Название статьи

Автор(Ы)

Аннотация

Стр.

Перспективы и недостатки использования биоэтанольной добавки к топливам моторным смесевым

А.Ф. Аксенов,
С.В. Бойченко,
А.А. Азаренкова

В статье описаны преимущества и недостатки использования биоэтанола в качестве добавки к топливам моторным смесевым, а также перспективы внедрения данного направления в Украине.

Целью исследования является определение преимуществ и недостатков при внедрении на территории Украины топлив моторных смесевых с содержанием биоэтанола.

Объектом теоретических исследований является биоэтанол в качестве добавки к топливам моторных смесевых при различных концентрациях.

Предмет исследования - экологическая и экономическая эффективность при внедрении бензинов моторных смесевых с содержанием биоэтанола, влияние биоэтанола на изменение физико-химических и эксплуатационных свойств топлив моторных смесевых.

Методы исследования - теоретические.

В ходе работы было исследовано ежегодную потребность Украины в светлых нефтепродуктов, а также направления внедрения и производства биоэтанола.

Подробно описано возможные недостатки, которые связаны с производством биоэтанольных топлив. Но несмотря на все перечисленные недостатки, биоэтанольное топливо остается альтернативным и имеет определенный ряд преимуществ, которые также рассмотрены в статье.

По результатам проведенных исследований можно утверждать, что Украина имеет конкурентные преимущества при производстве топливного биоэтанола: плодородную почву, благоприятную сельскохозяйственную инфраструктуру и традиции выращивания зерна. Поэтому целесообразно внедрять на территории Украины производство биоэтанола, улучшит топливно-энергетический баланс, уменьшит зависимость страны от импортных энергоносителей, оптимизирует структуру энергоресурсов, что положительно повлияет на энергетическую безопасность страны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: БИОЭТАНОЛ, ТОПЛИВО МОТОРНОЕ СМЕСЕВОЕ, ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА, ОТРАБОТАННЫЕ ГАЗЫ.

003-008

Физико-химические параметры синтетического топлива, предназначенного для дизельных двигателей

Балявендер
Кшиштоф,
Якубовски
Мирослав,
Кушевски Губерт

В статье представлены результаты исследований некоторых физико-химических параметров синтетического топлива, полученного путем переработки использованных шин. Также исследовались смеси синтетического топлива с коммерческим дизельным топливом с концентрациями 5, 10, 15, 20 и 25% синтетического топлива. В ходе исследований измерялись следующие параметры: плотность, температура воспламенения, метановое число, теплота сгорания, кинематическая вязкость, температура блокировки холодного топливного фильтра, фракционный состав.

009-016

Влияние угла опережения и длительности впрыска на шумовое загрязнение двигателя с системой непосредственного впрыска

Балявендер
Кшиштоф,
Якубовски
Мирослав,
Рудник Бартош

В статье представлены результаты исследований по определению влияния угла опережения и длительности впрыска на шумовое загрязнение двигателя с системой непосредственного впрыска.

017-022

Сравнительный анализ мощности двигателя на тяговом стенде

Балявендер
Кшиштоф,
Якубовски
Мирослав,
Яремцьо Мирослав, Яворски Артур, Кшеминьски
Артур,
Кушевски Губерт, Устшицки Адам,
Вос Павел

В статье представлена методика, а также результаты расчета значений мощности автомобильных двигателей на тормозном стенде. Целью исследования была сравнительная оценка результатов расчета значений мощности, на основании динамического и статического исследований. Исследования проводились на тормозном стенде компании AVL-Zoellner.

023-030

Оценка уровня экологической безопасности водных объектов г. киева

Е.В. Барабаш

В Киеве действует 118 бюветных комплексов, в том числе в Голосеевском районе - 9 комплексов, Дарницком - 20, Днепровском - 20, Деснянском - 20, Оболонском - 16, Печерском - 4, Подольском - 12, Святошинском - 3, Соломенском - 3, Шевченковском районе - 11, техническую работу которых обеспечивает Киевводоканал. Примерно в 66 % скважин вода содержит повышенное количество железа, марганца, сероводорода, сульфидов, сульфатов, хлоридов, карбонатов и других примесей, что требует дополнительной очистки этой воды. Нередко артезианская вода не соответствует требованиям бактериологических показателей и не проверяется на содержание тяжелых металлов. Решением данной проблемы может стать применение атомно - абсорбционного анализа, так как он является достаточно точным методом определения вредных примесей. Целью работы было оценить уровень экологической безопасности образцов питьевой бюветной воды в районах г. Киева на наличие тяжелых металлов.

Пробы были отобраны в 6 бюветных комплексах Шевченковского и Печерского районов Киева. Места отбора проб характеризуются различными показателями: географическими, уровнем антропогенной нагрузки, частотой использования. Для сравнения были взяты воды центрального водоснабжения и искусственно очищенная питьевая вода.

Лабораторные исследования были проведены на базе «Украинского научно-исследовательского института спирта и биотехнологии продовольственных продуктов».

Выбор таких тяжелых металлов как кадмий, плюмбум, медь и цинк объясняется их отрицательным воздействием на организм человека и широким распространением в окружающей среде.

Изменения концентрации тяжелых металлов и превышение ПДК вбюветных комплексах можно наблюдать по большинству точек.

Водопроводная вода и искусственно очищенная вода «Аляска» не проявляют по сравнению с другими пробами бюветной воды чрезвычайных превышений концентраций и имеют средние значения.

Для повышения экологической безопасности питьевой бюветной воды необходимо провести ряд мероприятий, которые требуют детального обсуждения как с стороны правительства, так и общественности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПИТЬЕВАЯ ВОДА, бюветный комплекс, предельно допустимая концентрация, атомно-абсорбционный АНАЛИЗ.

031-038

Разработка технического регламента о требованиях к авиационному бензину и топлив для реактивных двигателей

С.В. Бойченко,
А.В. Яковлева,
А.А. Азаренкова,
И.А. Шкильнюк

Данная статья посвящена работе по разработке технического регламента о требованиях к авиационным бензинам и топлив для реактивных двигателей. В статье очерчены современное состояние нормативно-технического регулирования в сфере авиапаливозабезпеченя. Сделан акцент на несовершенстве существующей системы, которая была сформирована еще в советское время. Такое положение вещей сделало необходимым разработку технического регламента. Кроме того, это было обусловлено стремлением Украины к европейской интеграции, а следовательно потребностью в гармонизации и реформировании отечественной нормативно-технической базы по соответствующей базой ЕС. В статье подробно представлены основные принципы подхода к нормативно-технического регулирования в странах ЕС, а также в других развитых странах. Акцентировано внимание именно на системе нормативно - технического регулирования ЕС, базирующийся на основе «Нового подхода» к технической гармонизации и стандартизации и «Глобального подхода» в сфере оценки соответствия. В статье рассмотрены основные нормативные документы, определяющие требования к качеству авиационных бензинов и топлив для реактивных двигателей. Среди них отмечено международные стандарты, является сейчас общепринятым. Кроме того, указано документы, действующие на территории Украины. Посвящено внимание проблеме непризнания многими ведущими государствами авацийних топлив отечественного производства в связи с некоторой несоответствием требований к качеству топлив украинских и международных стандартов. В разделе статьи, посвященном именно разработке ТР подробно рассмотрены документы, регулирующие отношения в сфере авиатопливообеспечения и которые были положены в основу разрабатываемого регламента. Основными среди этих документов директива Европейского Парламента и Совета по качеству бензина и дизельного топлива, Регламент Комиссии (ЕС ) о поддержке летной годности воздушных судов и авиационных изделий, частей и оборудования, технический регламент Российской Федерации относительно требований к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судебного топлива, топлива для реактивных двигателей и топочного мазута, технический регламент Таможенного Союза относительно требований к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судебного топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута, а также установка ИКАО по поставкам авиационного топлива для гражданской авиации. Вместе с тем, рассмотрены и другие руководящие документы, касающиеся авиатопливообеспечения: для стран Европы - документы Joint Aviation Requirements ( JAR ) и Постановление Европейской Комиссии № 859 /2008 от 20.08.2008, определяющий общие технические требования и административные процедуры в отношении коммерческих авиационных перевозок, для США - Joint Inspection Group ( JIG ). В статье представлены разделы ТР и рассмотрены основное их содержание. Кроме того, в работе представлены таблицы, отражающие требования к качеству авиационного бензина и топлив для реактивных двигателей в соответствии с разработанным ТР. Сделаны выводы о целесообразности разработки ТР, а также положительные последствия йогo внедрения в Украине.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ, КАЧЕСТВО, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, АВИАЦИОННЫЙ БЕНЗИН, ТОПЛИВО ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ

039-050

Особенности мониторинга и определения статуса неисправностей транспортного средствав составе бортового информационно-диагностического комплекса

В.П. Волков, И.В. Грицук, А.П. Комов, Ю.В. Волков

В статье выполненo обобщение и сравнение имеющихся сведений по мониторингу и определению статуса неисправностей ТС, оснащенного системой прогрева с тепловим аккумулятором, в составе бортового информационно-диагностического комплекса на основе разработанного виртуального предприятия по эксплуатации автомобильного транспорта, работающего в условиях ITS.

Объект исследования - процесс мониторинга определения статуса неисправностей транспортных средств при их эксплуатации в условиях интеллектуальных транспортных систем.

Цель работы - определение, сравнение и обосновать перспективы мониторинга и определения статуса неисправностей транспортных средств, оснащенного системой прогрева, в составе бортовых информационно - диагностических комплексов при выполнении дистанционного контроля, определении и управлении работоспособностью, и в целом, эксплуатацией ТС.

Метод исследования - анализ, определение, обобщение и сравнение имеющихся сведений о мониторинге и определения статуса неисправностей ТС в составе бортовых информационно - диагностических комплексов, для рационального дистанционного управления процессом эксплуатации ТС в оперативном режиме, работающих в условиях ITS.

Для мониторинга и определения статуса неисправностей ТС, оснащенного системой прогрева, в составе бортового информационно - диагностического комплекса, определение рационального управления процессом эксплуатации ТС в статье было определено, обобщенно и сравнительно имеющиеся сведения о мониторинге и определения статуса неисправностей ТС, работающих в условиях ITS. Для этого решена задача, а именно произведено сравнение и обоснованы перспективы осуществления мониторинга и определения статуса неисправностей ТС, который оснащен системой прогрева с тепловым аккумулятором, в составе бортового информационно-диагностического комплекса при выполнении дистанционного контроля, определении и управлении эксплуатацией ТС. Рассмотрены перспективы дальнейшего развития мониторинга и определения статуса неисправностей транспортных средств в составе бортовых информационно-диагностических комплексов.

Результаты статьи могут быть внедрены в процессе эксплуатации транспортных средств в условиях интеллектуальных транспортных систем.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - поиск оптимального информационного обмена в процессе дистанционного мониторинга и определения статуса неисправностей транспортных средств в составе бортовых информационно-диагностических комплексов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ДИСТАНЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТУСА НЕИСПРАВНОСТЕЙ, БОРТОВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, ВИРТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

051-062

Смесевые биодизельные топлива для дизелей

А.Г. Говорун,
М.В. Павловский, П.В. Коцый

В статье рассмотрены направления улучшения экологических показателей автомобилей с современными дизелями, находящихся в эксплуатации, системным поэтапным переходом с питания дизелей штатным топливом на питание альтернативными видами топлива.

Объект исследований - влияние смесевых биодизельных топлив на топливно-экономические, экологические и энергетические показатели автомобиля с дизелем.

Целью исследований является расширение топливной базы автомобильного транспорта при использовании биодизельных топлив.

Методы исследования - экспериментально-расчетные.

Оптимизация физико-химических свойств смесевых биодизельных топлив является одним из эффективных путей снижения токсичности отработавших газов и улучшения топливной экономичности. Это достигается как обеспечением необходимых физико-химических свойств смесевых биодизельных топлив, так и сужением их границ изменения, т.е. адаптацией этих топлив к дизелям, находящихся в эксплуатации.

Таким образом, оптимизация физико-химических свойств смесевых биодизельных топлив позволяет повысить эффективность их использования в современных дизелях, а также уменьшить выбросы вредных веществ с отработавшими газами.

Результаты статьи могут быть использованы как рекомендации при подготовке и применении смесевых биодизельных топлив для автомобильного транспорта.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДИЗЕЛЬ, АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТОПЛИВА, БИОДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО, МЕТИЛОВЫЙ ЭФИР РАПСОВОГО МАСЛА, ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

063-068

Оценка экологической нагрузки в процессе эксплуатации участка автомобильной дороги

А.К. Грищук,
О.П. Кобзистая,
И.С. Федий

Автомобильная дорога и совокупность ее элементов в процессе эксплуатации влияют на все элементы окружающей среды. Исходя из проблематики, целью работы является оценка экологического воздействия автомобильной дороги на окружающую среду путем определения и усовершенствования механизмов минимизации негативных факторов на окружающую среду с учетом возможных вариантов траектории движения автомобильной дороги.

Оценку существенного влияния на величину загрязнения придорожной среды осуществляется в соответствии с использования тех или иных методик. В статье приведена оценка экологической нагрузки на основе методики ОНД-86, взятой за основу компьютерной программы EOL 2000 [h] и позволяет рассчитать концентрации рассеивания вредных веществ в приземном слое атмосферы. Уровень загрязнения атмосферного воздуха регламентируется ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов, соблюдение которых обеспечивается предельно допустимыми выбросами и временно допустимыми выбросами вредных веществ от источников загрязнения промышленных предприятий, фоновыми концентрациями.

Оценка уровня загрязнения придорожной среды проведено на основе автомобильной дороги государственного значения Киев - Харьков - Довжанский км 197 +000 - км 202 +000, находящегося в Лубенском районе Полтавской области. Для минимизации воздействия на окружающую среду необходимо обеспечить оптимальные варианты прохождения автомобильной дороги. Исследуемый участок дороги проходит в пределах с. Ольшанка, пересекает лесной массив на км 197 +000 - км 199 +500, чтобы избежать территории роста ценных пород деревьев, с этой же целью занимает долину реки Ольшанка, поросшую кустарником и малоценными породами деревьев (осина, ива и др.). Дорога также пересекает памятник природы местного значения «Морозовская дача», что согласовано Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.

Расчеты массового объема выбросов проведено по 10-ти отдельным расчетным участкам, что необходимо для формирования площадных источников выбросов в программе ЭОЛ.

Анализ результатов исследования, учитывая перспективную интенсивностью движения 23879 автомобилей в сутки в установленный расчетный период, принятый 20 лет по наиболее неблагоприятных метеорологических условий, показал превышение установленных нормативов в атмосферном воздухе на расстоянии до 90,75 м от края проезжей части для оксидов азота, в 96 м для группы суммации. В соответствии с полученным максимального значения, ширину защитной полосы принимаем 96 м от края проезжей части. Уровень шумовой нагрузки составляет 81 дБА. Но путем устройства шумозащитных экранов и посадки зеленых насаждений, рассеивания загрязняющих веществ будет происходить на безопасной для населения высоте, что позволит обеспечить нормативные показатели качества атмосферного воздуха на границе жилой застройки и на грани нормативного санитарного разрыва 100 м.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ, РАССЕИВАНИЕ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ, ВРЕМЕННО - ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ, ФОНОВЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ.

069-077

Влияние добавок смеси водорода с кислородом на топливную экономичность и токсичность бензинового двигателя в режиме холостого хода

Ю.Ф. Гутаревич, А.А. Корпач,
Е.В. Шуба,
А.Д. Филоненко, И.В. Самойленко

В статье рассмотрены результаты экспериментальных исследований влияния добавок смеси водорода с кислородом на топливную экономичность и токсичность бензинового двигателя в режиме холостого хода.

Объект исследований - бензиновый двигатель МеМЗ-245 с карбюраторной системой питания.

Цель работы - улучшение топливной экономичности и экологических показателей бензинового двигателя с карбюраторной системой питания в режимах холостого хода и малых нагрузок добавкой водородсодержащего газа к воздушному заряду.

Метод исследования - экспериментальный.

Использование смеси водорода с кислородом в качестве добавки к воздушному заряду бензинового двигателя положительно влияет на топливную экономичность и концентрацию большинства токсичных веществ отработанных газов. Экономия топлива с учетом затрат электроэнергии на получение газа в данном режиме составляет 6,83 %. Вместе с тем с добавлением смеси Н2/О2 к воздушному заряду наблюдается тенденция к снижению выбросов продуктов неполного сгорания и рост выбросов оксидов азота, что может быть следствием повышения максимального давления и температуры в камере сгорания двигателя.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВОДОРОД, ХОЛОСТОЙ ХОД, ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ, ЭЛЕКТРОЛИЗ.

078-085

Сеть мониторинга транспортных потоков на улично-дорожной сети крупного города

В.Д. Данчук,
Р.В. Олейник,
С.Н. Тарабан

В статье приведены результаты разработки алгоритма формирования оптимальной сети мониторинга (на примере улично-дорожной сети Шевченковского района г. Киева) транспортных потоков. Сеть мониторинга учитывает особенности распределения улиц и дорог различной категории. Разработанный алгоритм включает пошаговую итерационную процедуру нахождения репрезентативных элементарных (типичных) участков, в пределах которых рекомендуется размещение стационарных постов наблюдения.

Итерационная процедура нахождения типичных участков улиц и дорог предусматривает: разбиение улично-дорожной сети города на элементы (улицы и дороги) по категориям в соответствии с действующей классификацией улиц и дорог; разбиение элементов (улиц и дорог) на элементарные участки с фиксированными структурными признаками, определяющими характер и параметры распределения транспортных потоков; Формирование однородных групп элементарных участков улиц и дорог с подобными групповыми структурными признаками; установление характера и параметров распределения индивидуального структурного признака в пределах сложившихся однородных групп элементарных участков улиц и дорог; нахождения репрезентативных элементарных участков улиц и дорог по характеру и параметрам распределения индивидуального структурного признака в приделах сложившихся однородных групп.

Рассмотренный алгоритм позволяет строить оптимальные сети наблюдений за транспортными потоками, которые предоставляют достоверную информацию об уровне загрузки городских улиц и дорог в системе пространственно-временного мониторинга транспортных потоков.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ, УЛИЧНО-ДОРОЖНА СЕТЬ, СЕТЬ МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ, ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ УЧАСТКИ УЛИЦ И ДОРОГ, РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ УЧАСТКИ.

086-094

Методика определения энергетических характеристик процесса электродинамического торможения во время дорожных испытаний транспортных средств, оборудованных электроприводом и системой рекуперации энергии

В.Н. Дембицкий

В статье предлагается методика определения энергетических характеристик процесса электродинамического торможения во время дорожных испытаний транспортных средств, оборудованных электроприводом и системой рекуперации энергии.

Объектом исследования являются тормозные свойства транспортного средства, оборудованного системой электродинамического торможения и рекуперацией энергии.

Предметом исследования являются методы проведения испытаний, с целью определения количества рекуперированной энергии во время движения транспортного средства.

Главной проблемой при проведении испытаний, экспериментов и исследований является тот факт, что общие методы проведения испытаний должны корректироваться в зависимости от различных факторов: испытательного оборудования, поставленных заданий и запланированных целей. С целью решения данной задачи проведена работа по определению общих условий испытаний, проведен подбор испытательного оборудования, а также рассмотрены методика измерения количества электроэнергии, которая рекуперируется электродвигателем при электродинамическом торможении транспортного средства и порядок обработки результатов испытаний.

Данная методика, после ее валидации, может быть применена при испытаниях автомобилей с целью определения энергетических характеристик транспортных средств, оборудованных электродвигателями и системами рекуперации энергии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РЕКУПЕРАЦИЯ, ИСПЫТАНИЯ, ИЗМЕРЕНИЯ, ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ЭНЕРГИЯ, КОЛИЧЕСТВО ЭНЕРГИИ.

095-102

Влияние нагрузки на антифрикционные и реологические свойства масел в контакте

Н.Ф.Дмитриченко, О.Н.Билякович, А.Н.Савчук, Ю.А.Турица, А.И.Кущ, А.А.Миланенко

В статье представлены результаты исследований, которые выполнялись на роликах, изготовленных из стали ШХ-15, при максимальных контактных нагрузках по Герцу 450, 570 и 680 МПа. Смазочный материал - трансмиссионное масло Honda Ultra DPSF, срок эксплуатации которого составил 30 тыс. км пробега, начальная объемная температура масла - 180С.

Объект исследования - кинетика формирования граничных адсорбционных слоев.

Целью работы было определение механизмов пленкообразования в локальном контакте и установление закономерностей изменения антифрикционных и реологических свойств масла в зависимости от кинетики формирования граничных адсорбционных слоев.

Метод исследования - экспериментальное определение смазочной действия в контакте трансмиссионного масла Honda Ultra DPSF путем измерения падения напряжения в режиме нормального тлеющего разряда.

В период пуска установлена следующая закономерность в формировании толщины смазочного слоя в зависимости от нагрузки: при начальной наработке, что соответствует 100 циклам, в контакте, независимо от нагрузки, реализуется эластогидродинамичний режим смазки, в последующих циклах наработки смазка контактных поверхностей происходит при гидродинамическом режиме.

При увеличении контактной нагрузки с 450 до 680 МПа для исследуемого масла установлена следующая закономерность изменения толщины смазочного слоя при пуске: при повышении σmax до 570 МПа уменьшается толщина смазочного слоя на 16%, а при повышении σmax до 680 МПа уменьшение данного параметра установлено​​на 4%, по сравнению с эффективностью смазки при 450 МПа.

Так как примененный нами метод ИПН в режиме НТР для определения толщины смазочного слоя позволяет идентифицировать природу сложившихся слоев, то анализ полученных результатов свидетельствует о следующих особенностях смазки в контакте: при исследовании негидродинамичнои составляющей толщины смазочного слоя до 250 циклов наработки на остановке срыв смазочного слоя наблюдается при контактных нагрузках 450, 570, 680 МПа соответственно в 30%, 20% и 50% случаев, за счет чего происходит металлический контакт поверхностей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТОЛЩИНА СМАЗОЧНОГО СЛОЯ, реологические свойства МАСЕЛ, НАГРУЗКа В КОНТАКТЕ, граничный смазочный слой.

103-110

Особенности гис мониторинга факторов окружающей среды в окрестности аеропорта

А.И. Запорожец

В статье выполнено обобщение и сравнение имеющихся сведений по ГИС мониторинга факторов окружающей среды в окрестности аэропорта.

Объект исследования - процесс мониторинга факторов окружающей среды в окрестности аэропорта.

Цель работы - определение, сравнение и обоснование перспектив мониторинга факторов воздействия на окружающую среду в окрестности аэропорта, оснащенного ГИС и модулями вычисления этих факторов.

Метод исследования - анализ, обобщение и сравнение имеющихся сведений о факторах влияния на окружающую среду в окрестности аэропорта.

Использование методов ГИС для моделирования мониторинга окружающей среды имеет относительно недавнюю историю. Акцент в основном был на инвентаризационной анализе и моделировании рассеяния, также был разработан ряд так называемых моделей второго поколения (например, PolEmiCa, Isobella, 3PRisk) для поддержки управления загрязнением воздуха, шумом, безопасностью. На сегодняшний день эти модели достаточно эффективно используются в целях оценки воздействия на ГИС - платформах, частично из-за их высокой требование относительно данных, особенно пространственных.

Результаты статьи могут быть внедрены в процессе эксплуатации воздушных средств в условиях интеллектуальных транспортных систем.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АЭРОПОРТЫ, МОНИТОРИНГ, ШУМ, БЕЗОПАСНОСТЬ, МЕСТНОЕ КАЧЕСТВО ВОЗДУХА, ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОЛЯ

111-122

Сравнительный анализ выплат страховыми транспортными компаниями в польше

Зелиньска Едита

В статье представлены предложения некоторых компаний в сфере транспортного страхования. Рассмотрены важнейшие факторы, влияющие на цену полиса, такие как: место жительства, возраст владельца транспортного средства, наличие скидки, количество ДТП за период действия страхового полиса. Влияние количества ДТП на величину последующей выплаты указано на основе данных компаний AXA и Compensa.

123-130

Оптимизацияпрограммамиремонтовдорожной одежды

В.В.Игнатюк

В статье рассматриваются проблема оптимизации программы дорожно-ремонтных работ, в условиях ограниченного финансирования.

Объектявляется процесс управления эксплуатационным состоянием нежестких дорожных одежд в системе управления проектами и программами капитального и текущего среднего ремонтов на сети автомобильных дорог.

Цель работы состоит в повышении эффективности принятия решений в управлении программой приведения дорожной одежды сети дорогдо нормативного состояния за заданное количество лет на этапе планирования.

Методы исследования - принципы системногоанализа, методы экономико-математического моделирования, решение поставленных задач основываются на использовании генетических алгоритмов поиска оптимальных решений.

Основными показателями состояния автомобильных дорог на стадии эксплуатации является равенство дорожных покрытий, их сцепные качества и прочность дорожной одежды. Однако математические модели деградации дорожной одежды, которые были применены в СУСП нуждаются в совершенствовании в направлении учета задержки ремонта из-за бюджетных ограничений. Поэтому были разработаны модели, алгоритмы и компьютерный анализ приведения эксплуатационного состояния дорожных одежд нежесткого вида к нормативному, учитывающих длительном недофинансирования ремонтов. Задача решается путем последовательного перебора возможных ежегодных бюджетных ограничений, которые за период действия программы обеспечивают восстановление состояния дорожной одежды до приемлемого при минимизации разницы транспортных расходов. Для поиска оптимального варианта годовой программы работ разработан и применен генетический алгоритм. С помощью компьютерной программы возможно обосновать долгосрочную стратегию восстановления состояния дорожной одежды с минимальными дорожно-транспортными расходами.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СОСТОЯНИЕ ДОРОГ, ПРОГРАММА РЕМОНТОВ, МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ, ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ.

131-138

Развитие конструкции легковых автомобилей в области пассивной безопасности в 1970-2012 гг.

Карбовничек
Дагмара,
Лейд Казимеж,
Зелинская Эдита

Благодаря элементам пассивной безопасности, в случае ДТП, связанные с ней последствия будут, как правило, гораздо мягче, а полученные травмы менее тяжелыми. В статье выполнен анализ изменений технических параметров, а также конструктивных решений в области пассивной безопасности, постепенно внедряемых в легковых автомобилях с начала 70-х гг.

139-144

Бестарифная система оплаты труда как способ гармонизации тарифно-договорных отношений на предприятиях автомобильного транспорта

Е.В. Карпенко

В статье проанализированы преимущества и недостатки существующих систем оплаты труда, а также рассмотрено бестарифную систему оплаты труда как способ гармонизации тарифно-договорных отношений на предприятиях автомобильного транспорта.

Объект исследования - бестарифная система оплаты труда.

Цель исследования - рассмотрение преимуществ и недостатков существующих систем оплаты труда на предприятиях и обоснование использования бестарифной системы оплаты труда как альтернативы тарифной.

Выбор системы оплаты труда - важный шаг для любой организации. Эта система должна быть достаточно простой и ясной, чтобы каждый работник видел зависимость между производительностью, качеством своего труда и получаемой заработной платой.

В основании бестарифной системы заложено долевое распределение заработанных коллективом средств между работниками в соответствии с принятыми коэффициентами в оплаты труда разного качества.

Каждыйработникподразделения, к которому применялась бестарифная система,имеетсвоеконкретноезначениекоэффициентасоотношения в оплате труда. Минимальныйкоэффициентсоотношения в оплате труда, равныйединице, установленработникамсамой низкойквалификации и соответствует 1-ой квалификационнойгруппе.

Использование бестарифной системы на предприятии даст возможность каждому работнику оценить свой вклад в производство и повысить, таким образом, заинтересованность каждого работника в повышениидоходовпредприятия.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ОПЛАТА ТРУДА, СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА, КРИТЕРИИ ТРУДОВОГО УЧАСТИЯ

145-151

Експериментальное определение параметров расчетной модели насоса с динамическим гасителем колебаний

И.С. Керницкий, Б.М. Дивеев,
Р.В. Сава

Рассматривается применение новых теоретико-экспериментальных методов для точного определения частотных характеристик динамических гасителей колебаний и основной конструкции при узкочастотном возбуждении. Рассматриваются малопараметрические схемы анализа вибрации. Исследуется влияние эластичных и демпфирующих свойств как основной конструкции, так и ДГК. Главной целью данного исследования является анализ методов идентификации параметров динамических гасителей колебаний и развитие новых числовых схем. Представлены дискретно-континуальные модели динамики таких машин как водяные насосы с присоединенными динамическими гасители колебаний. Разработаны алгоритмы уменьшения вибрации насосов. Спроектированы новые вибропоглощающие элементы. Главную роль в идентификации механических свойств играет топология множества отклонений. Однозначное решение существует только, когда это множество выпуклое. Для стандартных тестов, для которых используются собственные частоты, это оказывается неверным. Эти тесты должны быть усложнены с помощью дополнительных экспериментов, базисом которых служат аналогичные динамические гасители колебаний. Рассчитаются первые собственные частоты и находятся экспериментально для различных масс. приложенных к эластичным элементам динамических гасителей колебаний. Однозначно определяются параметры динамических гасителей колебаний и механические параметры базисной структуры - насоса в точках присоединения динамических гасителей колебаний.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВОДЯНОЙ НАСОС, ЧАСТОТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ДИНАМИЧЕСКИЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ, ЭЛАСТИЧНЫЕ И ДЕМПФИРУЮЩИЕ СВОЙСТВА, ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ.

152-161

Обоснование выбора транспортных средств для перевозки твердых бытовых отходов в подольском районе

О.П. Кобзистая,
Н.П. Беспалая

Важной задачей организации сбора и транспортировки ТБО является выбор эффективных транспортных средств, которые соответствуют конкретным условиям перевозок. Одной из главных проблем при перевозке твердых бытовых отходов является неучет поступления вредных веществ от сжигания топлива мусоровозами и их функциональных свойств. Решением данной проблемы может стать выбор наиболее оптимального транспортного средства.

Чаще критерии решения задач повышения эффективности перевозок применяются показатели, характеризующие транспортную эффективность спецтехники. Для оптимального выбора мусоровозов целесообразно обосновать ряд показателей и выполнить комплексный сравнительный анализ.

Для выбора оптимального транспортного средства и расчетов выбраны следующие модели мусоровозов КО-432 (ЗИЛ-432921 ), КО-427- 06 ( КамАЗ- 65115-1071 ), КО-433 (ГАЗ-3309), СБМ-301/ 1 (МАЗ-533702 ).

Выбор транспортных средств осуществляется на основе обоснования критериев: стоимость мусоровоза ; расход топлива; вместимость кузова ; тип загрузки; наличие прессовочной установки; вид топлива. С помощью метода анализа иерархий определяется весомость выбранных критериев.

По результатам проведенных сравнений наиболее значимым фактором является наличие прессовочной установки (0,38). На втором месте стоит емкость кузова (0,26), на третьем - расход топлива (0,16). Таким образом, учитывая весомость критериев наиболее оптимальным транспортным средством для перевозки ТБО в Подольском районе является КО - 427- 06 ( КамАЗ- 65115 - 1071 ) и СБМ - 301/ 1 (МАЗ - 533702 ).

Результаты статьи могут быть использованы в коммунальных предприятиях для выбора оптимальной спецтехники.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - поиск оптимального транспортного средства, осуществляющего сбор бытовых отходов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ, МУСОРОВОЗЫ, ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА, КРИТЕРИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ПЕРЕВОЗКИ

162-168

Обзор применений нанотехнологии в автомобильных транспортных средствах

Конечны Дариуш

В статье дан краткий описание нанотехнологии. Проведен обзор прикладных задач, касающихся автомобильных транспортных средств. В статье сосредоточено внимание на приложениях нанотехнологии в таких областях: производство топлива и средств смазки, эксплуатационных жидкостей, эмалированных покрытий, конструкции двигателя, а также средств безопасности кузова и покрытий, наносимых на стекло с целью защиты от загрязнений и воды.

169-173

Качество городского транспортного сообщения жешoва

Конечны Дариуш,
Мондзель
Максимилиан

В статье представлена характеристика городского транспортного сообщения Жешув и общее описание понятия качества перевозок. В следующей части описаны качественные недостатки в сфере городского транспортного сообщения Жешув. В дополнение к статье указаны концепции достижения улучшения качества предоставляемых услуг Городским транспортным предприятием Жешув.

174-180

Ветровые двигатели - альтернативные энергоустановки

А.O.Корпач,
А.В. Ковалев

В статье рассмотрена методика выполнения и результаты моделирования и анализа рационального использования ветровых двигателей и возможность установки на современном транспорте.

Объект исследования - ветроэнергетические установки.

Цель работы - определение возможности использования ветродвигателей в целом и на современном транспорте.

Метод исследования - аналитически - теоретический.

В результате проведенных аналитически теоретических исследований определена возможность использования ветрогенераторов для получения электрической энергии и возможность установки на транспортном средстве, в качестве силовой установки.

Результаты, освещены в статье, могут быть использованы для дальнейшей работы в данной области.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВЕТРОГЕНЕРАТОРЫ, ЭНЕРГИЯ, ЭЛЕКТРО АВТОБУС, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

181-185

Формирование внутренних поверхностей цилиндров технологии теплового напыления металла

Кужина Збигнев,
Лейд Казимеж

Статья содержит краткое описание способов теплового напыления металла и их влияние на свойства получаемых покрытий. Представлены основные проблемы, связанные с применением этой технологии по обеспечению гладкости цилиндров, представлены результаты некоторых исследовательских работ и эффекты промышленного применения.

186-191

Влияние добавления бензина на смазывающие свойства дизельного топлива

Кушевски Губерт, Балявендер
Кшиштоф,
Яворский Артур, Устшицки Адам

Целью опытов, результаты которых представлены в данной статье, является определение влияния определенных объемных долей бензина в дизельном топливе на смазочные свойства такой смеси. Опыты проводились с использованием чотирикульового устройства, что дает возможность прикладывать нагрузку к узлу трения с постоянным увеличением силы. Критерия смазочной свойства взято силу стирания узла трения.

192-198

Влияние свойств самовоспламеняющихся топлив, пригодных для применения в городских автобусах на токсичность отработанных газов

Кушевски Губерт,
Лейд Казимеж,
Лев Кшиштоф

В статье представлены результаты исследований по определению влияния свойств самовоспламеняющихся топлив, пригодных для применения в городских автобусах, на токсичность отработанных газов. Как мера способности топлива к самовозгоранию было использовано полученное цетановое число. Измерение цетанового числа, а также определение задержки самовоспламенения выполнено с использованием устройства, что делает сгорания в камере постоянного объема. С целью определения токсичности отработавших газов и топлива, для которых определено цетановое число было проведено стендовые испытания.

199-207

Логистические решения в сфере перевозки негабаритных грузов

Кшеминьски Артур,
Яворский Артур, Кушевски Губерт

В статье представлены некоторые проблемы, связанные с реализацией перевозки понадгабаритних грузов, а также рассмотрены виды транспортных средств, используемых для таких перевозок.

208-212

Перспективы развития транспорта на альтернативные видах топлива в европейском союзе

Лейд Казимеж,
Бойченко Сергей, Матейчик Василь

Статья рассматривает вопросы, возникающие в результате принятия Европейским Союзом стратегии по внедрению в различных секторах транспорта альтернативных топлив. Актуальность этой проблематики указывает также на также необходимость проведения исследовательских работ в этой сфере научно-исследовательскими группами, поскольку существует реальная возможность финансирования в рамках проектов ЕС. Вполне возможно, что именно дорожный транспорт в результате внедрения законодательства через международные институты будет «вынужден» в дальнейшем увеличивать использование альтернативных источников энергии.

213-219

Электромобили с точки зрения «зеленой логистики»

Лейд Казимеж, Мондзель
Максимилиан

В статье представлены вопросы, связанные с понятием «зеленой логистики», а также представлена общая характеристика электромобилей и рассмотрены нормы выбросов отработанных газов автомобильных двигателей. Сравнивались фактическая токсичность отработанных газов на примере выбранного электрического транспортного средства с установленными нормами для транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания. Указаны результаты расчетов.

220-225

Экспедиторская деятельность в сфере интермодального транспорта

Лейд Казимеж,
Сидлецкого Сильвия

В статье представлены сущность и виды интермодальных перевозок. Рассматриваются вопросы транспортно-экспедиторской деятельности в контексте морских и грузовых перевозок, а также на преимущества экспедитора-оператора интермодального транспорта. Дополнительно рассмотрены тенденции развития интермодальных перевозок в Польше.

226-233

Формирование услуги автосервиса

О.Д. Марков,
В.В. Низковолосов

Матеріал содержит определения таких понятий, как: «услуга», «качество услуги», «обслуживание», которые являются базовыми в вопросе улучшения обслуживания в автосервисе.

Ценность услуги описана через уровень удовлетворения потребностей клиентов.

Приведенные шаги, которые являются базовыми для создания широкой концепции услуг.

Так же изложены результаты исследований процесса формирования услуги автосервиса и алгоритм ее проектирования на основе модели Зайтемля.

Объект исследования - услуга автосервиса.

Предмет исследования - факторы, влияющие на формирование ценности услуги для потребителя.

Результат исследований - алгоритм проектирования услуги с точки зрения процесса создания ценности для потребителя.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПОТРЕБИТЕЛЬ, УСЛУГА, АВТОСЕРВИС, ЦЕННОСТЬ УСЛУГИ.

234-245

Моделирование экологических показателей транспортных средств в информационно-аналитической системе мониторинга транспортных потоков

В.П. Матейчик, К.Лейда,
С.Ю Гутаревич,
Н.П. Цюман

В статье разработана математическая модель транспортного средства для применения в информационно-аналитической системе мониторинга транспортных потоков, которая позволяет оценивать его экологические показатели в зависимости от широкого перечня внутренних параметров отдельных транспортных средств в различных режимах и условиях их эксплуатации, а также осуществлять оперативное определение их экологических показателей в режиме реального времени.

Объектом исследования является транспортное средство, уровень экологической безопасности которого определяется расходом топлива, выбросами вредных веществ, эквивалентным уровнем шума и тепловым излучением.

Целью статьи является разработка математической модели транспортного средства для определения его экологических показателей в информационно-аналитической системе мониторинга транспортных потоков.

Метод исследования - системный анализ экологических показателей транспортных средств.

Разработан и реализован общий подход к математическому моделированию экологических показателей транспортного средства для применения в информационно-аналитической системе мониторинга транспортных потоков, который состоит из двух этапов: предварительное определение экологических показателей транспортных средств различных категорий с использованием математической модели движения автомобиля на макроуровне в зависимости от расширенного перечня внутренних параметров транспортных средств в различных режимах и условиях их движения и с различной загрузкой; оперативное определение экологических показателей транспортных средств в функции от времени с использованием эмпирических математических моделей, построенных на основе данных первого этапа моделирования, в зависимости от массо- габаритных параметров транспортных средств, их экологических классов, видов используемого топлива, режимов движения, состояния дорожного покрытия и погодных условий.

Результаты оценки уровня загрязнения придорожной среды при условии применения геоинформационных систем могут быть визуально представлены на электронной карте местности вблизи автомобильной дороги.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТОК, ДОРОГА, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА.

246-254

Математический анализ существования одной точки перегиба нормированной кривой эбботта фаерстоуна (графической характеристики шероховатости)

Михальски Яцек

Проанализированы аппроксимированы математическим уравнением нормированную кривую Эбботта Фаерстоуна. Предложенная функция R(x) является выпуклой комбинацией двух составляющих функций f1(x) и f2(x), с соответствующими весами воздействия. Аналитически определены интервалы выпуклости и вогнутости. Основное внимание уделяется аналитическим доказательствам существования единой точки перегиба предлагаемой математической формы R(x).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нормированной кривой Эббот ФАЕРСТОУНА, аппроксимации, точка перегиба, выпуклость и вогнутость, СВОЙСТВА СОСТАВНЫХ ФУНКЦИЙ f1(x) и f2(x).

255-264

Михальский яцек. безопасность автобусов и других видов транспорта в зависимости от эксплуатационных повреждений выбранных систем

Михальски Яцек

В работе представлено влияние поломок автобусов и их систем на угрозу функционирование и безопасность междугородной и городской транспортно-дорожной систем. Рассмотрены междугородные автобусы Autosan H9-21, H9-41 и A1010, Jelcz T120, Renault FR 1 и Master, Bova FHM, а также городские автобусы Городских транспортных предприятий Быдгощ: Ikarus 280b, 260 i 280, Jelcz JM181 i M11 и Жешув: Man NL 223, Solaris Urbino 12, 15, Jelcz 120M i M181MB. В расчетах ограничения годности автобусов оценивается значением показателя W1 количества поломок автобусов на 1000 км пробега и значением показателя W2 количества поломок систем автобусов на 1000 км пробега. Рассчитано оценку степени опасности транспортной системы O, который создает поломка агрегата автобуса. Рассчитано значение показателей W3 и W4 оценки уровня угрозы функционирования систем автобусов и значение вероятности появления поломки P (U *) проанализированных систем. Приведены зависимости количества ДТП с участием городских и междугородних автобусов как от пробега, так и от количества поломок.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕЖДУГОРОДНЫЙ И ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ, ПОЛОМКИ СИСТЕМ АВТОБУСА, ПОКАЗАТЕЛИ ПОЛОМОК И БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЛЕЖНИСТЬБЕЗПЕКИВИД ПРОБЕГА И КОЛИЧЕСТВА ПОЛОМОК.

265-277

Металлографическая характеристикакулачкив распределительных валов и гидравлических толкателей высокооборотного двигателя

Михальски Яцек

В статье представлена металлографическая характеристика кулачков распределительных валов привода впускных и выпускных клапанов высокооборотного двигателя объемом 1,4 л. Распределительные валы изготовлены из хромированного низколегированного серого чугуна, идентичного для обоих валов. Кулачки отбеленные металлургическим методом, с помощью охладителей. Гидравлические толкатели изготовлены методом пластической деформации из стали, национальным аналогом которой является 40H, с использованием идентичной технологии. Внешнюю и внутреннюю поверхности нижней части гидравлических толкателей подвергнуто поверхностном закалке. Внутри толкателя расположена полка с направляющей для гидравлического регулирования клапанного зазора. Она соединена с кожухом толкателя методом сварки трением. Окончательное укрепление внешней и внутренней поверхностей кожуха толкателя выполнено методом ионного азотирования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ВАЛЫ высокооборотных ДВИГАТЕЛЯ, кулачки С СЕРОГО ЧУГУНА укреплений отбеливания, гидравлические толкатели, УКРЕПЛЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ.

278-289

Уточнение расписания движения жешувский городских автобусов

Мондзель
Максимилиан

В статье в общем описана тема составления расписания движения. В следующих разделах представлены результаты исследования точности движения одного из Жешувский городских автобусов, на основе которого обработаны новое расписание движения для одного из автобусных маршрутов Городского транспортного предприятия Жешув.

290-295

Анализ некоторых проблем эргономики и безопасности городских автобусов

Пичь Марцин,
Воевода Павел

В данной статье представлен анализ многих факторов - как визуальных, эргономических и конструктивных, так и систем управления движения автобуса, которые имеют особое влияние на комфорт и безопасность водителя и особенно пассажиров городского автобуса. В структурном анализе рассматриваются оборудования городского автобуса и кабины водителя, особенности конструкции систем поглощения энергии бокового и лобового столкновений и опрокидывания, а также их дизайн. В случае кабины были проанализированы обустройство кабины водителя и деформируемых руль, а также усиленный каркас автобуса, который смягчает последствия бокового и лобового столкновений и опрокидывания. Также было уделено внимание важнейшей составляющей управления городским автобусом, какова бортовой компьютер с системой GPS / GPRS и представлено его важнейшие задачи: связь как с системами активной безопасности (ABS, ASR, ESP и др.), Так и с системами автоматического обнаружения и тушения пожара в моторном отсеке (FSM и Forrex компании DAFO) и редко используемой в городских автобусах системы предупреждения усталости и невнимательности водителя. Описаны также систему мобильного мониторинга автобуса с помощью камер, повышает безопасность водителя и пассажиров в автобусе и вне его. Представлены визуальную информационную систему для пассажиров, которая позволяет пассажирам определить номер маршрута и направление, которым движутся городские автобусы, кроме той информации, содержащейся на расписания движения на остановках и в Интернете. В завершение было уделено внимание удобствам для людей с ограниченными возможностями, пожилых людей и пассажиров с колясками для детей. С учетом всех этих решений автобусы стали более привлекательным, удобным и безопасным средством транспорта, чем прежде, и что самое главное, стали интересной альтернативой частному транспортом в переполненных городах.

296-306

Холодная пластическая деформация как фактор повышения обрабатываемости пластических материалов протягиванием

Э.К. Посвятенко, Н.И. Посвятенко, Р.В. Будяк

Цель работы - определение влияния предварительного холодного деформационного упрочнения на обрабатываемость пластичных материалов низкоскоростным резанием, в частности протягиванием.

Установлена связь между процессами в зоне стружкообразования и контактными процессами на передней поверхности инструмента с учетом геометрии последнего, в условиях существования нароста. Выдвинута гипотеза о возможности оценки обрабатываемости по изменению угла наклона зоны стружкообразования с единой плоскостью сдвига. На основе этой гипотезы построеня математическая модель действия предварительного холодного деформационного упрочнения на обрабатываемость сталей, используемых для изготовления гильзы гидроцилиндров. Адекватность модели проверена экспериментально.

Из ряда методов холодного деформационного упрочнения выбрано сквозное деформирующее протягивание. Это позволило упрочнить поверхность и сердцевину гильзы, а также производить черновые, получистовые и чистовые операции одним комбинированным инструментом - деформирующе режущей протяжкою. Изучено влияние холодного деформационного упрочнения на обрабатываемость сталей. Показано, что это влияние является положительным, в частности с позиции уменьшения интенсивности наростообразования.

Методы исследования: математическое планирование экспериментов, оптическая и электронная микроскопия.

Объект исследования - технологические процессы обработки отверстий на основе комбинированного протягивания.

Результаты статьи могут использоваться машиностроительных предприятиях, связанных с использованием протяжного инструмента и изготовлением гидроцилиндров.

Дальнейшие исследования связаны с усовершенствованием объекта исследования и применением полученных результатов на других группах деталей типа гильзы.

КЛЮЧевые СЛОВА: комбинированное протягивание, гильзы гидроцилиндров, обрабатываемость резанием, холодная деформация, зона стружкообразования.

307-315

Свойства стальной арматуры железобетона ставки «вервольф»

Э.К. Посвятенко, Н.И. Посвятенко, О.В. Мельник

Объект исследования - стальные стержни арматуры железобетонных блоков подземных бункеров ставки «Вервольф».

Цель работы - определение физико-механических, металлургических и технологических свойств стальных стержней арматуры железобетонных блоков бункеров ставки «Вервольф».

Методы исследования - механические свойства стержней исследовались с применением твердомеров Роквелла и Бринелля, разрывной машины с записью кривой текучести, копра для определения ударной вязкости; изучения микроструктуры осуществлялось с привлечением оптической микрокопии с изготовлением микрошлифов; состав материала и определение класса стали стержней арматуры исследовались с привлечением электронного микроскопа-анализатора системы «Camscan- 4DV».

Прогнозные предположения - в случае, когда при соединении стержней арматуры не используется сварка, а применяется механическое «вязание» материал последних (строительная сталь) следует легировать алюминием, титаном и хромом, с целью уменьшения зерна микроструктуры и подвергать эту сталь отжигу. Это будет повышать пластичность стали. Для повышения коррозионной стойкости стержней арматуры материал последних следует легировать кремнием и марганцем (до весового 1% каждый) и повышать содержание углерода в стали до приобретения сталью эвтектоидного и заэвтектоидного состояния.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СТЕРЖНИ АРМАТУРЫ, МИКРОСТРУКТУРА, МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА, КОРРОЗИОННАЯ СТОЙКОСТЬ, КРЕМНИЙ, МАРГАНЕЦ, УГЛЕРОД, СТАЛЬ.

316-322

Анализ интеграционных процессов транспортной системы украины

В.М. Самолюк, Зелинская Эдыта, Ю.Р. Ліскевич

В статье был проведен анализ текущего состояния транспортной системы Украины ее интеграционных процессов в транспортной системе ЕС.

Цель исследования является анализ транспортной системы Украины и целесообразность ее интеграции в транспортную систему ЕС.

Объектом теоретических исследований является транспортная система Украины.

Предмет исследования - интеграционные процессы, которые непосредственно влияют на развитие транспортной системы нашего государства.

В ходе работы было выявлено потребность в высокоразвитой транспортной системе, которая еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Украины в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.

Выше изложенные факты позволяют сделать вывод о общей заинтересованности в интеграции украинской транспортной отрасли к рынку транспортных услуг на территории ЕС. Новых подходов к развитию транспортной системы, новых технологий и рациональных путей освоения перевозок грузов и пассажиров, налаживание различных форм сотрудничества в формате, прежде всего, Украина - ЕС.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТРАНСПОРТСПОРТНА СИСТЕМА, ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ, ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ, ГРУЗООБОРОТ, ПАССАЖИРООБОРОТ.

323-329

Анализ криволинейного движения автопоезда сдвойным приводом управления на переднююось полуприцепа

В.П.Сахно, В.М.Поляков, В.М.Босенко, Д.Л.Мойся

В статье предложен подход к анализу криволинейного движения автопоезда по двойного привода управления на переднюю ось полуприцепа.

Объект исследования - маневренность автопоезда за двойного привода управления на переднюю ось полуприцепа.

Цель работы - выбор и обоснование поводу управления управляемой осью полуприцепа и передаточного отношения привода, при котором обеспечивается нормируемые показатели маневренности автопоезда.

Метод исследования - аналитический.

Улучшение маневренных свойств автопоездов достигается за счет выбора соответствующей системы управления колесами (осями) прицепных звеньев.

Известно, что для обеспечения следования полуприцепа траектории тягача передаточное отношение системы управления полуприцепом должно изменяться в пределах от ¥ до 0 с различной интенсивностью в зависимости от режимного коэффициента поворота. Создание такой оптимальной системы управления для полуприцепов представляет определенные трудности в связи с тем, что поворот колес полуприцепа должен осуществляться в зависимости от поступательной скорости движения автопоезда и угловой скорости поворота управляемых колес тягача и ее конструктивное исполнение будет слишком сложным. Полученный закон управления колесами полуприцепа существенно нелинейный. Его реализация возможна лишь при применении сложной микропроцессорной системы управления. Вместе с тем, экспериментальные исследования маневренности автопоездов показали, что даже для систем механического управления, реализующих двойной управляющий связь можно достичь минимальных отклонений траектории полуприцепа относительно траектории тягача.

Определены передаточное отношение двойного привода управления на переднюю ось полуприцепа. Показано, что при нормированных значений радиусов поворота автопоезда Rзг = 12,5 м, Rвг = 5,3 м передаточное отношение составило и і0 = 0,92. При уменьшении внешнего габаритного радиуса уменьшается и передаточное отношение привода управления на переднюю ось полуприцепа. Увеличение внешнего габаритного радиуса более 12,5 м приводит к увеличению передаточного отношения привода и уже через радиуса Rзг = 13,0 м оно приближается к единице, т.е. полуприцеп становится неуправляемым.

Результаты статьи могут быть внедрены в системах управления полуприцепами длиннобазовая автопоездов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АВТОПОЕЗД, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, УПРАВЛЯЮЩИЙ СВЯЗЬ, ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ, АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ, ПОЛУПРИЦЕП.

330-338

Анализ способов оценки и улучшения топливной экономичности грузовых автомобилей

В.П. Сахно, В.М.Поляков,
К.С. Жаров

В статье предложены подходы относительно расчетного определения топливной экономичности грузовых автомобилей и приведены сравнительные анализы результатов, определенных на основании этих методик, а также результатов измерений, выполненных во время эксперимента.

Объект исследования - грузовые автомобили (топливная экономичность).

Цель работы - проведение анализа адекватности расчетных методик определения топливной экономичности грузовых автомобилей на основании расчета расхода топлива, потребляемого грузовыми автомобилями при движении в ездовых циклах и определение наиболее подходящей из этих методик.

Метод исследования - сравнительный анализ эксплуатационных характеристик грузовых автомобилей, определенных на основании расчетных и экспериментальных методик.

Приведена актуальность проблемы повышения топливной экономичности. Описаны две методики расчетного определения среднего расхода топлива грузовыми автомобилями, как показателя, характеризующего их топливную экономичность. Первая из этих методик состоит в определении расхода топлива на основании внешней характеристики расхода топлива двигателя и эмпирических формул, вторая - в определении расхода топлива на основании экспериментально определенных значений часовых расходов топлива, соответствующих ряду установившихся режимов работы двигателя, перекрывающих весь диапазон его рабочих режимов. Результаты сравнительного анализа показали, что вторая методика является более точной в сравнении с первой и обеспечивает относительное отклонение результатов в сравнении с экспериментально определенными данными на уровне 4…5%, в то время, как этот показатель в отношении первой методики составляет около 15…20 %. Доказана адекватность обоих методик для проведения сравнительных анализов эксплуатационных характеристик транспортных средств.

Результаты статьи могут быть применены при разработке математических моделей, предназначенных для расчетного определения топливной экономичности грузовых автомобилей.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - улучшение топливной экономичности за счет определения оптимальной конструкции автомобиля.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ, ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ, ДВИГАТЕЛЬ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ.

339-348

Модель и алгоритм управления гибридной силовой установкой автомобиля выполненной по параллельной схеме

В.П. Сахно,
А.Н. Тімков,
А.С. Іванов

В работе рассмотрена методика создания комплексной модели системы управления ГСУ автомобиля с учетом переходов между режимами её работы.

Объект исследования - модель системы управления гибридной силовой установкой автомобиля выполненной по параллельной схеме.

Метод исследования - аналитические исследования.

В результате проведенных аналитических исследований была разработана модель работы и создана комплексная модель системы управления ГСУ автомобиля с учетом переходов между её режимами работы. Рассмотрена модель системы управления автомобиля с ГСУ выполненной по параллельной схеме компоновки. В дальнейшем будет проведено имитационное моделирование разработанной модели управления на базе испытательного стенда оборудованного микроконтроллером семейства Atmega и проведены дорожные испытания на экспериментальном автомобиле с ГСУ разработанном на кафедре «Автомобили» НТУ.

Результаты работы могут быть использованы при оптимизации параметров силовой установки и трансмиссии автомобиля в системе: «автомобиль-среда».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АВТОМОБИЛЬ, МОДЕЛИРОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, СИЛОВАЯ УСТАНОВКА, СКОРОСТЬ, ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СХЕМА, ГИБРИД.

349-356

Функциональные свойства и основные технико-эксплуатационные параметры пожарных машин

Сидлецкого
Сильвия,
Мондзель Максимилиан

В начале статьи дан краткий описание специальных транспортных средств. В следующей части описывается классификация пожарных машин по назначению и строению, а также рассмотрены тенденции развития этих транспортных средств на примере города Жешув.

357-361

Определение емкости тяговых аккумуляторных батарей для некоммерческих автомобилей с гибридной силовой установкой

О.Ф. Ситовский, В.В. Яновский,
А.Н. Кашуба

Целью данной работы является определение необходимой емкости аккумуляторных батарей для автомобилей с гибридной силовой установкой с учетом габаритно-массовых характеристик и величин разовых пробегов.

Проведены теоретические исследования затрат энергии для выполнения автомобилем с электрическим или гибридным приводом городского ездового цикла. С учетом этих затрат энергии и процента распределения длины разовых поездок автомобилей определены необходимые емкости тяговых LiFePO4 батарей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭНЕРГИЯ, БАТАРЕЯ, СИЛА СОПРОТИВЛЕНИЯ, РАЗОВАЯ ПОЕЗДКА, ПУТЬ, СКОРОСТЬ, УСКОРЕНИЕ.

362-368

Оценка экономической эффективности внедрения системы экологического менеджмента транспортного предприятия

В.А. Хрутьба, И.В.Матейчик, В.И.Грищук

В статье выбран метод расчета экономической эффективности внедрения системы экологического менеджмента транспортного предприятия. На основании предложенного подхода рассчитан интегральный экономический эффект внедрения СЭМ АП №2 КП «Киевпассавтотранс» и индекс экономической эффективности.

Целью работы является разработка расчета экономической эффективности внедрения системы экологического менеджмента предприятия транспортно - дорожного комплекса.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- провести анализ существующих методов оценки экономической эффективности внедрения системы экологического менеджмента;

- проанализировать особенности внедрения СЭМ автотранспортных предприятий;

- рассчитать экономическую эффективность системы экологического менеджмента конкретного автотранспортного предприятия.

Обоснование и оценка природоохранных мероприятий является основой экономических методов управления охраной окружающей среды. Оценка экономической эффективности проекта внедрения СЭМ автотранспортного предприятия за фиксированный период времени осуществлена на основе расчета двух показателей - интегрального экономического эффекта и индекса экономической эффективности.

Интегральный экономический эффект Еи внедрения СЭМ АП № 2 КП « Киевпасавтотранс « за 2012 г. равен 99224,34 грн. Индекс экономической эффективности ИЭ равен 2,836, что свидетельствует об эффективности проекта внедрения СЭМ.

Эффективность внедрения СЭМ АП № 2 КП « Киевпасавтотранс « в пересчете на одно транспортное средство предприятия 583,67 грн. Внедрение системы экологического менеджмента на всех АП КП «Киевпассавтотранс» позволит достичь прогнозируемый ежегодный экономический эффект 437754,42 грн.

Результаты статьи могут быть использованы при расчете экономической эффективности внедрения систем экологического менеджмента предприятий транспортно-дорожной отрасли.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА, АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

369-379

Анализ условий реализации проекта сбора и утилизации элементов питания. анализ и оценка условий выполнения проекта

В.А. Хрутьба,
П.И. Чуваев,
О.М. Овраменко

Использование электронного оборудования приводит к образованию большого количества электронных отходов. Предотвращения образования, минимизация, сокращение, повторное использование, рекуперация элементов питания требует срочных решений, которые могут реализоваться в виде отдельных проектов или программ.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- оценка влияния факторов макросреды на результаты деятельности проекта;

- на основе анализа стратегического дерева проблем и дерева целей разработать концепцию проекта и сформулировать SMART-цели проекта;

- на основе анализа стейкхолдеров проекта построить модель Митчела значимости участников, что является основанием определения их ценности и ожидаемых результатов.

Общей целью проекта сбора и утилизации элементов питания есть улучшение состояния окружающей среды из-за уменьшения негативного воздействия на него отходов бытового электрического и электронного оборудования. Конкретная цель проекта в улучшении осведомленности жителей города Киева относительно путей безопасного обращения с отходами бытового электрического и электронного оборудования. Мерами проекта является проведение образовательной компании для молодежи г. Киева об опасности и правильного обращения с отходами бытового электронного оборудования.

Использование методов проактивного управления дя определения русловий релизации проекта сбора и утилизации электронных отходов позволит не только достичь поставленной цели проекта, но и повысить безопасность окружающей среды.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ОТХОДЫ БЫТОВОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ, УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДЕРЕВА ПРОБЛЕМ И ЦЕЛЕЙ, ЗАИНТЕРЕСОВАНЫЕ СТОРОНЫ ПРОЕКТА.

380-388

Безопасность автомобиливи технический осмотр транспортных средств

Юргилевич Марцин

Безопасность автомобилей чаще всего рассматривается в контексте технической исправности транспортных средств. И хотя техническая неисправность транспортных средств как причина ДТП составляет относительно небольшую долю в общем количестве дорожных аварий и рассматривается как менее существенный элемент чем, вообще говоря, поведение человека во время дорожного движения, однако при более анализа данный вопрос имеет более сложный характер. Статья нарушает проблематику безопасности автомобилей в контексте технического осмотра транспортных средств с учетом неисправности транспортных средств как причины ДТП в свете статистических исследований.

389-398

Анализ европейской практики в сфере сертификации авиационных биотоплив

А.В. Яковлєва,
К. Лейда,
С.В. Бойченко,
О.А. Вовк

Проанализирован опыт европейских стран в сфере сертификации авиационного биотоплива. Детальный анализ информации свидетельствует о том, что сырьем для производства авиационного биотоплива может стать большое разнообразие биомассы, но исключительно устойчивой. Основной целью применения авиационных біотоплив является снижение выбросов углекислого газа на 80% по сравнению с применением традиционных авиационных топлив. Сегодня ряд авиакомпаний уже начал практику применения биотоплив для воздушно-реактивных двигателей во время осуществления регулярных рейсов. В статье приведена информация о компаниях, которые уже достигли успехов в данном направлении. Однако, перед применением в авиации биотоплива должны соответствовать ряду определенных требований. С целью унификации этих требований властями Европейского Союза было принято Директиву о возобновляемой енергетике, которую подробно рассмотрено в данной статье. Кроме того, другая Директива - окачестве топлива, также касается обсуждаемого вопроса. В статье представлено подробный обзор указанных документов. Другим вопросом, который обсуждается в данной работе является практика европейских стран по сертификации биопалива на его устойчивость. Описано действующую схему сертификации авиационных биотоплив на устойчивость, а также деятельность ведущих компаний, которые уполномочены осуществлять сертификационные работы такого рода. В статье уделяется внимение критериям, соответствие которым контролируется во время сертификации биотоплив. Среди них выбросы парниковых газов, использование земель с высоким биоразнообразием, использование торфовых земель, социальная устойчивость, средства по защите атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов. Еще одним вопросом, рассмотренным в статье является оценка жизненного цикла биотоплив. Оценка жиненного цикла является инструментом для анализа снижения объемов выбросов парниковых газов в случае применения биотоплив по сравнению с традиционными авиационными топливами. Другими словами она используется как методология для оценки эффективности применения биотоплив. Результаты оценки жизненного цикла альтернативных топлив показали, что топлива полученные из возобновляемого сырья причиняют меншее негативного воздействия на окружающую природную среду по сравнению с традиционными ископаемыми топливами. В статье коротко описано основные наиболее разработанные и популярные технологии производства альтернативных авиационных топлив (как из возобновляемого так и невозобновляемого сырья). Однако, не смотря на то, какое сырье применяется в процессах производства, существует ряд общих требований, которым должны отвечать топлива для воздушно-реактивных двигателей. Эти требования предусматривают определенные физико-химические и эксплуатационные свойства, которыми должны владеть топлива. Указанные свойства рассмотрено в статье и указано на обязательность соблюдения требований относительно качества топлива. В первую очередь это объясняется тем, что качество авиационного топлива играет одну из ключевиы ролей в обеспечении надежности работы воздушных суден и безопасности полетов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АВИАЦИОННЫЕ БИОТОПЛИВА, АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ БИОТОПЛИВА, БИОТОПЛИВА, ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ, АНАЛИЗ ЖЕЗНЕННОГО ЦИКЛА

399-409