Автомобільні дороги і дорожнє будівництво: Науково-технічний збірник. Вип. 87. - К.: НТУ, 2013. - 127 с.

Название статьи Автор(ы) Аннотации Стр.

Влияние площади бассейна стока на параметры eксфильтрацийних траншей

Бошота В.В.

В статье приведены результаты аналитического исследования параметров эксфильтрационных траншей (ЭТ) в зависимости от значения площади бассейна стока, полученные с помощью усовершенствованного метода гидравлического расчета ЭТ, учитывающего изменение во времени площади фильтрации и гидравлического уклона фильтрационного потока на выходе из сооружения. Получены графические и аналитические зависимости для определения относительной площади и коэффициента регулирующего объема ЭТ от значения площади бассейна стока. Увеличение площади бассейна стока приводит к росту относительной площади ЭТ, незначительному уменьшению коэффициента регулирующего объема, увеличению критической продолжительности дождя и времени полного опорожнения траншеи.

5–11

Противоэрозионный защиты при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

Гамеляк И.П., Гордиенко А.С.

Проанализированы основные факторы, влияющие на эрозию почв в Украине и способы противоэрозионной защиты. Рассмотрен метод расчета противоэрозионной защиты откосов с использованием геосинтетических материалов для защиты почвы от поверхностного размывания водой и выдувания ветром. Приведен алгоритм и примеры расчета при использовании полиамидных геоматов Enkamat® для противоэрозионной защиты откосов и склонов.

11–18

Исследование влияния скорости нагружения и ширины образца на механические свойства термоскрепленого геотекстиля

Дмитренко Л.А., Гамеляк И.П., Шатило Т.В., Строкач С.Л.

Рассмотрены методы испытаний современных геосинтентетичних материалов (ГМ). Для установления влияния параметров испытаний (скорости деформирования и ширины образца) на механические свойства ГМ, проведены испытания нетканых термоскрепленных геотекстиля Typar различных марок. Представлена ​​методика и результаты проведенных исследований. Разработаны программные модули в прикладных пакетах (Mathcad и EXEL) для расчетов предельной прочности и относительного удлинения при растяжение ГМ испытуемых при различных параметрах.

18–22

Расчет на прочность защитных железобетонных обойм безнапорных труб дождевых сетей от воздействия дорожного покрытия и давления тягача НК -80

Дубик А.Н.

Выполнен расчет на прочность защитных железобетонных обойм безнапорных труб дождевых сетей виадука терминала «Д» Международного аэропорта «Борисполь». Предложен алгоритм инженерного расчета свободно размещенной балки-обоймы на упругом основании методом начальных параметров с использованием гиперболо-тригонометрических функций. Для определения требовательной точности и достоверности результатов расчетов для различных граничных условий применен наиболее эффективный численный метод конечных элементов. Для этого по результатам инженерного расчета определяются параметры эквивалентного сечения балки-обоймы конечной длины и выполняются расчеты по МСЭ с различными схемами нагрузки по алгоритмам, выполненные в [1]. По полученным результатам расчетов сформулированы предложения для проектирования железобетонных обойм прямоугольного сечения для безнапорных труб с дождевой канализации различных диаметров.

23–28

Экологический подход при строительстве зданий и сооружений на насыпях

Ермакова И.А.

Рассматривается способы использования “хвостов”, как отходов при обогащении железной руды на горнообогатительных комбинатах. Предложен для устройства земляных сооружений новый материал, который состоит из 70% «хвостов» и 30% среднего суглинка. Показано, как с использованием этого материала решаются экологические, технические и экономические проблемы промышленности.

29–34

Метод гидравлического расчета нестационарных гидравлических процессов в блочных очистных сооружениях дождевых сточных вод

Жук В.М., Павлишин В.Г.

В статье разработан метод гидравлического расчета нестационарных гидравлических процессов в блочных очистных сооружений дождевых сточных вод (ОСДСВ) с байпасным трубопроводом при отсутствии устройств для регулирования расхода дождевого стока в зависимости от гидрографа притока дождевых вод и с учетом гидравлических взаимосвязей между всеми смежными элементами системы. Предложенный метод позволяет определять оптимальное с гидравлической точки зрения значение диаметра байпасного трубопровода. Для типичных блочных ОСДСВ с номинальной производительностью 30 л/с получены зависимости коэффициента регулирующего объема ОСДСВ от диаметра байпасного трубопровода и безразмерной продолжительности дождя.

35–41

Анализ состояния искусственных сооружений на территории полтавской области , построенных в начале ХХ века

Ильченко В.В., Слинчук П.Б., Сергеев А.С.

Проанализированы техническое состояние и особенности проектных решений искусственных сооружений на дорогах общего пользования на территории Полтавской области, построенных в начале двадцатого века.

41–43

О необходимости и способ контроля температуры поверхности аэродромов и автодороги

Кривенко Ю.Н., Белятинський А.А., Кривенко А.Ю.

Приведены результаты длительных измерений температуры поверхности покрытий взлетно-посадочных полос аэродромов. Установлены существенные отличия температуры поверхности покрытий от температуры воздуха, положенной в основу прогнозирования состояния покрытий и определения  сроков обработки  их химреагентами и методов очистки. Доказана надежность измерения температуры поверхности покрытий металлическими термосопротивлениями типа ТСП или ТСМ с приборами, широкоиспользуемыми в инженерной практике.

44–49

Моделирование вертикальных смещений грунтового массива в процессе его осушения

Кузло М.Т.

В статье выполнено математическое моделирования вертикальных смещений грунтового массива в процессе его осушения. Достоверность полученных решений подтверждено на конкретном примере. Чисельный эксперимент проведено после полной стабилизации уровня грунтовых вод, то есть когда произошло полное осушения грунтового массива.

49–56

О Нецелесообразности использования прибора В.С. Сиралева для определения коэффициента фильтрации песков в ДСТУ Б В.2.1 - 23: 2009 , и необходимость отказа от устройства " дренирующих " песчаных слоев в основе дорожных одежд автомобильных дорог

Литвиненко А.С.

Многолетний опыт лабораторного определения коэффициента фильтрации песчаных грунтов прибором КФ-00М свидетельствует, что этот прибор является наилучшим и ему не нужна замена для любых лабораторных испытаний, а использование песчаных грунтов и даже щебня в основании дорожных одежд автомобильных дорог больше вредит их прочности и надежности, чем защищает грунтовое основание от нежелательного увлажнения.

56–60

Оценка кавитационных характеристик поворотных регуляторов расхода

Малахов А.В., Рублев А.В, Старостин С.Н.

Проанализирована єкспрементально зависимость числа кавитации и конструкции регуляторасхода потока жидкости. Предложены выражения для оценки размеров каверны.

61–62

Влияние формы гидрографа на общей размыв под мостовыми переходами

Неило Я.В.

Отсутствие систематического наблюдения за реками требует от проектировщика мостовых переходов использовать другие доступные методы моделирования гидрографов для определения расчетных значений общего размыва. Определение влияния формы гидрографа на общий размыв даст возможность использовать наилучшую модель схематизации гидрографа и ускорить процесс проектирования.

63–66

Использование распределения Дирихле в вероятностных статистических методах исследования

Осяев Ю.Н., Брук Дуглас.

В статье рассмотрены основные методы обработки статистических данных  с помощью бета-распредения, обобщением которого является распределение Дирихле

67–70

К оценке синхронности колебаний годового стока рек

Петрович В.В., Артеменко В.А.

Исследованы общие тенденции в поведении временных рядов среднегодовых расходов воды рек на достаточно крупных интервалах времени.

71–79

Особенности учета поступления количества влаги в дренажные конструкции при оттаивании грунта земляного полотна

Савенко В.Я., Славинская Е.С., Усиченко А.Ю., Стежка В.В.

В статье приведены результаты расчетов наджодження влаги в дренажную конструкцию при оттаивании грунта земляного полотна для выбранной дорожной конструкции для климатических условий г. Киева, проанализированы соответствие полученных результатов требованиям нормативных документов.

79–85

Математическая модель разветвленного потока в зоне влияния мостового перехода с групповыми отверстиями

Савенко В.Я., Славинская Е.С., Козарчук И.А.

В статье проанализированы проблемы математического моделирования гидродинамики открытых потоков. В статье предложена двумерная модель гидродинамики разветвленных речных потоков. Исследуется метод расчета вторичных течения поперечной циркуляции в зоне разветвления на основе двумерной модели движения жидкости. Предлагается использовать k–ε модель для замыкания уравнений переноса двумерной модели. Делается вывод о целесообразности использования алгебраических соотношений для турбулентных напряжений.

85–90

Определение эффективности использования геотекстиля в дорожном строительстве посредством распределения Дирихле

Слепец А.В.

В статье рассмотрены основные методы обработки статистических данных характеристик геотекстильного материала и предложен метод, основанный на использовании многопараметрического распределения Дирихле.

91–94

Анализ методов очистки сточных вод с поверхности автомобильных дорог в инженерных сооружениях

Сорочук Н.И.

В статье рассмотрены механические, химические, физико-химические и биохимические методы очистки сточных вод с поверхности автомобильных дорог, которые широко применяются в настоящее время в Украине и зарубежных странах. Проанализированы преимущества и недостатки методов очистки поверхностных стоков, взаимодействие сооружений для очистки сточных вод с окружающей природной средой, с естественным ландшафтом. Предлагаются мероприятия, которые обеспечивают экологическую безопасность и эксплуатационную надежность автомобильных дорог в условиях образования поверхностных сточных вод.

94–100

Критериальное уравнения остаточного размыва

Ткачук С.Г., Башкевич И.В.

В данной работе представлены рекомендации по определению длины зоны сжатия в верхнем бьефе мостового перехода и коэффициента сжатия потока под мостом для остаточного размыва.

100–103

Особенности учета гидростатического давления в проектировании фундаментов мостовых опор

Ткачук С.Г., Евсейчик Ю.Б., Медведев К.В.

В работе на основе двухфазной модели грунта К.Терцагі показано, что при расчете фундаментов мостовых опор, которые стоят на водонасыщенных грунтах влияние выталкивающей силы воды (силы Архимеда), действующей на подошву фундамента опоры учитывать следует только при определенных условиях, приведенных в статье.

103–108

Виды волн и построение кривой свободной поверхности при прорыве плотины

Ткачук С.Г., Матвеева К.Ю.

В данной статье рассматриваются разные виды волн, их отличительные особенности и характер распространения, также приведены примеры случаев, когда некоторые из них могут возникать. Предложен метод построения графика кривой свободной поверхности при прорыве дамбы и приведён пример.

109–111

Результаты математического и численного моделирования нагрузок на круглые водопропускные трубы в земляном полотне

Чечуга А.С., Каськив В.И., Каськив С.В.

Выполнено моделирование работы железобетонной водопропускной трубы в теле насыпи при помощи математического и численного моделирования. Определено рациональные конструкции труб (на жестком и нежестком основании) в зависимости от высоты насыпи и вида грунта, предложены способы улучшения напряженно-деформированного состояния конструкции «насыпь – труба – основание» для высоких насыпей автомобильных дорог.

112–119

Разработка алгоритма подбора конструктивных элементов при проектировании водопропускных труб на техногенно-деформированных территориях

Шилин И.В., Грицук Ю.В.

В статье рассматривается актуальная проблема выбора конструктивных элементов водопропускных труб при проектировании автомобильных дорог на техногенно-деформированных территориях. Предложен алгоритм анализа линейных перемещений при расчете элементов системы «нагрузка – насыпь – труба - основание».

119–122

Защита природных экосистем от загрязнения ливневыми стоками с мостовых сооружений на водотоках

Юрченко В.А., Михайлова Л.С., Ячник М.В.

В экспериментальных исследованиях установили, что во время дождя ливневые стоки с мостовых сооружений в 2-6,4 раза повышают концентрацию взвешенных веществ и нефтепродуктов в речной воде. Механическая обработка (фильтрование через природные материалы) не обеспечивает очистку поверхностных стоков такого состава до нормативных требований.

122–126