Гідравліка і гідротехніка: Науково-технічний збірник. Вип. 65.- К.: НТУ, 2011. - 139 с.

Название статьи Автор(ы) Аннотации Стр.
Теоретическая формула длины гидравлического прыжка и постулат о потери его энергии

С.Г. Ткачук

Автором вводится в теорию гидравлического прыжка постулат, согласно которому потери энергии в нем обусловлены работой силы инерции на вертикальном отрезке, равном его высоте. Постулат можете теоретического определения длины гидравлического прыжка. Сопоставление результатов с теоретической формулой и наиболее распространенными эмпирическими зависимостями свидетельствует об их практическую тождественность, но только для определенных фиксированных параметров потока, обнаруживает ограниченные возможности последних.

3–9
Концептуальные основы управления паводковыми рисками в басейнах горных рек украинских карпат

М.И.Ромащенко, С.Н.Ворошнов, О.М.Козицкий

Представлены концептуальные основы и главные направления реализации плана управления паводковыми рисками в единой системе интегрированного управления водными бассейнами.

10–20
Прогнозирование общих и местных размывов подмостовых русел на основе положений механики неоднородных сред

Е.С. Славинская

В статье представлено метод расчета общих и местных размывов русловых потоков в зоне влияния мостовых переходов, опираясь на положения механики неоднородных сред. На основе общего уравнения переноса неоднородного потока предложено систему уравнений, которая описывает динамику основной толщи открытого взвесенесущего потока. Для замыкания этой системы приспособлено модель турбулентности. В предложенных модельных уравнениях учтено условия движения потока, набегающего на мостовую опору.

21–33
Влияние угла отделения (присоединения) жидкости вдоль пути на характеристики потока в напорном перфорированном трубопроводе

А.М. Кравчук, О.Я. Кравчук

На основании выполненных экспериментальных и теоретических исследований приведена методика определения величины угла отделения (присоединения) жидкости в перфорированных трубопроводах

33–39
Эффективность работы комбинированного привода механизации крыла при различных температурах жидкости

О.М. Яхно, А.Н. Муращенко, А.П. Губарев

Статья посвящена анализу и обоснованию проблемы влияния температуры на работу систем гидроприводов самолетов. Рассмотрена гидравлическая система, её конструкция и принцип работы. В статье проведено определение реологических свойств и коэффициента гидравлического сопротивления для гидравлических элементов при изменении температурных условий эксплуатации авиационных и машиностроительных масел. Предложено способ проверки системы на работоспособность агрегатов в зависимости от выбора рабочих жидкостей для различных условий эксплуатации. Это позволит достичь стабильности и эффективности работы, что очень важно для всех видов транспорта, в особенности, если это относится к авиации.

39–45
Тепловой гидростатический следящий привод гелиостанции

А.П. Губарев, Ю.О. Пыжиков, К.О.Беликов

Рассмотрены требования к приводу позиционирования приемника гелиостанции относительно солнца. Предложено использование эффекта теплового расширения жидкости, под действием увеличения её температуры, и создание на его основе теплового гидропривода позиционирования приемника, который работает от теплового потока солнечного света. Сформулированы требования к коэффициенту теплового расширения и к модулю упругости рабочих жидкостей. Определены основные геометрические параметры приводных элементов, а также, их характеристики, которые обеспечивают работоспособность теплового гидропривода.

46–55
Особенности течения аномально-вязких жидкостей в конических кольцевых каналах в поле действия массовых сил

О.М. Яхно, С.И. Одайский, О.В. Кривошеев,

В статье предпринята попытка оценить влияние центробежных сил на ламинарное нестабилизированное течение аномально-вязкой жидкости, подчиняющейся закону Оствальда де Виля, на гидравлические потери в коническом кольцевом канале. Оценка такого влияния может существенно сказаться при определении качества смазки подобного типа поверхностей при наличии продольного движения через канал.

56–61
Практические формулы предельной и расчетной глубины местного размыва

В.С. Кривошеев

На основании фундаментального закона сохранения энергии выводится практическая формула для определения предельной глубины воронки местного размыва. Считается, что вся удельный (на единицу объема) энергия потока расходуется на работу по поднятию из воронки единице объема грунта. Аппроксимирующих натурные относительные глубины местного размыва из кадастра М. М. Журавлева, получаемый расчетная зависимость с учетом ее надежности. Предельная глубина воронки местного размыва является контрольной величиной, так как расчетная глубина ни при каких обстоятельствах не может быть больше нее.

61–70
Полиномиальная аппроксимация полей скорости течений в ограниченных объемах

С.Г. Ткачук

Приведен анализ результатов экспериментальных исследований поведения жидкости в ограниченных объемах при разворотах космического аппарата на орбите Земли. Полученные профили скоростей жидкости в баках аппроксимируются степенными рядами, которые в сочетании с критериальными оценками адекватно представляют картину инерционного течения топлива в баках.

71–78
Прошлое и настоящее острова тузла

В.А.Ковалев

Рассмотрена проблема защиты от разрушения морскими волнами острова Тузла, который является искусственно отделенным от головной части кавказской косы Тузла.

78–92
Геометрический анализ расширения и затухания плоских полуограниченных струй

А.В.Мишин, Е.А.Головаш, Ю.М.Маслачков

Предложен поход к определению темпа расширения и затухания затопленных полуограниченных струй путём геометрического анализа макроструктуры струйного пограничного слоя без использования экспериментальных данных. Принятые предположения позволят оценивать темп расширения и затухания сложных струйных течений, настилающихся на поверхности.

93–100
Математическая модель рабочего процесса в гидравлическом автомобильном амортизаторе

В.О. Милейковский

В статье представлена математическая модель рабочего процесса в гидравлическом амортизаторе, которая учитывает особенности работы в режимах “сжатия” и “отбоя”, а также инерционную составляющую нагрузки. Проверка корректности и адекватности модели показала возможность ее использования для исследования влияния параметров и условий на эксплуатационные характеристики амортизатора.

100–111
Влияние транспортирующей способности неоднородного турбулентного потока на общие деформации открытого русла

О.В.Узунов, И.В.Носниченко

Проведение исследований процесса формирования русловых и пойменных потоков под воздействием гидротехнических инженерных сооружений, мостовых переходов в частности, является практически необходимым и на сегодняшнее время. Актуальность этой проблемы обусловлена качеством заблаговременной оценки последствий от искусственного изменения режима речных потоков. Решение такого ряда теоретических и прикладных задач тесно связано со структурой русловой турбулентности. Эти обстоятельства послужили причиной проведения большого количества экспериментальных исследований кинематической структуры турбулентного потока, взаимосвязей характеристик турбулентности с осредненной характеристиками потока в лабораторных и естественных условиях

112–117
Получение уравнения для скорости потока в подмостовом русле с учетом его размыва

А.Д. Ковалев

Исходя из математической модели русловых деформаций, которая основана на уравнении баланса наносов, получено дифференциальное уравнение для скорости потока в подмостовом русле с учетом его размыва. Показано, что оно относится к классу однородных квазилинейных уравнений І порядка и может быть приведено к уравнению переноса. Получено решение соответствующей задачи Коши.

117–121
Особенности проектирования дорог в районах распространения оврагов

С.Г.Ткачук, Ю.Б.Евсейчик,И.В.Башкевич

В работе рассматриваются вопросы проектирования дорог в районах распространения оврагов. Проанализированы методы обеспечения водоотвода в овражистой местности при разных вариантах размещения дороги относительно оврага. Выполнены и проанализированы расчеты фильтрационных расходов при пересечении оврага дорогой.

121–130
Время концентрации и максимальный расход дождевых сточных вод из прямоугольных в плане бассейнов стока с лотком в нижней части

А.Я.Хомяк, С.К.Омельчук, И.Б.Щербан

В работе представлен усовершенствованный метод гидравлического расчета максимального расхода и времени концентрации дождевых сточных вод из прямоугольных в плане бассейнов стока со сборным лотком прямоугольного поперечного сечения, расположенным вдоль нижней стороны бассейна. Метод учитывает взаимосвязь между временем концентрации сточных вод и расчетной интенсивностью дождя. Разработана компьютерная программа для вычисления времени концентрации и расчетного расхода дождевого стока в зависимости от значений входных параметров.

130–137