Название статьи

Автор(ы)

Аннотация

Стр.

Формирование технологического потенциала авторемонтного производства

Дмитриченко Н.Ф., Левковский А.П.

На основе проведенного анализа состояния производственно-технологического потенциала авторемонтного производства обоснованные факторы развития производственных структур ремонта автотранспортных средств с учетом универсальности и мобильности образов восстановления ресурса автомобильных деталей.

Объект исследования - производственно-технологический потенциал авторемонтного комплекса Украины

Цель работы - оптимизация организационных форм авторемонтных производственных структур с учетом спроса на ремонт автотранспортных средств.

Методы исследования - системное проектирование и объектно-ориентировано управление.

Результаты статьи могут быть использовании при разработке организационно-технических структур авторемонтных предприятий.

Прогнозные предположения относительно дальнейших исследований - поиск оптимальной производственной структуры на основе развития разных форм специализации авторемонтных производственных структур с использованием гибких систем восстановления деталей.

003-008

Определение характеристик потока рабочей жидкости в канале потребления головки цилиндра SO3

Kazimierz Lejda,

Tomasz Kuśnierz

009-017

Улучшение показателей работы дизеля грузового автомобиля при использовании биодизельного топлива

Гутаревич Ю.Ф., Корпач А.А., Левковский А.А.

На основе проведенных исследований предложены пути улучшения топливной экономичности и экологических показателей грузового автомобиля с дизелем, который работает на биодизельном топливе.

Объект исследования - влияние биодизельного топлива на энергетические, топливно-экономические и экологические показатели грузового автомобиля с дизелем.

Цель работы - улучшение топливной экономичности и экологических показателей дизелей грузовых автомобилей.

Методы исследования - экспериментальные и расчетные.

Результаты статьи могут быть использованы при разработке методов адаптации дизеля для работы на биодизельном топливе.

Прогнозные предположения о дальнейших исследований - поиск оптимальных настроек топливной системе дизеля при работе на биодизельном топливе.

018-023

Использование систем ИТ для управления движением в городах на примере предыдущих решений

Kazimierz Lejda,

Krzysztof Łakota

024-030

К определению показателей устойчивости автопоезда

Сахно В.П., Тимков А.Н., Гуменюк П.А., Файчук Н.И.

Необходимость постоянного контроля за углами установки управляемых колес не вызывает сомнений. Это необходимо для обеспечения длительного срока службы шин, низкого сопротивления качения колес, надлежащих|подобающих| показателей устойчивости и безопасности движения, а также экономии топлива. Неперпендикулярность|перпендикуляр| осей мостов и рамы полуприцепа (прицепа) обусловливает их перекос, что может привести к нарушению устойчивости движения.|, что может привести к нарушению ,

Решение задачи об устойчивости движения автопоезда базируется на решении системы дифференциальных уравнений его движения. Установлено, что на величину |какого-нибудь| критической скорости автопоезда наиболее существенно влияет перекос| заднего моста полуприцепа. Так, перекос| этого моста на 10 снижает критическую скорость автопоезда на 15,1%, второго моста автомобиля-тягача - на 12,2%, второго и первого моста полуприцепа - на 6,2 и 5,1% соответственно. Последующий рост перекоса свыше 30 приводит к|до| колебательной неустойчивости.

031-039

Индекс оценки автомобиля с точки зрения безопасности дорожного движения

Dagmara Karbowniczek,

Kazimierz Lejda

040-045

К проблеме бесстружечной обработки фасонных отверстий деталей

Посвятенко Э.К., Нахайчук О.В., Музычук В.И.

В статье рассмотрен процесс формирования внутреннего шлицевого профиля на трубной заготовке методом холодного пластического деформирования.

Объект исследования - технологический процесс обработки фасонных отверстий деталей холодным пластическим деформированием.

Цель работы - усовершенствование расчета граничных деформаций при получении фасонных отверстий деталей холодным пластическим деформированием с последующей практической проверкой теоретических результатов.

Метод исследования - редуцирование шлицевых деталей.

Авторами усовершенствован процесс исследований следующим образом. Построенные плоскости деформирования и граничные поверхности пластичности показали достаточный запас пластичности; обосновано, что при построении траектории нагружения в пространстве безразмерных показателей η и χ ее вид однозначно определяется условиями формирования, характерными для

исследуемого процесса практически не зависит от механических свойств деформируемого металла; определены области деформирования, которые являются наиболее близкими к разрушению по показателям, учитывающих влияние первого и третьего инвариантов тензора напряжений (боковая область и область впадин профиля относительно процесса формирования внутреннего шлицевого профиля), в которых использованный ресурс пластичности достигает значений ψ = 0,34 ... 0,4. С позиций обеспечения запаса прочности подобные расчеты следует производить с учетом показателя, учитывающего влияние третьего инварианта тензора напряжений.

При исследовании процессов холодного пластичного формообразования, сопровождающихся сложным немонотонным деформированием, следует применять модели, учитывающие нелинейный характер накопления повреждений.

Результаты статьи могут найти применение в машиностроении.

046-054

Влияние загрузки пассажиров на городской автобус для определения фактического профиля скорости

Kazimierz Lejda,

Paweł Wojewoda

055-062

Информационные основы формирования и оценки современных производств технического обслуживания и ремонта автомобилей

матейчик В.П., Волков В.П., Комов П.Б., Комов Е.А.

В статье обосновывается перспектива повышения безопасности автомобильного транспорта на основе эффективного воплощения системы ТО и Р в ITS.

Объект исследования - методики расчетов системы ТО и Р, которые направлены на определения параметра времени, являющегося основой в организации комплексов ITS.

Цель работы - мониторинг состояний работоспособности ТС на основе получения исходной информации; расчетов параметров эффективности функционирования; оптимизация параметров инженерно-технической службы предприятия.

Метод исследования - использование интеллектуального программного комплекса для расчетов, анализа и прогнозирования достоверности пребывания наземной транспортной машины в работе, техническом обслуживании и ремонте, формирование и оценки современных производств технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Созданный в структуре интеллектуальных транспортных систем современный информационный комплекс программ аналитико-вероятностной методики позволяет выполнять технологические расчеты для планирования работы системы ТО и Р подвижного состава транспорта и определить оценку выбросов и отходов. Функционирование разработанного алгоритма работы ИПК основано на следующих элементах и процессах: формирование и введение основных исходных данных для работы программы, получение и обработка данных GPS с помощью интернет-сервера, образовывающий совместно вместе с системой ТО и Р ИТС нового поколения; мониторинг временных состояний ТС в целом и поэлементно; связи между основными элементами программы и выход из программы.

Результаты статьи могут быть внедрены для интенсификации деятельности инженерно-технической службы за счет автоматизированного обследования технического состояния ТС, планирования и регулирования работы автотранспортных предприятий в оперативном диалоговом режиме.

Прогнозные предположения относительно развития объекта исследования - повышение эффективности системы ТО и Р за счет улучшения мониторинга технического состояния ТС на основе дальнейшего расширения возможностей программного продукта.

063-070

Отдельные системы мониторинга движения осевой части грузовика

Krzysztof Lew,

Sabina Czapla

071-077

Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха транспортными потоками

Матейчик В.П., Никонович С.О., Сапожник Ю.В.

В статье проведена сравнительная оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами отработанных газов транспортного потока, определенного экспериментально и с использованием уточненной модели дисперсии распределения примесей в атмосфере.

Эмпирически определены зависимости изменения концентраций вредных веществ на разных расстояниях от проезжей части, указаны расстояния на которых наблюдаются превышение ПДК.

Установлены зависимости содержания загрязняющих веществ в придорожной среде от интенсивности транспортного потока. Определены интенсивности транспортного потока при которых наблюдаются допустимые выбросы вредных веществ.

Из использованием уточненной модели, осуществлено оценивание содержимого загрязняющих веществ в придорожной среде для транспортного потока интенсивностью 3250 авт/час. Проверена достоверность расчетов, путем сравнения расчетных значений с экспериментальными.

078-083

Анализ качества услуг, предоставляемых жешувcкими городскими автобусами по результатам опроса

Krzysztof Lew,

Maksymilian Mądziel

084-089

Сертификация тормозных свойств и ее задачи

Грищук А.К., Кравчук П.М., Горпинюк Л.В.

В статье проведен анализ сертификации тормозных свойств автотранспортных средств (АТС) и ее задачи.

Объект исследования - есть сертификация тормозных свойств и ее задачи.

Цель работы - есть анализ нормативных документов относительно тормозных систем АТС во время сертификации.

При присоединении к Женевскому Соглашению "О принятии единственных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выданных на основе этих предписаний" Украина стала полноправным участником одной из самых могучих международных систем сертификации автомобильной техники. Украина приняла на себя обязательство предъявлять требования к конструкциям транспортных средств как отечественного, так и зарубежного производства.

В последнее время процесс оценки качества АТС сводился к утверждению в результате сертификационных испытаний. Решения о производстве и приобретении АТС принимались по результатам испытаний, которые проводились при участии производителя и потребителя, и возникающие расхождения решались в совместимом проведении и анализе результатов этих испытаний. При позитивном решении технический отчет по испытаниям приобретал характер своего рода сертификата, признанного сторонами.

Из анализа данных, приведенных в статье, можно сделать вывод, что требования к тормозной эффективности АТС, что действуют в Украине, обеспечивают достаточно высокие тормозные свойства АТС, которые не поступают зарубежным нормам.

090-094

Исследования воздействия работы за компьютером на способность к вождению транспортных средств

Krzysztof Balawender,

Mirosław Jakubowski, Artur Krzemiński,

Paweł Wojewoda

095-099

Оценка качества работы предприятия автосервиса

Андрусенко С.И., Иванушко А.Н.

В статье определены основные критерии, оценка которых позволяет определить, в полной мере, уровень качественной работы предприятия автосервиса.

Объект исследования - клиенты предприятия автосервиса, его персонал, субподрядчики, владельцы и общество.

Цель работы - построение системы критериев, что позволит комплексно оценить качество работы предприятия автосервиса в целом, с точки зрения всех заинтересованных групп действующих на рынке субъектов.

Методы исследования - системный анализ показателей удовлетворенности групп действующих субъектов.

Оценкой качества такого объекта как предприятие является процесс определения соответствия показателей его деятельности ожиданиям субъектов, выполняющих такую оценку. Объективно характеризующих деятельность предприятия показатели его производственной, коммерческой или финансовой деятельности, отраженные в балансе и отчете о прибылях и убытках. А субъективной характеристикой является, например, его имидж. Установлено, что удовлетворение клиентов от потребления продукта деятельности и от имиджа предприятия способствует увеличению количества клиентов. Это является залогом повышения доходов и доли на рынке. Доволен работой и жизнью в целом персонал обеспечивает высокую производительность труда, лучше относится к клиентам, способствует развитию предприятия, отражается на показателях деятельности и имидже. Владельцы должны быть довольны отдачей вложенного капитала. Довольны владельцы вкладывают больше средств в развитие предприятия. Повышение доходности предприятия и его рыночной стоимости как совокупной стоимости акций приводит к увеличению количества акционеров, вливают новые средства в предприятие. Удовлетворенность субподрядчиков способствует долговременному сотрудничеству, надежности и качества кооперации, установлению взаимовыгодных цен. Деятельность предприятия должна приносить радость обществу благодаря полезности его деятельности и отсутствии вредных последствий.

Результаты статьи, могут быть внедрены в системы оценки рейтинга предприятия автосервиса, определение его сильных и слабых стороне, а также для определения путей улучшения ситуации, в которой находится предприятие.

Прогнозируемое предположения относительно развития объекта исследования - разработка методик определения приведенных выше показателей и их анализ для реальных предприятий автосервиса.

100-106

Сравнительные исследования эксплуатационных параметров двигателя с системой подачи синтетического и дизельного топлива SB3.1/CR5

Mirosław Jakubowski, Krzysztof Balawender

107-112

Концепция оптимизации системы управления безопасностью движения

Мельниченко А.И., Кишка С.П.

Цель работы - проанализировать концепцию оптимизации системы управления безопасностью движения и составить ее алгоритм.

В статье рассмотрены и проанализированы алгоритм оптимизации системы управления безопасностью движения. Система дорожные условия - транспортные потоки - среда является стохастической и взаимодействие подсистем обусловливается множеством независимых факторов со случайными функциями распределения, ДТП являются случайными событиями. Они имеют вероятностную природу и их невозможно предусмотреть заранее. Вместе с тем разная степень взаимодействия подсистем влияет непосредственно на распределение количества ДТП вдоль дороги. Если бы все подсистемы одинаково определяли безопасность дорожного движения, то ДТП через некоторое относительно длительный период времени, должны были бы распределиться вдоль дороги случайно. Однако практика свидетельствует о неравномерном характере распределения приключений вдоль дороги, что, с одной стороны, подтверждает различную степень взаимодействия подсистем, а с другой - указывает на доминирующее влияние одной из подсистем в процессе функционирования системы дорожные условия - транспортные потоки - среда.

Доказанный факт доминирующего влияния дорожных условий на возникновение участков сосредоточения или концентрации ДТП позволяет сделать вывод о возможности повышения безопасности движения на таких участках дороги путем целенаправленного совершенствования дорожных условий. Никакие другие меры существенного результата не дадут. На таких участках дороги управления безопасностью движения наиболее эффективно.

113-118

Окулография как инструмент для поддержки аудита безопасности дорожного движения

Artur Jaworski, Hubert Kuszewski, Kazimierz Lejda,

Adam Ustrzycki, Paweł Woś

119-124

К выбору гис-программ визуализации уровня загрязнения автомобильных дорог

Матейчик В.П., Вайганг Г.О., Римарук К.В.

Целью работы является выбор бесплатной ГИС-программы визуализации ингредиентного и параметрического загрязнения транспортными потоками автомобильных дорог.

В данной статье дана краткая характеристика основных открытых геоинформацыонных систем, таких как GRASS, QGIS, uDig, gvSIG, SAGA, ILWIS и MapWindow GIS. Обзор этих систем позволил рассмотреть широкий диапазон их возможностей. Показано, что для большинства указанных ГИС-программ, операционная система на базе которых они работают, не является существенной. Определено, что только ILWIS и MapWindow GIS могут функционировать только на операционной системе MS Windows.

На основе анализа недостатков и преимуществ основных ГИС Mapwindow GIS выделено как программу с наиболее мощными аналитическими функциями и возможностями для решения проблемы визуализации, обработки и анализа уровня загрязнения автомобильных дорог.

125-130

Заметки о природе понятий безопасности и порядка движения

Marcin Jurgilewicz

131-136

Экспериментальное исследование генераторного газа из разных видов биомассы

Филиппова Г.А., Криворот А.И.

В статье представлены результаты экспериментов по получению генераторного газа из разных видов биомассы.

Объект исследования - генераторный газ, который газифицируется из разной биомассы.

Цель работы - определение выхода и компонентного состава генераторного газа из разной биомассы, температурного характера протекания реакции в генераторе и теплотворности полученного газа.

Метод исследования - проведение экспериментальных исследований и анализ их результатов.

Экспериментальными исследованиями газификации гранул из разной биомассы и разного размера установлены выход, компонентный состав и теплотворность генераторного газа, полученного из древесины, сахарного тростника и фруктовых отходов. Показан температурный характер протекания реакции в газогенераторе. Проанализирован состав полученных генераторных газов.

Полученные результаты будут использованы в дальнейших экспериментальных и теоретических исследованиях.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - поиск и разработка технических мероприятий по повышению эффективности работы ДВС на генераторном топливе и улучшению показателей тягово-скоростных свойств автомобиля с ДВС, работающим на этом виде топлива.

137-143

Характеристики безопасности используемые для перевозки грузов на автомобильном транспорте

Dariusz Konieczny,

Kazimierz Lejda,

Maksymilian Mądziel

144-149

Предельно-всережимное регулирование частоты вращения коленчастого вала колесного транспортного средства сельскохозяйственного назначения

Говорун А.Г., Сельский М.П., Куцый П.В.

В статье приведена принципиальная схема предельно-всережимного регулятора и изображены характеристики топливоподачи при разных способах регулирования частоты вращения коленчастого вала дизеля. Определено, что одним с методов снижения расхода топлива в условиях неустановившихся режимов работы есть ограничение амплитуды колебаний рейки топливного насоса при работе двигателя в условиях неустановившихся нагрузок. Это возможно при помощи использования предельно-всережимного регулятора. Работа двигателя с предельно-всережимным регулятором в любом скоростном и нагрузочном диапазоне осуществляется в зоне перехода регуляторной ветви характеристики в коректорную.

150-154

Правовой анализ деятельности экспедитора

Artur Krzemiński, Kazimierz Lejda

155-159

Оценка эффективности проектов и программ обеспечения устойчивого развития транспортного комплекса

Хрутьба В.А.

Задачей устойчивого развития транспорта является повышение благосостояния населения и обеспечение здоровой, надежной, экономической, социальной и экологической основы как для настоящего, так и для будущих поколений. Эффективность программы устойчивого развития транспорта обеспечивается согласованием социальных, экономических и экологических принципов транспортной политики.

Целью работы является разработка модели оценки эффективности проектов и программ, которые направлены на обеспечение устойчивого развития транспортного комплекса.

Для достижения этой цели необходимо:

- Провести анализ требований к проектам и программ, направленных на обеспечение устойчивого развития транспортного комплекса.

- Построить модели оценки эффективности программы по критериям устойчивого развития транспорта.

- Изучить опыт интеграции подходов устойчивого развития и управления проектами.

- Сформировать интегрированный критерий управления проектами и программами обеспечения устойчивого развития ТДК.

Для успешного внедрения Транспортной стратегии необходимо, на основе определения жизненного цикла программы устойчивого развития ТДК, сформировать ее архитектуру. Пакет портфелей проектов программы на каждой фазе жизненного цикла целесообразно сбалансировать на основе модели оценки эффективности программы внедрения Транспортной стратегии, обеспечивающей соответствие критериям устойчивого развития по показателям Эпр.

Оценка эффективности выполнения программы осуществляется по показателям П5Е2А согласно методологии управления программами Р2М.

Интеграция разработанной модели оценки эффективности программы внедрения Транспортной стратегии по требованиям устойчивого развития с системой показателей эффективности программы согласно методологии управления программами Р2М позволила сформировать обобщенный интегрированный критерий оценки эффективности программы устойчивого развития транспортного комплекса в виде двумерной матрицы. Согласно разработанного критерия создана идеальная модель управления программой устойчивого развития, которая имеет вид правильной треугольной пирамиды. В основании пирамиды лежит треугольник устойчивого развития, а жизненный цикл программы развивается в вертикальной плоскости. Вершина пирамиды соответствует состоянию достижения полной гармонизации индикаторов транспортной деятельности.

Динамика изменения интегрированного критерия позволяет не только определить эффективность выполнения программы устойчивого развития транспортного комплекса, но и прогнозировать ее состояние на каждой фазе жизненного цикла.

160-168

Тестирование самовоспламенения смеси рапсового масла и дизельного топлива

Hubert Kuszewski, Artur Jaworski, Adam Ustrzycki

169-174

Определение ценностей заинтересованных сторон для формирования модели эффективной коммуникации в проектах обращения с отходами

Хрутьба В.А., Зерук В.А., Кручинина К.И.

Ключевым фактором успешной реализации Программы обращения с отходами являются совместные действия всех участников, привлекаемые к выполнению отдельных ее проектов и заинтересованы в положительных результатах программы. Основой согласования действий стейкхолдеров является выявление ценности заинтересованных сторон, которые формируют их ожидания от программы. Определение показателей ценностей, достижение которых в программе, сможет потенциально существенно повысить или, наоборот, снизить активность участия заинтересованных сторон в мероприятиях программы является актуальным и требует поиска новых методов и подходов управления этими проектами, программами и портфелями проектов.

Целью работы является определение ценностей между сторонами в проектах обращения с отходами на основе анализа заинтересованных сторон проекта.

Для достижения поставленной цели решались ряд задач:

- Определить заинтересованные стороны проекта;

- Провести SWOT-анализ для всех заинтересованных сторон проекта;

- Выявление ценностей заинтересованных сторон (стейкхолдеров).

Проекты и портфели проектов, которые реализуются в рамках Программы обращения с отходами, зачастую осуществляются отдельными бизнес-структурами и требуют соответствующей координации действий. К множеству стейкхолдеров таких проектов, относят государственные структуры, бизнес-единицы и общественность. К государственных структур чаще всего относят организации государственной или коммунальной собственности, которые представляют интересы государства или местного сообщества. Бизнес-структуры, которые непосредственно участвуют в реализации проектов Программы - перевозчики ТБО, перевозчик-логист, мусороперерабатывающий или мусоросжигательный завод, мусоросортировочные линии и т.д.. Общественность представлена общественными организациями или неформальными группами, которые реализуют образовательные проекты или проекты, имеющие целью уборки определенных территорий. Отдельной заинтересованной стороной проектов Программы является местное население, которое может быть определено как внешний стейкхолдер.

На основании анализа заинтересованных сторон и SWOT-анализа стейкхолдеров, обнаруженные ценности и ожидания сторон, существенно и несущественно влияют на реализацию проекта обращения с отходами. Определены ценности сторон которые дублируются, позволяют интеграции ожиданий повышает активность стейкхолдеров. Например: общие интересы государства и населения к улучшению состояния окружающей среды Д Н, общие ожидания при внедрении раздельного сбора ТБО - ККС ЖЭК, потребность постоянно повышать культуру обращения с отходами населения объединяет интерес государственных структур и общественных организаций ККС ЭО и другие. Это позволяет предложить направления корректировки мероприятий программы, переориентировав их на достижение ценностей, которые действительно обеспечивают существенное повышение активности заинтересованных сторон. В рамках данной программы именно это является основой для эффективного взаимодействия всех других заинтересованных сторон.

Таким образом, стратегия проекта обращения с отходами приобрела четкого и определенного характера, в дальнейшем позволит исследовать и определить насколько эффективным и результативным будет реализация данных проектов именно по этой программе и позволит регулировать и управлять связки между заинтересованными сторонами и вводить необходимые корректирующие действия в начальное время.

175-182

Технология выравнивания цилиндрических отверстий диска турбины из сверхпрочного никеля обеспечивающая интегральную поверхность

Jacek Michalski

183-194

Методика подбора альтернативных моторных топлив для транспортных средств

Захарчук В.И.

В статье предложена методика комплексной оценки перспективности перевода колесных транспортных средств на альтернативные моторные топлива.

Объект исследования - процесс эксплуатации транспортных средств на альтернативных моторных топливах.

Цель работы - разработка методики оценивания показателей функционирования транспортных средств, двигатели которых работают на альтернативных топливах.

Метод исследования заключается в применении системного анализа для оценки показателей работы транспортных средств на альтернативных топливах.

Разработана методика подбора альтернативных моторных топлив для транспортных средств, которая основана на сравнении альтернативных топлив с базовым одновременно по показателям их технической приспособленности к двигателю, экологической безопасности и экономической эффективности эксплуатации. Причем, категория опасности транспортного средства включает не только количество выбросов вредных веществ, но и их токсикологические характеристики. Основой методики есть модель эксплуатационной системы «топливо-транспортное средство», состоящая из двух подсистем, объединенных конечной целью их функционирования - выполнение транспортной работы.

Результаты статьи могут быть внедрены в технологиях использования альтернативных топлив в автомобильном транспорте и сельскохозяйственном производстве.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - комплексное и системное решение вопросов, связанных с улучшением эксплуатационных показателей транспортных средств, позволит определить рациональные пути расширения использования альтернативных моторных топлив.

195-201

Анализ материала и геометрии разрушенных коленчатых валов, образовавшихся при испытаниях на надежность двигателей внутреннего сгорания

Jacek Michalski

202-210

Методические аспекты формирования комплекса требований к автомобилям оперативных служб

Лукьянченко А.Ю., Веревка Д.И.

В статье проведен анализ назначения оперативных транспортных средств, определены элементы согласно которым формируются требования к транспортным средствам, предложены общие требования к оперативных транспортных средств и критерий эффективности оперативного автомобиля, а также соответствие существующих оперативных автомобилей сформированным требованиям.

Цель работы - анализ существующих требований к автомобилям оперативных служб, обобщения функций оперативных автомобилей и комплексная оценка методов его проектирования и условий эксплуатации.

Метод исследования - системный анализ эксплуатационных и конструктивных параметров автомобилей оперативных служб.

Эксплуатационные и конструктивные характеристики автомобилей оперативных служб непосредственно влияют на эффективность работы той или иной службы. Анализ существующих исследований в выбранной сфере показал, что процесс совершенствования эксплуатационных характеристик оперативных автомобилей в основном направлен на разработку более прогрессивных элементов надстройки, которая предназначена для выполнения непосредственно специализированных функций. При этом без внимания остается базовое шасси оперативного автомобиля и комплексная эффективность оперативного автомобиля.

Предложен новый подход к оценке эксплуатационных характеристик оперативного автомобиля как целостной системы и определены требования, соответствие которым обеспечит наивысшую эффективность оперативного автомобиля.

Результаты статьи могут быть использованы в качестве базы для дальнейших исследований в области повышения эффективности оперативных автомобилей.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - формирование комплексных критериев эффективности оперативных автомобилей, формирование требований к отдельным функциональных элементов и к автомобилю в целом с учетом целевого назначения и адаптивности оперативных автомобилей.

211-216

Факторы, влияющие на уровень автострахования в Польше

Edyta Zielińska

217-224

Результаты расчетов топливной экономичности и экологических показателей двигателя внутреннего сгорания по циклу предпускового прогрева и пуска при использовании системы комбинированного прогрева

Грицук И.В.,

Адров Д.С., Краснокутская З.И.,

Вербовский В.С.

В статье приведены результаты математического моделирования работы стационарного двигателя внутреннего сгорания при использовании системы комбинированного прогрева с тепловым аккумулятором фазового перехода по циклу предпускового прогрева, пуска и ускоренного прогрева после пуска.

Объект исследования - показатели топливной экономичности и экологические показатели двигателя внутреннего сгорания при осуществлении пуска и прогрева.

Цель работы - определение топливной экономичности и экологических показателей двигателя на математической модели по циклу предпускового прогрева при использовании системы комбинированного прогрева с тепловым аккумулятором фазового перехода.

Метод исследования - расчетный метод определения показателей теплового состояния двигателя, массовых выбросов вредных веществ и расхода топлива в процессе его прогрева при различных условиях окружающей среды.

При эксплуатации двигателей внутреннего сгорания в условиях низких температур возникает проблема их запуска и предварительного предпускового прогрева для работы под нагрузкой, которая объясняется нарушением их нормального теплового состояния. Эффективность использования ДВС и его экологическая безопасность существенно зависит от времени, затрачиваемого на предпусковую подготовку, содержащую комплекс мероприятий, обеспечивающий уверенный и безаварийный пуск двигателя и ускоренную подготовку его к принятию нагрузки. Устранение вышеуказанных проблем целесообразно выполнять путем использования системы комбинированного прогрева с тепловым аккумулятором фазового перехода в процессе предпусковой подготовки двигателя. В статье приводятся результаты определения топливной экономичности и экологических показателей двигателя на математической модели работы стационарного ДВЗ при использовании системы комбинированного прогрева с тепловым аккумулятором фазового перехода по циклу предпускового прогрева, пуска и ускоренного прогрева после пуска.

Результаты статьи могут быть внедрены в конструкциях систем комбинированного прогрева с тепловыми аккумуляторами двигателей при выполнении их предпускового прогрева и ускоренного прогрева после пуска.

Прогнозные предположения относительно развития объекта исследования - поиск соответствующей конструкции системы комбинированного прогрева с тепловым аккумулятором фазового перехода, обеспечивающий оптимальный предпусковой прогрев двигателя.

225-232

Влияние отдельных факторов на транспортные перевозки в Польше

Mirosław Liana, Mariola Nycz,

Mirosław Śmieszek

233-240

Сравнительный анализ движения автомобиля в дорожных заторах

Ситовский О.Ф.

В статье приведены результаты экспериментальных исследований тягово-скоростных свойств легкового автомобиля малого класса при движении в городских условиях.

Цель работы - детальное исследование при повседневной эксплуатации движения легкового автомобиля в обычном режиме и в дорожных пробках.

Метод исследования - статистический анализ результатов экспериментальных исследований.

При движении в городских условиях легкового автомобиля малого класса время поездки в пробках составляет до 40%, путь до 10%, а расход топлива составляет 20-30% от общего.

При том, что режимом поездки в заторе считается движение автомобиля со скоростью от 0-20 км/ч можно рекомендовать для уменьшения потерь устанавливать на автомобили гибридные силовые установки с электрическим приводом.

Результаты статьи могут быть использованы при проектировании легковых автомобилей малого класса, в том числе и с гибридными силовыми установками.

241-244

Методы лазерной навигации в автоматически управляемых транспортных средствах

Mirosław Śmieszek,

Paweł Dobrzański, Magdalena Dobrzańska

245-252

Оценка устойчивости неподвижного сдвоенного автомобильного колеса против бокового скольжения

Абдулгазис А.У., Феватов С.А.

В статье приведены результаты исследования влияния распределения нормальных реакций дороги между шинами неподвижных сдвоенных колес на величину предельной по сцеплению боковой реакции дороги.

Объект исследования - сдвоенное автомобильное колесо

Цель работы - определение условий для обеспечения максимального бокового коэффициента сцепления сдвоенных колес автомобиля.

Метод исследования - аналитический метод определения бокового коэффициента сцепления сдвоенных колес автомобиля с дорогой.

Устойчивость движения является одним из наиболее важных эксплуатационных свойств автомобилей, влияющих на безопасность движения. Указанное свойство в значительной степени определяется техническим состоянием шин. Наибольшее влияние на устойчивость движения автомобиля оказывает сцепление колеса с дорогой, предельная по сцеплению боковая реакция дороги. При установке сдвоенных колес на величину предельной по сцеплению боковой силы оказывает распределение нормальных реакций дороги между шинами сдвоенных колес. В результате проведенного исследования получена математическая модель определения бокового коэффициента сцепления неподвижных сдвоенных колес с дорогой и определены рациональные распределения нормальных реакций между шинами сдвоенных колес по условию получения максимального бокового коэффициента сцепления.

Использование предложенной математической модели позволило определить, что максимальный боковой коэффициент сцепления неподвижных сдвоенных колес с дорогой может быть реализован при доле суммарной нормальной нагрузки, приходящейся на внутреннее колесо, равной 0,5.

253-260

Исследование полумягких двуместных пассажирских автобусных сидений на соответствие требованиям гсту un/ece r80-00:2002

Когут В.М., Горбай О.З., Керницкий И.С., Сава Р.В.

Объект исследования - полумягкие автобусные пассажирские сиденья.

Цель работы - выбор рационального варианта компьютерного моделирования, который позволяет проводить адекватную проверку прочности сидений автобусов на соответствие их конструкции требованиям единых технических предписаний относительно официальной сертификации сидений крупногабаритных пассажирских дорожных транспортных средств и официальной сертификации транспортных средств в отношении прочности сидений и их креплений.

Метод исследования - компьютерное моделирование с использованием современных программных пакетов, например LS-D YNA, APM Winmascine, с целью создания адекватных математических моделей, соответствующих результатам натурных экспериментальных исследований.

В работе приведены экспериментальные данные и осуществлено компьютерное моделирование с целью определения соответствия автобусных полумягких двуместных пассажирских сидений требованиям единых технических предписаний относительно официальной сертификации сидений крупногабаритных пассажирских дорожных транспортных средств и официальной сертификации транспортных средств в отношении прочности сидений и их креплений.

261-271

Несоразмерная фаза в политипах кристаллов tlgase2

Исаенко Г.Л.

Работа посвящена исследованию особенностей температурных зависимостей диэлектрической проницаемостей политипов С и 2С кристаллов TlGaSe2 в областях фазовых переходов, которые сопровождаются возникновением несоразмерных фаз.

Объект исследования - фазовые переходы в сегнетоэлектриках-полупроводниках TlGaSe2.

Цель работы - экспериментально исследовать влияние политипии на структурные преобразования в кристаллах TlGaSe2, особенно на ФП, которые связаны с возникновением в них несоразмерной фазы.

Метод исследования - в работе использовался комплексный метод рентгенографических исследований и измерений температурных зависимостей диэлектрической проницаемости кристаллов. Рентгеноструктурные исследования кристаллов TlGaSe2 проводились с помощью автоматизированной установки, созданной на базе рентгеновского дифрактометра ДРОН-4-07. Анализ результатов, полученных при исследованиях, был проведен с помощью стандартных компьютерных программ в рамках общепринятых теоретических подходов.

Результаты статьи могут быть использованы при разработке на основе кристаллов TlGaSe2 функциональных элементов для измерения температуры, давления, пироэлектрических приемников электромагнитного излучения, температурных элементов памяти, а также для создания новых и усовершенствования существующих теоретических моделей возникновения и трансформации с температурой полярного состояния в кристаллах сегнетоэлектриков-полупроводников с несоразмерной фазой.

272-278

К вопросу об исследовании коррозионного воздействия биодизельных топлив на основе эфиров растительных масел

Подписнов В.С.

В статье описаны и проанализированы результаты экспериментального исследования коррозионного воздействия штатного и биодизельного топлив на основные конструкционные материалы, использующиеся при производстве дизельных двигателей.

Объект исследования — влияние физико-химических свойств биодизельных топлив на коррозионный износ двигателя.

Цель работы — обоснование целесообразности использования биодизельных топлив с точки зрения их химической агрессивности относительно деталей у узлов механизмов и систем двигателя.

Метод исследования — экспериментально-аналитический.

Для расширения топливной базы автомобильного транспорта все большее и большее распространение получают биодизельные топлива, т.е. топлива на основе эфиров жирных кислот растительных масел, а также смесевые топлива на их основе. Они имеют ряд преимуществ, что делает их использование очень перспективным. Однако использование биодизельных топлив в качестве топлив для дизелей предшествует изучение их физико-химических свойств и оценка возможности использования исходя из этого изучения. В частности, важным является исследование коррозионного влияния биотоплив на конструкционные материалы, использующиеся при производстве двигателей. Проведенное экспериментальное исследование показало, что использование биодизельного топлива на основе этилового эфира рапсового масла является наиболее уместным исходя из данного аспекта.

Результаты статьи могут быть учтены при разработке технических условий на использование биодизельных топлив в качестве топлива для дизелей.

Прогнозные предположения относительно развития объекта исследования — разработка рекомендаций касательно определения оптимальных физико-химических характеристик смесевых топлив на основе этилового эфира рапсового масла.

279-283

Методика определения ряда передаточных чисел коробки передач из условия минимального времени разгона автомобиля

Корпач О.А.

В статье приведена методика определения ряда передаточных чисел коробки передач из условия минимального времени разгона автомобиля до максимальной скорости движения.

Объект исследования - коробка передач автомобиля.

Цель исследований - определение ряда передаточных чисел коробки передач автомобиля из условия минимального времени разгона автомобиля до максимальной скорости.

Метод исследований - расчетный с использованием математической модели.

Определены основные этапы проведения оптимизации любых технических систем с целью повышения качества их функционирования, на примере системы «двигатель-трансмиссия» автомобиля. В качестве целевой функции выбрано время разгона автомобиля до максимальной скорости движения, которое лучше всего характеризует показатели тягово-скоростных свойств автомобиля. Разработана методика определения лучших (оптимальных) значений передаточных чисел коробки передач, обеспечивающих минимальное время разгона автомобиля. Проведено сравнение разработанной методики с другими способами определения ряда передаточных чисел коробки передач.

Результаты расчетов показали, что ряд передаточных чисел, рассчитанный по методике, которая обеспечивает минимальное время разгона автомобиля до максимальной скорости, на примере автомобиля ГАЗ 31105 «Волга» с двигателем ЗМЗ 40621.10 позволяет уменьшить время разгона до максимальной скорости на 12,5% по сравнению с базовым рядом передаточных чисел.

Результаты исследований, приведенные в статье, могут быть использованы при проектировании и совершенствовании трансмиссии автомобиля.

284-290

Управление рисками при перевозке нефтепродуктов специальными автотранспортными средствами

Зюзюн В.И., Демченко Ю.А.

В статье рассматривается вопрос управления рисками проекта перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом как технической системы.

Разработана креативная модель проекта перевозки нефтепродуктах автомобильным транспортом. Созданная модель "черного ящика" позволяет отобразить входы и выходы системы необходимые для изучения одной из сторон ее функционирования. Анализ модели показал, что риски в проектах перевозки нефтепродуктов могут возникать на всех стадиях проектного жизненного цикла.

Рассмотрены основные экологические риски проекта, которые могут возникать на протяжении всего жизненного цикла функционирования. В результате идентификации проектных рисков было выделено следующие группы: управленческие, технические, коммерческие, временные, предпринимательские, финансовые, экологические. Среди них риски: разлив нефтепродукта при заполнении автоцистерн; авария при перевозке нефтепродуктов; загрязнение окружающей природной среды отходами предприятия-перевозчика; загрязнение окружающей природной среды отработанными газами.

Созданная карта-схема управления экологическими рисками при перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом, позволяет, путем экспертной оценки, установить значимость от 1 до 4 баллов, где 1 - невесомый влияние на окружающую природную среду, 4 - очень существенное влияние на окружающую среду, а также содержит комплекс мер, на основе которых можно принимать решение об уменьшении экологических рисков.

291-298

К анализу устойчивости автопоезда в тормозном режиме

Прогний П.Б.

На основе проведенного исследования выяснена сущность понятия устойчивости автопоезда в тормозном режиме. В работе проанализированы факторы, влияющие на устойчивость транспортного средства в процессе торможения. Среди них стоит выделить такие: неравномерность коэффициента сцепления под левым и правым бортами автомобиля; появление вращающего момента в горизонтальной плоскости через неравномерность действия тормозных механизмов; неравномерное распределение тормозных сил между осями транспортного средства; асинхронность срабатывания тормозных механизмов, появление усилия сжатия в сцепном устройстве и пр. Выделены критерии, которые можно использовать для оценки устойчивости автомобильного поезда в тормозном режиме. К ним относят: линейное отклонение от заданной полосы движения; линейное отклонение от линии направления движения; угловое отклонение от линии направления движения; время срабатывания тормозных механизмов; отклонение центра масс автомобиля от заданной траектории. Эффективность торможения оценивают по такими основным критериям: общая удельная тормозная сила; устоявшееся замедление; величина тормозного пути; начальная скорость торможения.

299-305

Влияние вида топлива на эксплуатационные свойства автомобиля

Манько И.В.

В статье рассмотрено влияние вида топлива на оценочные показатели эксплуатационных свойств автомобиля. Показано, что при переводе автомобиля на питание сжиженным нефтяным газом тягово-скоростные свойства автомобиля несколько улучшаются, а экологичность автомобиля ухудшается. Показатели топливной экономичности, выражены в массовых единицах расхода топлива за цикл, уменьшаются при работе на СНГ, а в объемных единицах увеличиваются.

Объект исследований - влияние вида топлива на оценочные показатели эксплуатационных свойств автомобиля. Целью данной работы является определение и сравнение тягово-скоростных, топливно-экономических и экологических показателей автомобиля оборудованного двигателем с искровым зажиганием и современными системами впрыска бензина и ЗНГ при работе на обоих видах топлива.

306-310

Конструктивные аспекты адаптивности центробежного вариатору мототранспортные средства

Лукьянченко А.Ю., Литовченко В.В.

Представлены результаты исследований новой бесступенчатой механической трансмиссии на базе центробежного вариатору, которая имеет адаптированную систему управления.

В статье рассмотрены изменения конструкции существующих клиноременных вариаторов. За счет изменений рабочие усилия выполняют функции управляющих, а их распределение более рациональны. Указаны основные параметры, от которых зависит время изменения работы механизма и время установления равновесия между входными и выходными параметрами управления трансмиссии. Этого можно достичь, когда кинематически есть возможность применения центробежной силы грузиков клиноременного вариатора не на преобразование осевых усилий, а на силу натяжения ремня. Тогда центробежная сила будет действовать в плоскости движения ремня без потерь при преобразовании, что дает возможность более эффективно ее использовать. Порядок изменения передаточного отношения, определяется изменением частоты обетання коленчатого вала ДВС. Преимуществом применения рабочих усилий заключаеться в том, что при увеличении передаточного отношения, увеличиваеться одновременно и радиус вращения грузиков. С каждым увеличением центробежной силы за счет увеличения радиуса, уменьшается необходимая частота вала ДВС, что приводит к экономии топлива. С другой стороны, при увеличении момента инерции ведущего колеса уменьшается нагрузка на грузики вариатора. По способу работы такой вариатор уже не относится к клиноременному. Его рабочие усилия не фрикционные дисков, а центробежные грузиков. Поэтому такого вида вариатор следует классифицировать, как центробежный.

Цель публикации - определить условия уменьшения времени реакции бесступенчатых механических клиноременных вариаторов мототранспортных средств.

Объект исследования - клиноременной вариатор мототранспортного средства.

Результаты статьи могут быть внедрены в дальнейших исследованиях систем управления вариаторов и условий их функционирования.

Прогнозируемые результаты по исследованию новой конструкции клиноременного вариатора - уменьшение времени передаточного отношения трансмиссии.

311-315

Повышение конкурентоспособности автотранспортных предприятий как направление управления и маркетинга

Малыхина С.В.

В статье раскрыта необходимость развития методологии управления конкурентоспособностью предприятия и определены основные направления маркетинговой деятельности на автомобильном транспорте.

Необходимость развития методологии управления конкурентоспособностью обусловлена достижениями мировой экономической науки и успехами и поражениями практической управленческой деятельности на макро и микроэкономическом уровнях. Сегодня выживание и успешное функционирование субъектов хозяйствования на рынке не может обеспечиваться традиционными управленческими технологиями.

Эффективное функционирование автотранспортного предприятия, рациональное использование трудовых, материальных, финансовых ресурсов и горюче-смазочных материалов, качество перевозки грузов и пассажиров, оптимизация процессов обеспечения необходимого уровня работоспособности подвижного состава существенно зависит от маркетинговой деятельности соответствующей службы АТП.

Для эффективной взаимосвязи в пространстве и времени производственных процессов, перевозок, ремонта и технического обслуживания подвижного состава необходима централизация управления и контроля, которая обеспечивает согласованную работу отдельных цепей АТП.

Результатом маркетинговых исследований является оценка потенциальных возможностей предприятия и его позиций на конкретном рынке. Соответственно, эффективность мероприятий по обеспечению конкурентоспособности предприятий во многом зависит от цели маркетинговых исследований. Цель должна быть качественно и количественно ориентированной. Качественными ориентирами в этом случае является повышение организационно-технического уровня производства, выбор действенных методов позиционирования предприятия на рынке. Количественным ориентиром обнаруживается повышение уровня доходности предприятия.

316-321

Модель функционирования системы инвестирования предприятий дорожной отрасли с использованием государственно-частного партнерства

Хмелевський М.О., Цюман Є.С.

Цель работы - разработка модели функционирования системы инвестирования предприятий дорожной отрасли с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Метод исследования - метод системного анализа.

Разработана модель функционирования системы инвестирования предприятий дорожной отрасли с использованием государственно-частного партнерства. Модель функционирования является основой для получения статистической математической модели, которая позволит оптимизировать транспортно-эксплуатационные показатели автомобильной дороги при соответствующих финансовых обязательствах государства перед инвестором и степени транспортной загрузки дороги для обеспечения возможности качественного содержания дороги предприятиями дорожной отрасли.

Результаты статьи могут быть использованы при изучении или решении вопросов связанных с инвестированием дорожной отрасли, развитием инфраструктуры, логистикой.
Прогнозные предположения относительно развития объекта исследования - разработка статистической математической модели, которая будет способствовать лучшему привлечению инвестиций в дорожные предприятия и дорожно-строительную отрасль. Оптимизация использования инвестиционных ресурсов, транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги при соответствующих финансовых обязательствах.

322-327

Тариф как основная составляющая тарифной системы оплаты труда

Боровик Н, А., Карпенко Е.В.

В статье были рассмотрены основные составляющие формирования тарифной ставки как важной составляющей тарифной системы оплаты труда.

Объект исследования - тарифные ставки первого и каждого следующего разрядов.

Цель исследования - определение основных составляющих тарифной ставки первого и каждого следующего разрядов и факторов влияния на тарифную ставку.

Метод исследования - эмпирические и теоретические методы анализа.

Рассмотрено основные составляющие тарифа - выраженного в денежной форме абсолютного размера оплаты труда в единицу времени. На основе тарифной ставки первого разряда рассчитываются ставки каждого следующего разряда. Тариф первого разряда рассчитывается как произведение минимальной часовой заработной платы, индекса инфляции и повышающего коэффициента. Минимальная часовая заработная плата рассчитывается как результат деления месячного размера минимальной оплаты труда на месячную норму рабочего времени, рассчитанную по годовому календарному номинальному фонду рабочего времени при соответствующей его недельной норме. Индекс инфляции или индекс потребительских цен - показатель, который характеризует изменения общего уровня цен на товары и услуги, приобретенные населением для непроизводственного потребления. Что касается повышающего коэффициента, то он включает у себя все факторы, которые имеют влияние на формирование базового уровня заработной платы работника. Все факторы влияния можно разделить на внешние(по отношению к предприятию), которые определяют средний уровень заработной платы на отраслевом рынке труда, и факторы, которые определяют уровень базовой заработной платы и находятся внутри организации. При обосновании базового (минимального) тарифа важно учитывать его соотношение с максимальной заработной платой (максимальным окладом) на предприятии, его связь с уровнем занятости населения. Большое влияние имеет и производительность труда, которая играет ключевую роль в формировании снова созданной стоимости. Чем выше добавленная стоимость, которая создается одним работником, тем больше возможности для повышения заработной платы.

328-334

Анализ методики активного реагирования при автоматизированной системе управления запасами

Хаврук В.О.

В статье рассмотрена проблематика управления запасами на основе анализа автоматизированной системы с активным реагированием на смену объемов запасов.

Объект исследования - система контроля состояния запасов.

Цель работы - анализ и общая характеристика методики активного реагирования при автоматизированной системе управления запасами.

Определенны виды контроля за состоянием запасов. Представлена модифицированная система контроля уровня запаса на основе модели ЕОQ с использованием концепции RОР. Рассматриваются разные варианты применения активных методов реагирования при возникновении: «дефицита», «затоваривания», нестандартной ситуации.

Приводится перечень активных методов управления запасами, которые могут применяться менеджерами-логистами.

Результаты статьи могут быть использованы для разработки программного средства автоматизации процесса активного реагирования на критические ситуации возникновения дефицита и затоваривание.

335-342

К определению экологичности товаров и продвижения их на рынке согласно концепции экологического маркетинга

Кобзистая О.П., Барабаш Е.В., Зварыч З.Р.

Сегодня необходимость в удовлетворении экологических потребностей занимает значимое место в системе потребительских ценностей человека. Рынок экологических товаров развивается благодаря существованию и развитию экологических потребностей. Если для традиционного маркетинга характерно ориентирование деятельности на традиционные потребности, то для экологического - на экологические нужды потребителей.

Исходя из проблематики, целью работы было рассмотреть методику оценки экологичности товаров и разработать алгоритм продвижения экологических товаров на рынке согласно маркетинговой стратегии предприятия.

Рассмотрена методика определения уровня экологичности товара путем их оценки. Интегральная оценка воздействия товара на окружающую среду определяется как среднее арифметическое полученных общих оценок воздействия товара на каждого из реципиентов. Уровень экологичности находится путем усреднения определенных интегральных оценок. В зависимости от полученного уровня экологичности товар можно отнести к одной из групп, выделенных по степени экологичности.

Для эффективного продвижения экологических товаров на рынке предложен алгоритм, состоящий из семи главных этапов: определение целевой аудитории, определение целей продвижения, создания экологической легенды, составление сметы расходов, выбор средств воздействия, формирования каналов обратной связи, управления коммуникационным процессом и его координация.

Таким образом, проанализировав подходы к экологизации рынка и маркетинга прежде целесообразно проводить оценку экологичности товаров и разрабатывать план эффективного продвижения экологических товаров с учетом целей, структуры и бюджета продвижения продукции. Оптимальность путей развития с точки зрения экономической целесообразности и экологической приемлемости, принятых субъектами хозяйствования, является гарантом развития экологического маркетинга в стране.

343-349

Аудит как эффективный инструмент экологической деятельности предприятий пищевой отрасли

Барабаш Е.В., Кобзистая О.П.

Пищевая промышленность - одна из крупнейших отраслей промышленности Украины. От уровня ее развития, стабильности и функционирования зависит состояние экономики и безопасность государства, развитие внутреннего и внешнего рынков, а также уровень жизни населения.

Целью работы было оценить влияние и экологические последствия деятельности предприятия на окружающую среду, установить соответствие его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и распоряжений государственных и природоохранных органов.

В результате проведенного экологического аудита определили несоответствия в деятельности предприятия и предложили меры по их устранению. Проведенный экологический аудит для ООО "Барви Полісся" предоставит необходимые рекомендации и предложения для разумной экологической стратегии предприятия, снизит риск развития острых экологических проблем.

350-358

К эколого-экономической оценке замены природных материалов металлургическими шлаками при строительстве дорог

Крюковская Л.И.

В статье выполнен анализ проблемы использования металлургических шлаков и обоснованы объемы замены природных материалов металлургическими шлаками при строительстве различных технических категорий дорог.

Разработана структура эколого-экономической эффективности замены природных материалов металлургическими шлаками при строительстве автомобильных дорог.

Были определены общие стоимости материалов, которые необходимы для устройства слоя основы 1 км дороги за стоимостями 1 т гранитного и шлакового щебню.

Выполненная сравнительная оценка общей стоимости материалов при замене естественного гранитного щебню шлаковым щебнем для строительства 1 км показала экономический эффект 110.330 тыс. грн. с учетом категории автомобильной дороги.

359-364

Исследование эффективности применения шахтного метана в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания

Бумага А.Д., Цюман Н.П., Яновский В.В., Крахин С.В.

Цель работы - исследование эффективности применения шахтного метана в качестве топлива для газовых двигателей.

Методы исследования - методы математического моделирования рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания.

Оценена эффективность применения шахтного метана в качестве топлива для газовых двигателей. Газовый двигатель при работе на шахтном метане с содержанием метана 45% развивает мощность на 15% меньше чем на природном газе и на 5% меньше при 75%-ном содержании метана в топливе. Эффективный расход теплоты в зоне малых нагрузок наименьший для газа с содержанием метана 45%, в зоне высоких нагрузок - для природного газа.

Результаты статьи могут быть использованы для принятия решения о целесообразности использования шахтного метана в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания различного назначения, оценки возможных технико-экономических показателей двигателей, потребляющих шахтный метан.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - разработка на основе исследований на математической модели рабочего цикла двигателя рекомендаций о рациональных значениях регулировочных параметров двигателя при его работе на шахтном метане, оценка основных технико-экономических показателей автомобиля при его работе на шахтном метане на основе расчетных исследований с использованием разработанной математической модели.

365-369

Перспективы применения биодизельного топлива в автомобильных двигателях

Ильченко А.В.

В статье проведен анализ возможностей применения биодизельного топлива в автомобильных двигателях. Рассмотрено влияние биодизельного топлива на показатели топливной экономичности, токсичности отработанных газов и износостойкость деталей двигателя.

Объект исследования - биодизельное топливо.

Цель работы - уменьшение объемов потребления топлив нефтяного происхождения и снижение выбросов вредных веществ с отработавшими газами автомобильных двигателей путем использования биодизельного топлива.

Методы исследования - аналитические.

Результаты статьи могут быть использованы для исследования эффективности применения биодизельного топлива в автомобильных двигателях.

Прогнозные предположения о дальнейших исследований - улучшение эффективности применения биодизельного топлива в автомобильных двигателях.

370-373

Усовершенствование системы экологического менеджмента автотранспортного предприятия

Коломиец С.В., Дмитраш Т.О., Кит А.В., Ткаченко Ю.С.

Цель работы - разработка рекомендаций по усовершенствованию СЭМ на примере автобусного парка № 2 г. Киева, комунального предприятия "Киевпастранс".

Разработка и внедрение СЭМ предусматривает выполнение следующих стадий: предварительный анализ, разработка декларации об экологической политике предприятия, составление плана действий в области СЭМ, разработка процедур СЭМ, внедрение и функционирование СЭМ, создание системы измерения и мониторинга; проведение внутренних аудитов; совершенствование.

Основным инструментом усовершенствования СЭМ является цикл Деминга - непрерывный процесс усовершенствования деятельности, представленный в виде циклической последовательности четырех этапов: "планирование - исполнение - контроль - усовершенствование".

В рамках работы по усовершенствованию СЭМ разработана программа внутренних аудитов для подразделений предприятия. Внедрение программы внутренних аудитов на предприятии позволит определить эффективность работы системы как на этапе ее сертификации, так и в процессе ее функционирования; оказать негативное влияние субъектов на окружающую среду, и в дальнейшем его уменьшить, благодаря усовершенствованию СЭМ на предприятии.

374-379

Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду

Чуваев П.И.

В статье обоснована актуальность проблемы экологической безопасности автомобильного транспорта, проанализировано негативное влияние автотранспортных средств на окружающую среду на основании статистических данных. Определены приоритетные направления и меры по повышению экологической безопасности автомобильного транспорта. Были рассмотрены основные элементы выбросов вредных веществ от двигателей внутреннего сгорания при различных режимах их работы.

380-383