования оптимальной инфраструктуры транспортных систем в агропромышленном производстве при обслуживании зерновых грузопотоков. Объект исследования - организация и управление процессами транспортного обслуживания предприятий агропромышленного комплекса. Цель работы - улучшение технико-экономических показателей транспортной инфраструктуры при выполнении технологических перевозок зерновых грузов. Метод исследования - теория транспортных процессов и систем, теория массового обслуживания и экономико-математического моделирование перевозочных процессов. Транспортное обеспечение технологических перевозок зерновых груз возможно лишь при условии надежного функционирования созданных уборочно-транспортных систем. Решение таких задач требует ритмичной и бесперебойной работы уборочных агрегатов с соблюдением определенного уровня экономических показателей. Особенности выполнения технологических перевозок зерновых грузов предусматривают дифференцированное исследования форм транспортного обслуживания в зависимости от масштабов хозяйственной деятельности в интегрированных агропромышленных системах. Таким образом, совершенствование транспортного обслуживания зерновых грузопотоков является неотъемлемой составляющей и общей условием повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. С целью совершенствования транспортного обслуживания зерновых грузопотоков в работе изложены основные теоретические подходы для анализа тенденций развития выбранного направления производства. Указанная технология выполнения перевозочных процессов рассмотрена на примере функционирования многоканальной динамической системы с конечным числом степеней свободы. Созданные математические модели проведения сборочно-транспортных работ позволяют решать задачи ресурсного обеспечения транспортных систем различных хозяйственных структур. Полученные результаты позволяют предварительно оценить характер изменения технико-эксплуатационных показателей и уровень возможных расходов в транспортной системе, а числовые значения таких инфраструктурных показателей могут быть учтены при заключении договоров на транспортное обслуживание сельскохозяйственных предприятий. Таким образом, с использованием основных теоретических положений систем массового обслуживания разработаны математические модели работы уборочно-транспортного комплекса в агропромышленном производстве. Результаты статьи могут быть использованы для оптимизации инфраструктуры транспортных систем в агропромышленном производстве. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - создание оптимальной структуры уборочно-транспортного комплекса при обслуживании зерновых грузопотоков. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ, ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РАСХОДЫ, ЗЕРНОВЫЕ ГРУЗОПОТОКИ. |
077-085 |
Существующие проблемы по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах украины |
В.П. Полищук, |
В статье проанализированы существующие проблемы по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования Украины. В нашей стране проблема повышения безопасности дорожного движения в последние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую очередь, с бурным ростом автомобилизации, усовершенствованием дорожной инфраструктуры в ходе подготовки страны к проведению чемпионата Евро - 2012, выходом на рынок более мощных и скоростных автомобилей. Все эти приметы времени, характерные для стран с рыночной экономикой, где для перевозки грузов и пассажиров все шире используется автомобильный транспорт, породили ряд проблем, требующих безотлагательного решения. Особенно острым вопросом является проблема обеспечения безопасности дорожного движения странах. В настоящее время безопасность дорожного движения в Украине должна обеспечивать функционирование ряда ведомств и организаций, деятельность которых связана с совершенствованием дорожно-транспортного комплекса и условий дорожного движения, процессом управления, регулирования и контроля, а также распределением транспортных потоков по сети автомобильных дорог. В условиях ежегодного увеличения подвижного состава с каждым годом риск увеличения количества ДТП и тяжести их последствий может повышаться. Таким образом, целью работы является разработка методики прогнозирования количества погибших в ДТП из-за изменения уровня автомобилизации и выбора практических мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на основе исследования закономерностей изменения аварийности на автомобильных дорогах экономического района Украины. Ключевые слова: СЕТЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ УКРАИНы, СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВА ПОГИБШИХ В ДТП в связи с ИЗМЕНЕНИЕм УРОВНЯ автомобилизации. |
085-091 |
Определение путей для повышения безопасности международных перевозок опасных грузов |
Г.С. Прокудин, Н.Г. Босняк, |
В статье рассмотрены вопросы, связанные с разработкой мероприятий направленных на повышение безопасности международных перевозок опасных грузов. Проведен тщательный анализ факторов, влияющих на безопасность перевозки опасных грузов (ОГ) и, в частности, рассмотрены и учтены специфические особенности международных перевозок подобных грузов. Для предупреждения возможных негативных последствий при международной перевозке опасных грузов (ДТП, техногенных катастроф, экологических катастроф и т.п.) необходимо решать ряд задач, направленных на повышение безопасности перевозок. В частности, задачи предусматривают: - соответствующую организацию и управление перевозками; - регламентирование перевозок; - ликвидацию последствий возможных инцидентов. Рекомендуется значительное внимание уделить дальнейшему совершенствованию системы информации об опасности (СИО) груза для международных перевозок. Принимая во внимание то, что СИО в международных сообщениях предназначена для оповещения об опасности при движении транспортного средства с опасными грузами и с помощью которой можно быстро и эффективно определить меры по ликвидации последствий ДТП и других инцидентов. Учитывая их особую важность, разработанные рекомендации по усовершенствованию СИО должны касаться всех ее составляющих, то есть: а) информационной таблицы для обозначения транспортного средства; б) аварийной карточки системы информации об опасности для определения мероприятий по ликвидации последствий ДТП; в) информационной карточки системы информации об опасности для расшифровки кодов экстренных мер, указанных на информационных таблицах. Разработаны рекомендации по эффективному обеспечению условий безопасной международной перевозки конкретного вида опасного груза. Для этого учтены следующие вопросы: организация передвижения транспортных средств при перевозке ОГ; дополнительные требования к транспортным средствам, осуществляющим международные перевозки ОГ; дополнительные требования к водителям транспортных средств, перевозящих ОГ; требования к лицам, которые сопровождают ОГ; требования к системе информации об опасности. Предложенные направления дальнейших исследований. Для обеспечения безопасности опасных грузов в международном сообщении основные научные исследования авторов необходимо сконцентрировать в следующих направлениях: выбор подвижного состава; выбор тары; маркировка грузов; совершенствование СИО; определение безопасных маршрутов движения; согласование требований при перевозке различными видами транспорта для международных перевозок. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: БЕЗОПАСНОСТЬ, СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ ОБ ОПАСНОСТИ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ, ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ |
091-099 |
Развитие законодательной базы для осуществления государственно-частного партнерства в дорожной отрасли украины |
Ю.М. Бибик |
В статье проанализировано развитие законодательной базы по внедрению государственно- частного партнерства в Украине. Объект исследования - законодательная база Украины. Цель работы - изучение существующей законодательной базы Украины по привлечению частных инвесторов к развитию инфраструктурных объектов. Метод исследования - анализ законодательной базы Украины по внедрению государственно-частного партнерства в дорожной отрасли. Внедрение государственно-частного партнерства (ГЧП) является важным шагом для модернизации дорожной отрасли Украины, что в свою очередь повысит качество работ и создаст конкурентную среду. В статье проанализированы основные законодательные документы, которые будут способствовать дальнейшему развитию ГЧП (Закон Украины «О государственно-частном партнерстве», Закон Украины «О концессиях», Закон Украины «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог», Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка проведения расчета платы за эксплуатационную готовность автомобильной дороги, построенной на условиях концессии» и другие). Неудачный опыт внедрения ГЧП в 1999 и в 2002 годах, который был связан с несовершенством самих сделок, а также неспособностью имеющихся концессионеров обеспечить полное выполнение проектов и привлечения финансирования, не остановил развитие ГЧП и уже в 2013 году была продолжена работа по привлечению других дополнительных источников финансирования. Так на сегодняшний день утвержден перечень концессионных проектов по строительству автомобильных дорог, которые могут быть специально построены в соответствии с условиями концессионного договора для удовлетворения общественных потребностей. В целом в Украине создана достаточная и необходимая законодательная база, но есть ряд вопросов, которые необходимо усовершенствовать, в частности относительно распределения рисков, вопросы, связанные с бюджетом и государственными гарантиями, применением формул расчета государственной помощи или компенсаций, должна регулироваться подзаконными актами. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО, КОНЦЕССИИ, ИНВЕСТИЦИИ, финансирование, ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ. |
100-106 |
Интегрированные структуры в сфере транспорта и логистики |
Ю.С. Грисюк, |
В статье рассматривается целесообразность и направления интеграции предприятий транспорта. Объект исследования - транспортные предприятия. Цель работы - определить оптимальные направления и пути интеграции предприятий, предоставляющих услуги по пассажирским и грузовым перевозкам. Методы исследования - системный подход, методы принятия решений, факторный анализ. Одним из основных путей формирования и функционирования экономических субъектов на современном этапе является интеграция. На современном этапе развития экономики для многих компаний становится актуальным вопрос повышения собственной эффективности. Для каждого конкретного предприятия должна разрабатываться своя конкретная методика. Как известно, основными направлениями повышения доходности предприятия является - сокращение уровня расходов, выход на новые рынки, расширение сферы деятельности. Одним из шагов который позволит повысить эффективность предприятия сможет стать ее структурная перестройка за счет создания интегрированной структуры в рамках единой логистической системы. Основными причинами низкой эффективности деятельности многих предприятий в сфере транспорта и логистики, а также банкротства ряда из них является несоответствие методов управления, организационных структур, технологии производства и техники, объемов и качества производимых услуг, несовершенства методов поиска потребителей, способов конкуренции на рынке. Реорганизация должна быть обязательным элементом приспособленности к изменениям и рассматриваться как необходимый процесс, обеспечивающий повышение конкурентоспособности, эффективности функционирования, роста рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности. Объединение предприятий способствуют росту эффективности производства и улучшения условий функционирования рынков. Совершенствуя хозяйственные связи и возможности внедрения научно - технических достижений, объединения предприятий способствуют снижению затрат и росту прибыли. Рост эффективности предоставления транспортных услуг в рамках отдельных объединений ведет к росту эффективности отрасли, а затем и всей экономики. Создание интегрированных структур в области перевозок является сложной, затратной, но очень необходимой задачей. В области грузовых перевозок целесообразно проводить горизонтальную интеграцию на базе объединения перевозчиков в одном коммуникативно - управляющем пространстве. Оптимальным путем реорганизации предприятий пассажирского транспорта будет укрупнение путем присоединения к большим автотранспортным предприятиям малых перевозчиков на конкурсной основе с целью привлечения подвижного состава к существующей материально - технической базе. Укрупнение предприятий автомобильной отрасли путем их трансформации в интегральные структуры поможет существенно увеличить уровень безопасности перевозок и повысить уровень транспортных услуг, а также будет способствовать легализации перевозок и создавать условия для стимулирования деятельности частных перевозчиков в составе крупных автотранспортных предприятий. Результаты статьи могут быть использованы при исследовании и выборе направлений интеграции транспортных предприятий. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - возможность применения данной методики для углубленного анализа и расчетов эффективности проектных решений по выбору интегрированных структур в сфере транспорта. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНТЕГРАЦИЯ, УКРУПНЕНИЕ, ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, ЛОГИСТИКА. |
106-116 |
Эффективность внедрения государственно-частного партнерства на примере автодорожной концессии |
О.В. Жулын |
В статье предложены методы оценки эффективности реализации проектов государственно-частного партнерства в дорожном хозяйстве Украины на примере Большой кольцевой дороги вокруг Киева. Объект исследования - эффективность проектов государственно-частного партнерства на примере автодорожной концессии. Цель работы - оценить эффективность реализации партнерских проектов между государством и бизнесом с учетом особенностей дорожного хозяйства. Метод исследования - метод дисконтированных денежных потоков и дюрации, метод сравнительного анализа. Результаты и их новизна - исследованы и проанализированы определения эффективности проектов государственно-частного партнерства на примере автодорожной концессии с помощью трех основных методов оценки инвестиционных проектов: дисконтированных денежных потоков, расчета внутренней нормы доходности и дюрации. Именно комплексное использование этих трех методов позволит объективно оценить экономическую эффективность строительства и эксплуатации автомобильной дороги на условиях концессии, позволит выбирать наиболее целесообразный по социально-экономическому критерию проект и предотвратит возможные риски, в том числе финансовые. Проведена оценка экономической выгоды потребителя услуг, которая отражает суммарную экономию, которую он получает в случае проезда по автомобильной дороге, построенной на концессионной основе, по сравнению с альтернативной. Всесторонний финансовый анализ дорожных проектов будет способствовать не только определению рентабельности и эффективности проекта с точки зрения концессионера и государства, а оценке текущего и прогнозируемого финансового состояния автодорожной концессии и жизнеспособности проекта в целом. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства на примере автодорожной концессии является предпосылкой реализации инвестиционных проектов в дорожном хозяйстве Украины с максимальным социально-экономическим эффектом. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРОЕКТ, ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО, КОНЦЕССИОНЕР, ДИСКОНТИРОВАННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ, ДЮРАЦИЯ. |
116-123 |
Концессионные договоры, будущее для строительства автомобильных дорог украины |
Ю.А. Маковская |
В статье раскрыто мировой опыт внедрения концессионных договоров, и сделан анализ возможных проектов в Украине. Объект исследования - внедрения концессионных договоров. Цель работы - влияние внедрения концессионных договоров на строительство автомобильных дорог. Метод исследования - анализ мирового и государственного опыта внедрения концессионных договоров. Концессии является широко распространенной формой партнерства государственного и частного секторов, которую в Украине еще только планируется ввести. Опыт концессий транспортной инфраструктуры в Украине, включая дороги, все еще очень ограничен. Но если говорить о европейских странах, такие как Голландия, Болгария, Шотландия, Италия, Германия и др., то проекты ГЧП в них внедрялись успешно. Основными сдерживающими факторами на пути к развитию ГЧП европейцы называют: недостаточное развитие законодательной базы в этой сфере; политическое вмешательство; медленный процесс стандартизации, недостаточное обучение персонала государственного сектора. Основная цель использования частных концессий на автомобильные дороги это привлечение финансирования за счет частного сектора и наименьшие государственные инвестиции. Чтобы привлечь частный капитал концессия должна быть экономически жизнеспособной. Результаты статьи могут быть внедрены в осуществлении проектов ГЧП. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - возможность внедрения концессионных договоров в Украине. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КОНЦЕССИИ, КОНЦЕССИОННЫЕ ДОГОВОРА, КОНЦЕССИОННЫЕ ДОРОГИ, ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО. |
123-130 |
Теоретические аспекты долгосрочных контрактов на основе конечных показателей |
Н.М. Соколова, О.П. Канин, А.Н.Харченко |
В статье раскрыты вопросы определения теоретических аспектов внедрения долгосрочных контрактов, основанных на конечных показателях эксплуатационных качеств дорог в дорожной отрасли Украины.Объект исследования - долгосрочные контракты, основанные на конечных показателях. Цель статьи является определение теоретических аспектов долгосрочных контрактов, основанных на конечных показателях, и путей их применения в дорожных организациях Украины с учетом многообразия видов контрактов. Методы исследования - анализ и теоретическое обобщение мирового опыта внедрения долгосрочных контрактов. Анализ показал, что в современных условиях долгосрочные контракты по содержанию автомобильных дорог являются действенным инструментом сокращения расходов, роста производительности труда и повышения качественного состояния дорог. Долгосрочные контракты, основанные на конечных показателях состояния дорог (ДККП), коренным образом отличаются от контрактов подряда по видам работ, которые традиционно применяются в дорожном хозяйстве. ДККП - это тип контракта, в котором оплата работ по управлению дорожной инфраструктурой и ее содержание напрямую связана с выполнением или перевыполнением подрядчиком четко поставленных минимальных требований к качественным показателям качества состояния дорог. Реализация государственных инфраструктурных проектов с использованием ДККП предусматривает предоставление эффективных, надежных и своевременных услуг за согласованную постоянную ежемесячную оплату с соблюдением согласованных стандартов качества, в соответствии с законодательством и финансовой выгодой. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что развитие на практике долгосрочных контрактов на основе конечных показателей в дорожной отрасли Украины приведет к смягчению или даже устранения одного из главных экономических противоречий: позволит обеспечить экономический рост при сокращении государственных расходов, при этом государственные функции будут выполняться на более высоком уровне без ущерба национальной безопасности и социально - экономической стабильности. Результаты статьи могут быть использованы как теоретическая основа для разработки моделей и форм ДККП на содержании автомобильных дорог с последующим внедрением их в дорожной отрасли Украины. Существующая законодательно - правовая база позволяет обеспечить внедрение ДККП без существенных изменений совокупности базовых кодексов и законов Украины. Практическое внедрение ДККП требует соответствующих их сущности изменений нормативной базы дорожной отрасли. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДОЛГОСРОЧНЫЕ КОНТРАКТЫ, ТЕОРИЯ КОНТРАКТОВ, КОНЕЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. |
130-139 |
Методические аспекты повышения эффективности движения скоропортящихся товаров в цепях поставок |
О.Ю. Сопоцько |
В статье исследованы скоропортящиеся грузы как товары по экономической точки зрения, так как эффективное управление предприятием невозможно без исследования тенденций и закономерности функционирования рынка товаров и услуг, что непосредственно влияет на логистическую деятельность предприятия. Объект исследования − скоропортящиеся грузы. Целью работы является сформировать позицию того (сделать акцент на то), что продукт в процессе обмена становится товаром, при принятии продукта/товара к перевозке он становится скоропортящимся грузом, что важно при управлении предприятием, в контексте его логистической деятельности. Методы исследования − сравнение, анализ и синтез. Исследованы скоропортящиеся грузы как товары с экономической точки зрения, определено понятие продукт, товар, груз и скоропортящийся груз, определено место скоропортящихся грузов в общей классификации грузов, что дает основания для обобщения специфических потребностей при работе с таким видом грузов. Приведена классификация скоропортящихся грузов. Пользуясь вышеуказанными терминами и категориями доказано, что продукт в процессе обмена становится товаром, при принятии продукта / товара к перевозке он становится грузом, что важно при управлении предприятием, в контексте его логистической деятельности. Результаты статьи могут применяться при разработке эффективной модели управления логистическими системами в цепях поставок скоропортящихся грузов. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования − сближение национального законодательства с международным относительно определения термина «скоропортящийся груз». КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: «ПРОДУКТ», «ТОВАР», «ГРУЗ», «СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ГРУЗ». |
139-146 |
Сущность и основные стратегии антикризисного управления |
Т.С. Троцюк |
Данная статья направлена на исследование содержания понятия «стратегия» и определение основных видов стратегий, наиболее широко используемых в антикризисном управлении. Стратегическое управление на сегодняшний день является обязательным аспектом обеспечения успеха любого предприятия. Однако каждый исследователь данного направления пытается внести в науку свое понимание понятия «стратегия» и дать собственное объяснение видам стратегии. Основной целью статьи является исследование содержания понятия «стратегия» и определение основных видов стратегий антикризисного управления. В статье стратегия рассматривается не как возможность улучшения состояния предприятия, а как необходимость для стабильного существования и постоянного развития. Стратегия является основой деятельности предприятия, она разрабатывается на базе детального анализа внутренней структуры и внешней среды. Стратегия определяет основные направления и приоритеты деятельности предприятия, помогает адаптироваться в условиях постоянно меняющегося рынка. В статье были рассмотрены основные виды стратегий антикризисного управления, а именно: стратегия быстрого и эффективного обслуживания; стратегия сокращения административных расходов; лидерство по минимизации издержек производства; специализация на определенном виде продукции (услуг); специализация по типу покупателей; специализация на выбранном сегменте рынка; стратегия ориентации на более привлекательные направления деятельности; стратегия свободной ниши; стратегия высшего качества; стратегия слияния или приобретения; стратегия диверсификации; стратегия индивидуального имиджа; стратегия наступления; стратегия укрепления и обороны; стратегия немедленной ликвидации; стратегия «сбора урожая»; стратегия поворота; кризисный реинжиниринг. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СТРАТЕГИЯ, АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ДИВЕРСИФИКАЦИЯ, СЕГМЕНТАЦИЯ, КРИЗИСНЫЙ РЕИНЖИНИРИНГ. |
146-152 |
Особенности информационно-образовательных проектов в региональных программах обращения с отходами |
В.А. Хрутьба, |
В статье представлены результаты внедрения информационно-образовательных проектов в Региональных программах обращения с отходами. Целью работы является анализ результатов внедрения информационно-образовательных проектов в региональных программах обращения с отходами. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: - разработка креативного шаблона проекта проведение информационно-просветительских мероприятий по вопросам раздельного сбора бытовых отходов; - особенности управления проектом «Организация и проведение тематических лекториев, тренингов по вопросам обращения с бытовыми отходами»; - анализ мероприятий проекта; - результаты внедрения проекта. На основе креативного шаблона проекта проведение информационно-просветительских мероприятий по вопросам раздельного сбора бытовых отходов разработан и внедрен проект «Организация и проведение тематических лекториев, тренингов по вопросам обращения с бытовыми отходами». В результате которого проведено 5 лекториев и тренингов (мастер-классов) в соответствии с календарным планом, в которых приняло участие 257 учителей из 176 школ Голосеевского, Святошинского, Печерского, Шевченковского, Соломенского, Подольского, Деснянского, Оболонского, Дарницкого и Днепровского районов. К участию в мероприятиях были привлечены 15 преподавателей НТУ и 12 преподавателей Университета «КРОК», 45 студентов НТУ, 20 студентов Университета «КРОК», представители общественной организации « Зеленая библиотека» и Национального природного парка « Голосеевский «. Общее количество участников указанных мероприятий - 352 человека. Анализ результатов внедрения проекта дает основания утверждать, что образовательный проект целесообразно реализовывать в четыре этапа: общее ознакомление всех участников проекта одновременно со всеми учебными темами, выявление ценностных приоритетов участников по каждой из учебных тем, формирование учебных команд по критерию максимизации ценностей их участников, обучение сформированных учебных команд ценностно-ориентированными учебными программами. Результаты статьи могут быть использованы при реализации региональных программ обращения с отходами и для формирования информационно-просветительской составляющей данной программы. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР БЫТОВЫХ ОТХОДОВ, ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ. |
153-169 |
Проблемы разграничения функций и полномочий местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления |
Н.В. Щербатюк, С.В. Чичирко, |
В статье рассмотрены проблемы законодательного обеспечения взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, распределение полномочий между ними. Авторами предложены направления совершенствования механизма взаимодействия местных органов исполнительной власти и местного самоуправления. Объект исследования - полномочия органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти. Цель работы - определение основных проблем во взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления и обоснование направлений их решения. Поставленная цель обусловила решение следующих задач: 1) проанализировать понятие «компетенция» и «взаимодействие органов исполнительной власти с органами местного самоуправления»; 2) Исследовать проблему разграничения компетенций местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; 3) Выявить общие и особые проблемы в соотношении полномочий местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на различных территориальных уровнях; 4) Обосновать выводы и предложения по внесению изменений и дополнений в законодательную базу с целью усовершенствования соотношения полномочий местных органов публичной власти. Метод исследования. В основу методологии исследования положен комплексный подход, обусловленный многоаспектностью поставленных задач с использованием общенаучных методов (прежде всего, системного, логического и структурного). Для решения поставленных задач также использованы специальные методы: сравнительно-правовой и научного обобщения. Взаимоотношения между государственными администрациями и органами местного самоуправления влияют на развитие украинского демократического государства. Установлено, что от эффективности взаимодействия данных органов зависит улучшение уровня жизни населения, так как основной их задачей является решение вопросов местного значения. Выявлено, что при соотношении компетенции органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти имеет место дублирование, а иногда и полное их поглощение. Результаты статьи могут быть использованы для дальнейшего исследования соотношения полномочий местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: органы государственной власти, органы местного самоуправления, разграничение полномочий, компетенция, взаимодействие. |
169-177 |
Анализ критериев оценки эффективности контрактов государственно-частного партнерства |
Н.Ю. Шкаровская |
В статье рассмотрены и обобщены основные критерии оценки заключения контрактов государственно-частного партнерства в дорожной отрасли. Объект исследования - контракты ГЧП в дорожной отрасли. Цель работы - проанализировать основные критерии оценки для эффективного заключения контрактов ГЧП. Методы исследования - анализ литературных и статистических данных, системный анализ. Автором проведен анализ мирового опыта внедрения контрактов ГЧП и было обнаружено, что обеспечение эффективного взаимодействия государства и частных партнеров предполагает понимание, исследования и представления сущности основных критериев оценки заключения контрактов ГЧП. Привлекательность контракта должна определяться как для заказчика так и для частного инвестора и базироваться на технических и экономических показателях. Эффективность заключения контрактов ГЧП должна обеспечивать соотношение затрат и качественных результатов. Результаты и затраты могут носить сложный и многомерный характер и проявляться в различных количественных и качественных критериях. Критерии для оценки эффективности контрактов государственно-частного партнерства должны соответствовать следующим принципам: значимость, измеримость, однозначность, практичность, уникальность, результативность. Экономическим критерием обоснованности контракта ГЧП, является положительная чистая приведенная стоимость (Net Present Value), рассчитана на использование соответствующей экономической учетной ставки. Вопрос эффективности контрактов ГЧП рассматривают отдельно на стадии ex-ante (до подписания контракте - отбор и сравнение альтернатив, VfM - проверка) и на стадии ex-post (контроль выполнения контракта, соответствие проекта целям, заложенным в него государством). В течение 2010-2013 г.г. в Украине были приняты нормативные документы, методики и процедуры связанные с реализацией государственно-частного партнерства, но они не обеспечивают частного инвестора необходимыми гарантиями выполнения обязательств со стороны государства, создавая риски для эффективного выполнения контракта в целом. Результаты статьи могут быть использованы для разработки методики количественной оценки привлекательности контрактов ГЧП для заказчика и частного инвестора. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО, ГЧП, КРИТЕРИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ПРИБЫЛЬ, ДЕФИЦИТ СРЕДСТВ. |
177-184 |